Проведение недели краеведения в школе

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель – расширение краеведческого кругозора учащихся.

Основные задачи:

  • Приоритетная - формирование потребности в изучении краеведения.
  • Просветительная - сохранение и популяризация историко-культурного наследия Крутихинского района.
  • Воспитательная - патриотическое воспитание в современных условиях на примере и опыте выдающихся земляков.
  • Образовательная - приобщение учащихся к культуре, литературе, истории, биологии, географии родного края.
  • Информационная - предоставление систематизированной, достоверной информации по краеведению.

Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению природы родного края.

В МКОУ Волчно-Бурлинская СОШ с 1997 года проводятся уроки “Географии села Волчно-Бурлинского”, а с 2007 года ещё и “Географии Крутихинского района”. В школе есть краеведческий музей, летом работает краеведческий отряд, принимаем участие в проведении Дня Земли, отмечаем День Птиц, проводим Марш Парков. Несмотря на такое обилие информации, дети ждут начала декабря, когда в школе проводится “Неделя краеведения”.

Основным мероприятием недели является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия недели, организует их композиционное единство. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности и формированию навыков исследовательской работы. При составлении вопросов викторины каждый раз стараюсь акцентировать внимание на разных частях экспозиции краеведческого музея.

Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведческой недели. Наиболее интересны детям занятия с музейными экспонатами – ребенок, трогая предметы старины, соприкасается с целой эпохой. Во время экскурсии по экспозиции достаточно обратить внимание детей на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать их поисковую деятельность. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями.

В конце недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края” и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе недели.

Мероприятия краеведческой недели отнюдь не требует обязательного посещения всеми учащимися всех мероприятий. При подведении итогов необходимо помнить, что любой ребенок желает быть лучшим, быть победителем.

План проведения недели краеведения в Волчно-Бурлинской школе

5-9 декабря 2011 г.

“Не может родина быть малой, с такой красивою душой”

  • “Мой край. Мы”. Фотовыставка.
  • “Есть этот край, и есть село”. Конкурс знатоков.
  • “Волчно-Бурлинское – Родины частица”. Конкурс сочинений.
  • “Листая старый альбом”. Краеведческий серпантин.
  • “Моя семья – частица истории Отечества”. Конкурс презентаций.
  • “Село моё меж двух озёр”. Конкурс презентаций.
  • “Образы земли родной”. Час искусства по творчеству Крапивиных Г.Н. и Н.Н.
  • “Мои мысли у мемориала”. Познавательная экскурсия.
  • “Храмы села Волчно-Бурлинского”. Урок православия.
  • “Наши знаменитые земляки”. Краеведческие уроки.
  • “Краеведческая рыбалка”. Игра.
  • “Краеведческий калейдоскоп”. Игра.
  • “Старинные народные забавы”. Игры на переменах.
  • “С миру по нитке”. Выставка подарков в кабинете географии.

“…И если я чего-нибудь да стою, то всем обязан этой вот земле!”
Думаю, что это будет интересно!

План проведения Недели заранее вывешивается на доске объявлений, участие в мероприятиях добровольное (в этом все плюсы и минусы!). Фотовыставка оформляется на листах А4 в файлах-вкладышах (мультифорах), со своими оригинальными надписями. Викторина “Есть этот край, и есть село” проводится традиционно, в особых методических рекомендациях нет смысла. Конкурс сочинений – домашняя работа. Интересно проходит краеведческий серпантин “Листая старый альбом”. Нужно рассказать о своих бабушках и дедушках, демонстрируя их фотографии. Приходится расспрашивать родителей, родственников, знакомых,- вот вам и связь поколений! Два конкурса презентаций: о природе села и своей семье. Славно!

Заслуженные художники России Крапивины Геннадий Никитович и Николай Никитович подарили в школьный музей 21 картину. Здесь идёт рассказ об их творчестве, судьбе, роли в жизни села. “Мои мысли у мемориала” - познавательная экскурсия. Её лучше проводить с небольшим количеством детей (один класс). У мемориала расспросить экскурсантов о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны, провести минуту молчания, а потом выслушать детей по одному единственному вопросу: “Что бы я сказал своему прадедушке сейчас, если бы он был жив”.

У села Волчно-Бурлинского славная история. Православный храм построен ещё в 1868 году местными умельцами, каменный – по проекту томского архитектора Андрея Лангера в 1911 году, есть церковь – новостройка. Без урока православия здесь просто не обойтись! Наши знаменитые земляки: Герой Советского Союза П.П. Кагыкин, водрузивший флаг СССР над Рейхстагом, врач больницы К.Ф. Работинский, сдавший во время Великой Отечественной деньги на строительство санитарного самолёта, местный поэт А.В. Толстошеев, Заслуженный агроном России В.И. Чертов, мать-Героиня А.В. Куликова, доярка – орденоносец Т.А.Косолапова и многие другие жители. Собран интересный материал, показываем слайдовые презентации.

“Старинные народные забавы” - украшение недели краеведения во время перемен. Краткое содержание краеведческих игр есть в приложении. “С миру по нитке” - очень интересная выставка подарков в кабинет географии. В школе много лет существует традиция: если кто-то выезжает в дальние поездки, то в школу привозят разные безделушки. Есть кусочек красного дерева из Индии, коралл из Австралии, внутреннее ухо кита из Антарктиды, клык моржа с Чукотки, вулканический пепел с Курильских островов, морские раковины из Эгейского моря, соль из Мёртвого моря и т.п.

Коллеги! Не стесняйтесь проводить неделю краеведения в своей школе! Это интересно, полезно и занятно для детей, а Вы можете получить истинное удовольствие от этого дела. Здесь в выигрыше все, даже наше с Вами будущее!

