Дидактическая цель: закрепить знания табличного умножения и деления, уметь использовать их при решении примеров, задач, уравнений.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, желание быть достойным гражданином своей страны, уважение к старшим, взаимовыручку.
Развивающая цель: развивать стремление к знаниям, самостоятельность, логическое мышление, память.
Оборудование: интерактивная доска, опоры, таблицы, шкатулка для мудрых слов.
Ход урока
Слайд № 1
Закрепление.
Оргмомент.
Слово учителя.
- У нас сегодня много гостей. Но не волнуйтесь. У них очень доброжелательные лица.
Давайте попросим их быть не строгими судьями, а соучастниками нашего урока.
А чтобы снять первое напряжение, ребята, повернитесь к гостям и улыбнитесь им открыто и приветливо, а вы, дорогие гости, ответьте улыбками на улыбки детей.
Ну вот, теперь у нас единая команда и можно начинать урок.
Слайд № 2
- Тема нашего сегодняшнего урока: “Закрепление табличного умножения и деления”
Сегодня на уроке мы будем решать примеры, задачи, уравнения, в которых будем использовать табличное умножение и деление. А главное, мы постараемся стать за урок чуточку мудрее, и в этом нам поможет Республика, в которой мы живём.
Как она называется?
А теперь слушаем внимательно.
Слайд № 3,4
Учитель.
Чтобы был Казахстан державой великой, могучей,
Чтобы вольный народ его жил с каждым годом всё лучше,
Мудрыми и сильными мы должны расти.
И делами добрыми, и делами светлыми,
Нашей милой Родине помочь расцвести.
Ученик.
Но ведь сразу мудрыми очень трудно стать.
Надо сердцем чувствовать и ленью не страдать!
Учитель. А есть ли у нас в классе люди с открытым сердцем и пламенной душой?
А ленью никто не страдает?
Слайд № 5
А как мудрее стать, нам подскажут.
Три мудрейших аксакала в гости к нам пришли недаром.
Вам слово, уважаемые аксакалы.
Мудрецы – аксакалы.
1. В нашем государстве немало мудрецов,
Каждый совет мудрый будет дать готов.
2. Мудростью готовы с вами поделиться
Пекарь и чабан, травинка в поле, птица.
3. Вы наполните шкатулку мудрыми словами
И мудрее станете непременно сами.
Учитель. Вот видите, ребята, все хотят с нами мудростью поделиться. А нам остается по Республике нашей пешком пройти, на коне проскакать, на поезде промчаться, набрать как можно больше в течение урока мудрых слов в шкатулку и стать хоть чуточку мудрее.
Но, отправляя нас в дорогу, мудрецы хотят проверить, знаем ли мы таблицу умножения и деления. Давайте быстро сделаем перекличку, покажем, что мы готовы отправиться в путь..
Слайд № 6
1. Перекличка. Назвать ответы.
Слайд № 7
2. Мудрецы – аксакалы усложняют нам задание, просят вставить пропущенные числа.
Слайд № 8
3. Мудрецы – аксакалы хотят узнать, сможем ли мы правильно выбрать дорогу, поэтому дают задание, где из множества чисел надо выбрать только те, которые делятся одновременно и на 2, и на 3.
Учитель. Но устным решением примеров Мудрецов не удивишь, и они потребовали быстрой записи ответов на табличное деление и умножение в тетрадях.
Слайд № 9
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и ещё раз напоминаем тему нашего урока.
Арифметический диктант
7 увеличить в 3 раза, 25 уменьшить в 5 раз, 25 уменьшить на 5, найти произведение чисел 9 и 3, делимое 30, делитель 6, найти частное, первый множитель 4, второй множитель 8, найти произведение, 18 уменьшить на 9, найти частное чисел 20 и 4, во сколько раз 40 больше, чем 10? на сколько 20 больше, чем 10?
Взаимопроверка арифметического диктанта.
Учитель. Ну что ж, получается, что таблицу умножения и деления мы знаем неплохо. В добрый путь!
И вот мы в пути.
Что же вы видите там впереди?
Слайд № 10
Ученик.
Вот перед нами поля без края.
Идёт в стране уборка урожая.
Просят помочь нас собрать в поле зерно.
Хлебом душистым станет оно.
Учитель.
Много людей труд свой вложат в буханку.
