Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
- развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
- определять род и число имён прилагательных, правильно писать родовые и падежные окончания.
Считаю необходимым продолжить воспитание в учащихся данного класса доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.
Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть через уровень обобщения и систематизации содержания учебного материала, посредством использования технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий, через разнообразные способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, словари, тетради, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот звонок весёлый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работу начинать.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Постановка темы и цели урока.
Слайд 2
Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Узнайте для начала
О чём я прочитала?
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Часть речи - имя прилагательное)
- Следовательно, тема нашего урока… (Обобщение знаний по имени прилагательном)
Слайд 3
Несла сова ромашку на урок
Но вот рассыпался цветок
Чтобы весь его собрать,
Надо очень много знать.
- А вы уже много знаете об имени прилагательном? (Да, много)
- Давайте проверим, может это лишь поверхностное мнение, а не глубокое личностное знание изучаемой темы.
У вас на столе у каждого есть рассыпанная ромашка
За каждое правильно выполненное задание вы будете присоединять
лепестки, составляя цветок.
III. Работа со словами из словаря.
Предлагаю вам выполнить такое задание.
Задание 1. Я задаю вопрос, отвечаете одним словом, ответы записываем в тетрадь.
- Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)
- Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)
- Все люди, живущие в городе? (Городские)
- Человек, который родился и живёт в России? (Русский)
- Что мы можем сказать об этих словах? (Слова из словаря)
- Почему вы так считаете? (Есть орфограммы, которые нельзя проверить, их нужно запомнить)
- Как вы считаете, какое слово среди них “лишнее”? Почему? (Городские, т.к во всех остальных словах орфограмма - удвоенная согласная)
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
- Что такое прилагательное? (Часть речи) Слайд 4
(1 лепесток присоединяем)
- Что помогает нам определять эту часть речи? (Вопросы) Слайд 5
(2 лепесток присоединяем)
- О чём нам говорят окончания этих вопросов? (О роде прилагательных)
- Прилагательные какого рода мы записали? (М. и Ж.)
- На какой вопрос отвечают прилагательные м. р.? ж.р.?
Обратите внимание на слова и скажите, какое слово лишнее по другому признаку мы можем найти? (Городские) Почему? (Мн. число)
- Какой вывод можно сделать? (Изменяются по родам и числам) Слайд 6
(3 лепесток присоединяем)
- Подтвердим наше высказывание.
Задание 2. Поставьте имена прилагательные в нужный род и число.
(Работа в парах взяли карточку под №1) Слайд 7
№1.
Тяжёлый сумка.
Вкусная мороженое.
Сладкий пироги.
Старшие брат.
Проверим работу, такие ли у вас получились словосочетания. Слайд 8
(После выполнения задания дети присоединяют к цветку лепесток)
- Какая часть речи помогла правильно определить род и число? (Им. сущ.)
- Какой вывод можно сделать? (Прил. связано с сущ.) Слайд 9
- Почему прилагательное связано именно с этой частью речи, обозначающей предмет? (Потому, что прил. называет признак предмета)
Слайд 10
Слайд 11
Задание 3. Перед вами текст. Прочитайте его.
- Достаточно ли полно в тексте раскрыты признаки зимы? Почему? (Нет им.прилагательного)
- Давайте попробуем изменить этот текст, дополняя его подходящими по смыслу прилагательными.
(Работа в группах, карточка № 2)
№ 2. Дополни предложения подходящими по смыслу именами прилагательными.
Земля укутана снегом. Зимой небо. Оно покрыто облаками. Видно полоску неба. Стоят морозы. Реки и озёра под покрывалом. Деревья наряжены инеем.
Проверка получившихся текстов. Слайд 12
- Посмотрите, как изменился текст.
- Что способствовало этому? (Им. прил.)
- Так какова же роль прилагательных в тексте и в нашей речи вообще?
(Прил. делают нашу речь выразительной, красивее, образнее)
Слайд 13
V. Физминутка. Слайд 14, 15
Задание 4. Откройте учебники стр.49 упр. 5 под цифрой 2. Выпишите из стихотворения А.С.Пушкина словосочетания “ сущ+ прил”, вставив пропущенные окончания.
(Работа в парах)
- Какие категории помогли нам правильно вставить окончания? (Род и число) Слайд 16
- А во всех ли прилагательных эти категории оказали нам помощь?
- Какой вывод можем сделать? (Изменяется по падежам) Слайд 17
Задание 5. Выделите окончание и укажите падеж им. прил.
Обратите внимание, какие прилагательные использует в стихотворении великий поэт. Читаю текст.
Для образности, выразительности поэты часто использовали эпитеты. А вы знаете, что это такое?
Давайте обратимся к словарям.
(Это образное приложение, выраженное прилагательным)
Конечно, великий поэт обладал огромным словарным запасом: 21 тысяча уникальных слов, при общем их количестве в 300 тысяч. И мы с вами будем расширять свой словарный запас, правильно и грамотно употребляя имена прилагательные в своей речи.
И попробуем это сделать прямо сейчас. Какой праздник приближается? (8 Марта)
Задание 6. Предлагаю выполнить творческую работу. Вставьте в поздравление подходящие прилагательные.
№3
мамочка!
Поздравляю тебя с праздником! Пусть в этот
день сбываются мечты, и радуют
цветы. Пусть не смолкает смех и
поздравленья и будет у тебя
настроенье.
Тво.
- Прочитаем.
- Кому мы ещё посвящаем замечательные слова? (Бабушкам, сестрёнкам, тётям и т.д.)
- То есть родным.
Задание 7. Перед вами предложения. Слайд 18
Дома меня окружают родные лица.
К нам на праздник обещали приехать родные.
- Найдите в 1 предложении имя прилагательное. Каким членом предложения оно является? (Им. прил.)
- Найдите во 2 предложении имя прилагательное. (Им. сущ.)
Сделаем вывод:
(Слова могут переходить из одной части речи в другую)
VI. Итог.
- Посмотрите на свои ромашки, красивые получились цветы?
- Что помогло нам собрать их? (Наши знания)
- Мы действительно подтвердили, что обладаем глубоким личностным знанием изучаемой темы.
- Подарите своим родным на праздник эти цветы.
Задание 8: Предлагаю выполнить контрольный тест.
Тест по теме “Имя прилагательное”
Обведите кружком номер правильного ответа
1. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) действие.
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
А) какой? Б) кто? В) какая?
Г) какие? Д) что делать? Е) какое?
3. Род, число и падеж изменяются в соответствии с родом, числом и падежом:
А) глагола;
Б) существительного;
В) числительного.
4. Среди данных слов отметь имена прилагательные
А) год; Б) глубокий; В) малыш;
Д) смешной; Г) спасать; Е) ласковое.
5. Установи стрелочкой соответствие:
Весёлому песня
Большого клоуну
Звонкая полотенце
Махровое корабля
VII. Рефлексия.
- Как вы думаете, почему остались ещё лепестки? (Мы не всё ещё знаем об им. прил.)
- Имя прилагательное - огромная страна. И нами лишь частично изучена она.
Домашнее задание: сочинить сказку об имени прилагательном.