Задачи и цели:
- продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, народному творчеству, его истории культуре;
- совершенствование навыков работы с природными материалами;
- развивать творческую активность, внимание, аккуратность;
- дать детям почувствовать себя народными мастерами.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы:
Для учащихся:
- 2 штуки картофеля
- гуаши и кисть
- карандаш
- нож для бумаги
- ткань размером с платок
- ножницы
- музыкальный ряд.
Для учителя:
- предметы ДПИ (солонки, туески, ложки, ковши, вазы, тарелки и т.д.)
- учебная таблица «Хохлома»
- опорная таблица «Стилизация»
- комплект принадлежностей для изготовления штампа.
План урока:
- организационный момент (подготовка к уроку 3-5 минут)
- теоретическая часть: беседа, объяснение материала, инструктаж, поэтапное выполнение штампа (10–15 мин.)
- самостоятельная работа (10–15 мин.)
- Анализ, итоги – (5 мин.)
Ход урока
Приветствие, звучит музыка.
Учитель:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Дети: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!
Учитель: Вспомните ребята, где мы уже встречались с хохломой?
Дети: Народные промыслы.
Учитель:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится опять.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша
ХОХЛОМА.
В жизни вокруг нас много красивого: в тканях, одежде, вышивках, в различной посуде и других предметах, сделанных руками человека. Люди подбирают для предметов нужные материалы, придают предметам красивую форму, окрашивают их в приятные для глаза цвета, украшают узорами. Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. Тут и посуда, и игрушки, женские украшения, мебель и многое – многое другое. И ради этого в городах и селах трудились тысячи ювелиров, кузнецов, гончаров, резчиков, вышивальщиц.
И сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Итак, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.
Учитель: Вспомним, где зародилась Хохлома?
Дети: в Нижегородской губернии на реке Волге зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.
Учитель: А что за дерево использовал для работы мастер?
Дети: Липа, ольха, береза – миски, чашки, ложки и даже большого размера посуду, где можно было хранить муку и заводить тесто.
Учитель: Причем к подбору дерева мастер подходил очень тщательно. Не каждое дерево брал для работы, а долго подбирал, «слушал» его, чтобы дерево было с энергетикой, живым, а иначе считалось, что ложка или другая посуда не получится и долго человеку не послужит. А знатные и богатые люди, какой посудой пользовались?
Дети: В царских и княжеских теремах богатые семьи ели из серебряной и золотой посуды, а у крестьянина лес был рядом.
Учитель: Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки, расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золотого никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Есть пословица: «Голь на выдумку хитра». Это ли не хитрость – превратить дерево в золотую сказку?!
Давайте вспомним, какой узор, какие элементы растительного мотива использовали народные мастера?
Рассматриваем посуду и проговариваем простые элементы хохломской росписи.
Учитель: Поглядеть любо-дорого! Расписные алые ягодки спелой клубники и рябины, диковинные листики, красные венчики, завитушки и капельки, золотая травка на черном фоне. Какая красота! И сегодня мы с вами составим эскиз на ткани, вы уже знакомы с такой работой, и научимся переносить его при помощи штампа. А штамп изготовим из картофеля.
Декоративно оформить ткань можно рисунком различных трав, листьев, цветов, насекомых и других предметов окружающей природы, но эти предметы, мы знаем, нужно упростить, т.е. сделать стилизованными.
Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.
(Приложение 1 – опорная таблица с примером стилизации)
Узор на ткани должен обязательно повторяться. Повторяющаяся часть узора называется раппортом. Предметы располагают на каком-нибудь фоне, цвет которого должен сочетаться с цветом изображаемого узора. Чтобы узор лучше выделялся на фоне, его обычно, делают темнее или светлее фона.
Провожу инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами и по алгоритму провожу работу над созданием штампа.
Ваша задача:
1) придумать и вырезать из картофеля формы стилизованных растительных
элементов;
2) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов;
3) перенести ее на ткань.
Самостоятельная работа
Дети могут работать как индивидуально, так и в парах.
Музыкальное сопровождение. Желаю успехов!
Помощь учителя отдельным учащимся.
Выставка работ учащихся , анализ и итоги.