С уважением М.Г.Ягунов

Краеведческая викторина
“Есть этот край, и есть село”

1. Какие самые древние исторические находки обнаружены на территории села?

2. Чем занимались племена, населявшие территорию села в I веке до н.э.?

3. Где впервые встречается упоминание о Волчно-Бурлинском?

4. В каком году было основано наше село?

5. Как называлась часть села, расположенная в устье ручья Башариха?

6. Как называлась часть села, основанная в районе ключика?

7. Есть ли доказательства того, что через наше село проходили монголо-татары?

8. С какими административными районами граница Крутихинского района наиболее протяжённая?

9. В окрестностях каких сёл Крутихинского района находятся крайние точки: северная, южная, западная и восточная?

10. Какое село Крутихинского района самое молодое?

11. Севернее или южнее Москвы находится Крутихинский район?

12. Какова максимальная абсолютная высота Крутихинского района, где она находится?

13. Перечислите горные породы, слагающие территорию района и выходящие на поверхность.

14. Какова глубина залегания кристаллического фундамента в пределах Крутихинского района?

15. Какие полезные ископаемые есть на территории района?

16. Какие формы рельефа есть в Крутихинском районе?

17. Каковы средние многолетние температуры воздуха в селе: годовая, январская, июльская?

18. Каковы абсолютный минимум и максимум температур воздуха в селе?

19. Какие воздушные массы господствуют над Крутихинским районом в зимний и летний периоды?

20. Какова в нашей местности высота Солнца над горизонтом 22 декабря и 22 июня?

21. Какова толщина льда на водоёмах Крутихинского района в конце зимы?

22. Сколько в Крутихинском районе рек? Назовите их.

23. Каково происхождение озёрных котловин Крутихинского района?

24. Назовите опасные природные явления, наблюдаемые в нашей местности.

25. Сколько видов растений произрастает в окрестностях села?

26. Какие растения характерны для сухих сосновых боров? Лесостепи? Лугов?

27. Какова площадь Крутихинского района?

28. В каком году образовалось село Волчно-Бурлинское?

29. В каком году образовался Крутихинский район?

30. Какие виды рыб обитают в водоёмах Крутихинского района?

31. Какие виды животных акклиматизированы в районе?

32. Кто были основателями деревень Волчья и Бурлинская?

33. В каком году в селе построена первая церковь?

Игра “Краеведческая рыбалка”

Оборудование: карта Крутихинского района, атласы.

Класс делится на две команды. На доске вывешены таблички с названиями тематики заданий и написаны порядковые вопросов от одного до десяти. По жребию определятся команда, которая первой отправиться на краеведческую рыбалку. Члены этой команды называют тему и порядковый номер от одного до десяти, ведущий в зависимости от этого задаёт вопрос. Прозвучавшие вопросы вновь не озвучиваются. Команде необходимо не только ответить на вопрос, но и показать (если это географический объект) это место на карте. За правильный ответ команда получает жетон в виде рыбки. Если команда затрудняется ответить на вопрос, ход переходит к другой команде. По количеству жетонов-рыбок определяется победитель конкурса. Можно ещё определить наиболее активного “рыбака” класса.

Опыт свидетельствует о том, что игра проходит быстро, учащиеся проявляют высокую активность в течение всего конкурса.

Примерная тематика вопросов.

1. История исследования природы Крутихинского района

  • Какие два знаменитых шведа прошли с экспедицией через наше село
  • Где хранится подлинник ладкарты Петра Чичагова
  • Кто из исследователей нашего села награждён золотой медалью РГО
  • Как называлась Крутиха в 1779 году
  • Кто был городничим в Бурлинске
  • Самое старое село Крутихинского района
  • В каком году основано наше село
  • Из какого села Томской губернии шло расселение по Сибири
  • Кто основал Чаусский острог
  • Что такое “Соляной тракт”

2. История формирования территории

  • Внешний облик территории в конце палеозоя
  • Какой климат был на нашей территории в конце палеозоя
  • Что было на территории района в мезозойскую эру
  • Что произошло с территорией района в палеогене
  • Какие растения росли в палеогене
  • Фауна палеогена
  • Климат четвертичного периода
  • Как повлияло оледенение на формирование территории
  • Флора послеледникового периода
  • Фауна послеледникового периода

3. Флора

  • Назовите кустарники окрестностей села
  • Деревья
  • Лекарственные растения
  • Назовите 5 растений соснового бора
  • Краснокнижники Крутихинского района
  • Первоцветы
  • Ягоды
  • Съедобные растения
  • Ядовитые растения
  • Кормовые растения

4. Фауна

  • Ядовитая змея
  • Неядовитая змея
  • Хвостатое земноводное, занесённое в Красную книгу
  • Самое крупное млекопитающее животное окрестностей
  • Чёрная птица, занесённая в Красную книгу
  • Животное, переселенец из Канады
  • Какие птицы первыми прилетают весной
  • Хищные птицы
  • Ночные птицы
  • Основная задача Алеусского заказника

5. Географические объекты

  • Плато, на котором расположен Крутихинский район
  • Самое большое озеро
  • Самое маленькое озеро
  • Левые притоки Оби в пределах района
  • Истоки какой реки находятся в нашем районе
  • Наибольшая высота Приобского плато в пределах района
  • Что такое согра
  • Что такое грива
  • Озеро в районе посёлка Московского
  • Когда бывает половодье на Дунае

6. Известные люди

  • Автор “Истории села Волчно-Бурлинского”
  • Учитель Карла Линнея, исследователь природы села
  • Друг Иоана Фалька
  • Архитектор кирпичной церкви
  • Заслуженный учитель школы России
  • Заслуженный агроном России
  • Местный поэт
  • Почётный донор России
  • Первый директор новой школы
  • Герой Советского Союза