Мы им поможем?
Ученики. Да!
Учитель. Скорее вперёд! Минута в страду час бережёт!
Слайд № 11
- Но среди колосков есть сорняки. Нас просят помочь найти их. Для этого надо составить и решить примеры.
Учитель. Помогли мы. И как же нас отблагодарили?
Ученик.
Нам благодарны за доброе дело
И хлебороб, и пахарь умелый.
Хлеб в Казахстане на славу удался,
Слава тому, кто так постарался!
Ученик.
За то, что мы помогли,
За то, что равнодушно не прошли,
Дарят в подарок нам мудрое слово
Те, чьим огромным трудом
Хлеб душистый вошёл в каждый дом!
Учитель. Подарили нам за помощь хлеборобы мудрое слово, поделились мудростью богатого урожая, мудростью душистого свежего хлеба
(1 мудрое слово кладётся в шкатулку)
И снова мы в пути.
Что же мы видим там впереди?
Слайд № 12
Ученик.
Снова поля перед нами без края.
Здесь хлопкоробы урожай собирают.
Сколько засеяла область полей
Золотом белым? Считай поскорей!
Учитель.
- Какие геометрические фигуры представляют поля, засеянные хлопком?
- Что вы знаете о сторонах прямоугольника? квадрата?
- Как найти периметр?
- Как найти площадь прямоугольника?
- Выполнили мы задание, помогли хлопкоробам.
Нам благодарны хлопкоробы полей,
С их мудрым словечком мы стали мудрей!
2 мудрое слово кладется в шкатулку)
Слайд № 13
Учитель.
По-хозяйски обошли поля мы, и наши взоры
Обратились на высокие горы.
На быстрых коней мы садимся
И с ветерком в горы мчимся,
А по дороге решаем задачу.
Слайд № 14
Учитель. И вот мы в горах. Что же мы видим?
Ученик.
Горы в небо упираются облаками,
Родники перекликаются с родниками,
Здесь чистый воздух и разнотравье,
А красота – что прервётся дыханье.
И в вышине этих сказочных гор
Гордо парит величавый орёл.
Орёл – это гордая птица.
И мудрость орла нам всегда пригодится.
Учитель. Ну что ж, ребята, попробуем позаимствовать мудрость орла. Но он парит высоко и в задании, которое он нам даёт, облака закрыли скобки, которые могут помочь нам правильно решить пример. Надо поставить правильно скобки.
Какой ответ получился?
Но ведь 20 – это тоже мудрое число. Какую дату оно обозначает в жизни республики Казахстан?
А в каком году Казахстан получил независимость? (1991 г.)
Справились мы с заданием орла, получили ещё одно мудрое словечко. (3 мудрое слово кладется в шкатулку)
Но красота гор нас очаровала, и мы поднимаемся выше на жайляу.
Как вы понимаете это слово? (Жайляу – это высокогорные пастбища)
Слайд № 15
Здесь столько много цветов, что мы не удержались и остановились полюбоваться ими, а заодно повторить таблицу умножения и деления.
Учитель. Поднялись мы на жайляу. И что видим там?
Слайд № 16
Ученик.
Здесь, на жайляу, пасутся овечки,
Тут дедушка юрту поставил у речки,
Мудростью дедушка рад поделиться,
Только и он нас заставил трудиться.
Дело в том, что там, за пригорком,
Бродят злые голодные волки.
Слайд № 17
Учитель. Давайте скорее пересчитаем и прогоним их, чтобы они не украли овечку.
Задачи на смекалк.
К отаре подкрадывались волки. Один шел впереди, а двое сзади, один сзади, двое впереди, один шел посередине, а двое волчат бежало по бокам. Сколько волков подбиралось к отаре?
А впереди шёл самый страшный и злой волк. У него были две правые ноги, две левые, две ноги – с одной стороны, а две - с другой. Сколько ног было у волка?
(Учащиеся пытаются правильно пересчитать волков, если не получается, то заново пересчитывают на слайде)
- Прогнали мы волков. От всей души подарил нам старый чабан мудрое словечко. (4 мудрое словечко кладется в шкатулку)
Слайды № 18, 19
Учитель. А мы осмотрелись хорошо и, увидев высокогорный каток Медео, поняли, что оказались в удивительном городе.
- Как он называется?
- Что мы о нем знаем?
