Урок русского язык. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

- развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;

- определять род и число имён прилагательных, правильно писать родовые и падежные окончания.

Считаю необходимым продолжить воспитание в учащихся данного класса доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.

Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть через уровень обобщения и систематизации содержания учебного материала, посредством использования технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий, через разнообразные способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, словари, тетради, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок весёлый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работу начинать.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Постановка темы и цели урока.

Слайд 2

Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Узнайте для начала
О чём я прочитала?

Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

(Часть речи - имя прилагательное)

- Следовательно, тема нашего урока… (Обобщение знаний по имени прилагательном)

Слайд 3

Несла сова ромашку на урок
Но вот рассыпался цветок
Чтобы весь его собрать,
Надо очень много знать.

- А вы уже много знаете об имени прилагательном? (Да, много)

- Давайте проверим, может это лишь поверхностное мнение, а не глубокое личностное знание изучаемой темы.

У вас на столе у каждого есть рассыпанная ромашка

За каждое правильно выполненное задание вы будете присоединять

лепестки, составляя цветок.

III. Работа со словами из словаря.

Предлагаю вам выполнить такое задание.

Задание 1. Я задаю вопрос, отвечаете одним словом, ответы записываем в тетрадь.

  1. Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)
  2. Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)
  3. Все люди, живущие в городе? (Городские)
  4. Человек, который родился и живёт в России? (Русский)

- Что мы можем сказать об этих словах? (Слова из словаря)

- Почему вы так считаете? (Есть орфограммы, которые нельзя проверить, их нужно запомнить)

- Как вы считаете, какое слово среди них “лишнее”? Почему? (Городские, т.к во всех остальных словах орфограмма - удвоенная согласная)

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

- Что такое прилагательное? (Часть речи) Слайд 4

(1 лепесток присоединяем)

- Что помогает нам определять эту часть речи? (Вопросы) Слайд 5

(2 лепесток присоединяем)

- О чём нам говорят окончания этих вопросов? (О роде прилагательных)

- Прилагательные какого рода мы записали? (М. и Ж.)

- На какой вопрос отвечают прилагательные м. р.? ж.р.?

Обратите внимание на слова и скажите, какое слово лишнее по другому признаку мы можем найти? (Городские) Почему? (Мн. число)

- Какой вывод можно сделать? (Изменяются по родам и числам) Слайд 6

(3 лепесток присоединяем)

- Подтвердим наше высказывание.

Задание 2. Поставьте имена прилагательные в нужный род и число.

(Работа в парах взяли карточку под №1) Слайд 7

№1.

Тяжёлый сумка.

Вкусная мороженое.

Сладкий пироги.

Старшие брат.

Проверим работу, такие ли у вас получились словосочетания. Слайд 8

(После выполнения задания дети присоединяют к цветку лепесток)

- Какая часть речи помогла правильно определить род и число? (Им. сущ.)

- Какой вывод можно сделать? (Прил. связано с сущ.) Слайд 9

- Почему прилагательное связано именно с этой частью речи, обозначающей предмет? (Потому, что прил. называет признак предмета)

Слайд 10

Слайд 11

Задание 3. Перед вами текст. Прочитайте его.

- Достаточно ли полно в тексте раскрыты признаки зимы? Почему? (Нет им.прилагательного)

- Давайте попробуем изменить этот текст, дополняя его подходящими по смыслу прилагательными.

(Работа в группах, карточка № 2)

№ 2. Дополни предложения подходящими по смыслу именами прилагательными.

Земля укутана снегом. Зимой небо. Оно покрыто облаками. Видно полоску неба. Стоят морозы. Реки и озёра под покрывалом. Деревья наряжены инеем.

Проверка получившихся текстов. Слайд 12

- Посмотрите, как изменился текст.

- Что способствовало этому? (Им. прил.)

- Так какова же роль прилагательных в тексте и в нашей речи вообще?

(Прил. делают нашу речь выразительной, красивее, образнее)

Слайд 13

V. Физминутка. Слайд 14, 15

Задание 4. Откройте учебники стр.49 упр. 5 под цифрой 2. Выпишите из стихотворения А.С.Пушкина словосочетания “ сущ+ прил”, вставив пропущенные окончания.

(Работа в парах)

- Какие категории помогли нам правильно вставить окончания? (Род и число) Слайд 16

- А во всех ли прилагательных эти категории оказали нам помощь?

- Какой вывод можем сделать? (Изменяется по падежам) Слайд 17

Задание 5. Выделите окончание и укажите падеж им. прил.

Обратите внимание, какие прилагательные использует в стихотворении великий поэт. Читаю текст.

Для образности, выразительности поэты часто использовали эпитеты. А вы знаете, что это такое?

Давайте обратимся к словарям.

(Это образное приложение, выраженное прилагательным)

Конечно, великий поэт обладал огромным словарным запасом: 21 тысяча уникальных слов, при общем их количестве в 300 тысяч. И мы с вами будем расширять свой словарный запас, правильно и грамотно употребляя имена прилагательные в своей речи.

И попробуем это сделать прямо сейчас. Какой праздник приближается? (8 Марта)

Задание 6. Предлагаю выполнить творческую работу. Вставьте в поздравление подходящие прилагательные.

№3

мамочка!

Поздравляю тебя с праздником! Пусть в этот

день сбываются мечты, и радуют

цветы. Пусть не смолкает смех и

поздравленья и будет у тебя

настроенье.

Тво.

- Прочитаем.

- Кому мы ещё посвящаем замечательные слова? (Бабушкам, сестрёнкам, тётям и т.д.)

- То есть родным.

Задание 7. Перед вами предложения. Слайд 18

Дома меня окружают родные лица.
К нам на праздник обещали приехать родные.

- Найдите в 1 предложении имя прилагательное. Каким членом предложения оно является? (Им. прил.)

- Найдите во 2 предложении имя прилагательное. (Им. сущ.)

Сделаем вывод:

(Слова могут переходить из одной части речи в другую)

VI. Итог.

- Посмотрите на свои ромашки, красивые получились цветы?

- Что помогло нам собрать их? (Наши знания)

- Мы действительно подтвердили, что обладаем глубоким личностным знанием изучаемой темы.

- Подарите своим родным на праздник эти цветы.

Задание 8: Предлагаю выполнить контрольный тест.

Тест по теме “Имя прилагательное”

Обведите кружком номер правильного ответа

1. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает:

А) предмет;

Б) признак предмета;

В) действие.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

А) какой? Б) кто? В) какая?

Г) какие? Д) что делать? Е) какое?

3. Род, число и падеж изменяются в соответствии с родом, числом и падежом:

А) глагола;

Б) существительного;

В) числительного.

4. Среди данных слов отметь имена прилагательные

А) год; Б) глубокий; В) малыш;

Д) смешной; Г) спасать; Е) ласковое.

5. Установи стрелочкой соответствие:

Весёлому песня

Большого клоуну

Звонкая полотенце

Махровое корабля

VII. Рефлексия.

- Как вы думаете, почему остались ещё лепестки? (Мы не всё ещё знаем об им. прил.)

- Имя прилагательное - огромная страна. И нами лишь частично изучена она.

Домашнее задание: сочинить сказку об имени прилагательном.