Ученик.
А над Южной столицей – яблочный аромат.
Это город зелени, это город – сад.
Рады гостям в Южной столице,
Мудростью своей желают поделиться.
Нас ароматными яблоками угощают
И задачи решать заставляют.
Слайд № 20
Учитель. Яблок – огромное количество. Одни узнают цену 1 яблока, другие – стоимость всех яблок, а третьи – количество, которое можно взять, когда вас угощают, чтобы не выглядеть невежливо.
Задача
- Угостили нас душистыми сочными яблоками алмаатинцы, а еще поделились мудростью библиотек, площадей, мудростью большого красивого города, подарили нам мудрое словечко. (5 мудрое словечко кладется в шкатулку)
Слайд № 21
Учитель. Куда же мы отправимся дальше?
Ученик.
Дальше дорога на север лежит,
Поезд наш скорый в столицу спешит.
Учитель. Давайте быстро возьмём билеты и сядем в вагоны. Каждый занимает место по номеру своего билета.
Учитель. Приехали, огляделись и что же увидели?
Слайды № 22, 23
Ученик.
Много интересного происходит в Астане.
Во всем мире о Казахстане знают.
Многие люди к нам в Астану приезжают.
Президент из России, из Узбекистана,
А всех их встречает - наш президент,
Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Разные вопросы они решают
И нам у них мудрости поучиться не помешает.
Учитель. Столько важных вопросов здесь решается. Давайте поучаствуем и мы, поможем разобраться.
1. Найдите по схемам ответы.
2. Каждый здесь много работает самостоятельно и отстаивает свою точку зрения. Вот и мы поработаем самостоятельно, решим уравнения.
Учитель. Поработали мы, получили ещё одно мудрое словечко, а вечером погуляли по Астане и решили потанцевать.
Физминутка (танец)
Учитель.
Хорошо потанцевали, только что-то все в печали,
Что-то мокрые глаза, что-то катится слеза
Что за вздохи, что за “Ой!”?
Ученик.
Мы хотим уже домой.
В город, что милее нет,
Обойди ты хоть весь свет,
А дороже не найдёшь!
Учитель. Чем же город ваш хорош?
Ученик.
Солнце там поярче светит и трава позеленей,
Там по ветке тонкой скачет наш знакомый воробей,
Школа там, где я учусь, в школе – верные друзья
В городе том я родился, это – Родина моя!
Учитель. Видите, ребята, где бы вы ни были, вас всегда будет тянуть туда, где вы родились и росли.
Слайд № 24
Чтобы вы не заскучали,
Чтобы не было печали,
Мы садимся в самолёт,
Пусть он нас в Шымкент несёт.
- А по дороге решаем примеры на “особые” случаи умножения и деления.
Слайд № 25
Учитель.
Нам попасть домой скорее хочется.
Но время медленно идет, не торопится.
Выглянули мы в иллюминаторы, увидели поля и поняли, что подлетаем к родному Шымкенту. Но чтобы посадка прошла удачно, необходимо выполнить следующее задание.
Слайд № 26, 27
Учитель. Прилетели мы в Шымкент, принесли в школу бесценный дар, народную мудрость, собранную по словечку по всей республике. Давайте откроем шкатулку и познакомимся с её содержанием.
(Вытаскивают из шкатулки по одному словечку и читают, а потом читают целое предложение на слайде)
Учитель. А какие поступки надо совершать, чтобы стать мудрыми, нам подскажут мудрецы - аксакалы. Спрашивайте.
Ученик (обращаясь к мудрецам)
Мы вас пригласили сюда для ответа,
Как мудрыми стать, мы просили совета,
А мудрости долго и трудно учиться,
Но в жизни она нам всегда пригодится.
Мудрецы - аксакалы.
Дарите добро всем людям планеты,
И мудрость свои вам откроет секреты,
Любите страну, в которой живете,
И Родиной милой, любимой зовёте.
Ученики (по одной строке)
Мы дарим добро всем людям планеты,
Нам мудрость свои открывает секреты,
Мы любим страну, в которой живем.
И Родиной милой, любимой зовём!
Учитель. Ну что, мудрецы – аксакалы, стали ребята хоть чуточку мудрее?
Слайд № 28
Итог урока.
Домашнее задание. Повторять таблицу умножения и деления.