В каждом времени года есть своя красота: золотая осень, кружевная зима, цветущая весна, ягодное лето. Все нюансы, переходы от одного периода к другому можно увидеть в наблюдении за природой, чтении книг, рассматривании картин. Но наиболее эффективным является наблюдение на прогулках.
У нас на Кольском полуострове, в Мурманске очень сложно пронаблюдать раннюю осень переходящую в золотую, потом в позднюю и наконец в зиму. Все происходит быстро. Часто засыпая с зелеными еще деревьями, просыпаешься с золотыми или опавшими листьями, как-то резко наступает зима, а в январе может все растаять или пойти дождь. Поэтому каждая прогулка является источником знаний о нашей. Северной, заполярной природе, о природных явлениях.
Наш детский сад работает по программе «Детство» и у воспитателей наиболее популярны карточки прогулок, которые можно взять с собой на улицу, при желании заменить, в них отражены все части. Художественное слово и народные приметы, различные виды игр и трудовая деятельность соответствуют тематике наблюдений.
Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов осенних и зимних прогулок в старшей группе.
Осенние прогулки
№ 1.
Наблюдение за изменением освещенности в течении дня, продолжительности дня, изменением температуры воздуха (работа с термометром). Сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом. Формирование об осени как времени года (похолодание, сокращенность светового дня, холодные затяжные осадки).
Если встанешь на заре – А в обед совсем теплынь –
Крыши в сером серебре… Пахнет горькая полынь,
Длинно тень ложится, Тянет медом, мятой
Долго лист кружится. И травой помятой.
Если выйдешь по утру – Только этому не верь…
Галки стынут на ветру… Осень все-таки теперь!
Вьются над парами Солнышко бледнее,
Вслед за тракторами. Небо холоднее.
Разгуляется денек, – Если выйдешь ввечеру –
В полдень сядешь на пенек, Галки стынут на ветру,
Смотришь – на припеке Длинно тень ложится,
Прыгают сороки. Долго лист кружится.
Е. Благинина
Подвижная игра «День и ночь»
Основные движения: прыжки на двух ногах с продвижением вперед, прыжки в длину с места и с разбега (цель: упражнять детей в разных видах прыжка).
Игра малой подвижности «Летает – не летает».
Трудовые поручения: помочь воспитателю ясельной группы довести детей до детского сада (цель: развивать умение проявлять заботу о малышах, оказывать им помощь)
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (цель: развивать самостоятельность в развитии сюжета задуманной игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками).
№ 2.
Наблюдение за деревьями и кустарником (цель: продолжать учить узнавать деревья и кустарники по стволам, веткам, остаткам плодов и листьев).
Осень!.. осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь вдали красуются – там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К. Толстой
Игра «Узнай по описанию»
Воспитатель описывает растение. А дети должны подойти к описываемому растению (цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках произрастающих на территории детского сада).
Подвижная игра «У медведя во бору»
Основные движения: ходьба приставным шагом по бревну (цель: упражнять детей в равновесии) игровое упражнение «Лошадки» (цель: упражнять детей в прямом голопе).
Трудовые поручения: предложить детям листья и отобрать наиболее подходящие для засушивания (цель: закрепить знания детей о названии деревьев, продолжать воспитывать желание детей помогать взрослым и подготавливать материал для будущих поделок).
Сюжетно-ролевая игра «Строители» (цель: продолжать учить детей использовать в игре природный материал, строить из него постройки).
№ 3.
Наблюдение за сезонными изменениями происходящими в природе осенью – исчезновение насекомых, отлет насекомоядных птиц, прекращение роста и отмирание верхних частей растений (цель: уточнить знания детей об основных признаках осени и осенних изменениях в природе и животном мире).
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев
Подвижная игра «Перелет птиц»
Основные движения: подлезание между реек лестницы (цель: упражнять детей в подлезании между реек боком), ходьба приставным шагом по гимнастической лестнице (цель: упражнять детей в ходьбе приставным шагом по гимнастической лестнице, сохранять равновесие).
Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок?»
Трудовые поручения: предложить детям помочь малышам убрать участок от опавших листьев (цель: воспитывать у детей желание оказывать помощь малышам, формировать умение взаимодействия с младшими дошкольниками).
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин» (цель: формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игр, использовать природный материал, развивать умение понимать эмоциональное состояние сверстников по мимике, жестами, интонациям голоса).
№ 4
Наблюдение за осадками происходящими осенью – дождь, туман, первые заморозки (цель: уточнить знания детей об осенних осадках, познакомить с народным творчеством – приметами, пословицами).
Приметы:
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
- В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало –сухая.
- Весной дождь парит, осенью мочит.
- Ноябрь без топора мосты наводит.
- Пословицы:
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Подвижная игра «Ловишки парами»
Игра малой подвижности «Тихо – громко»
Основные движения: прыжки через предметы (цель: тренировать детей в перепрыгивании предметов, развивать равновесие), ходьба с зажатыми между коленями мешочками (цель: тренировать детей в умении выполнять движение с предметами, развивать равновесие).
Трудовые поручения: предложить детям убрать опавшие листья и ветки (цель: воспитывать желание помогать друг другу, взрослым).
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей (цель: стимулировать интерес детей к событиям из своего детства, к своему будущему, оценка настоящего).
№ 5
Наблюдение за деревьями (цель: уточнить представления о функциях растений – питание, дыхание, движение, рост и развитие).
Унылая пара! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…А.С. Пушкин
Приметы:
- У дуба и осины самый поздний листопад.
- Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.
- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
- Осина и без ветра шумит.
- В октябре и лист на дереве не держится.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Игра малой подвижности «С какой ветки детки»
Основные движения: метание маленьких мячей в баскетбольный щит (цель: тренировать детей в метании предметов в вертикальную цель, развивать глазомер), ходьба по колесам (цель: развивать у детей равновесие).
Трудовые поручения: собрать игрушки и очистить их от песка (цель: воспитывать желание помогать взрослым и сверстникам, продолжать учить детей приводить в порядок игрушки после игр с пеком).
Сюжетно-ролевые игры с выносным материалом (цель: развивать самостоятельность в организации игр, развивать представление о труде и жизни людей в родном городе).
Зимние прогулки.
№1
Наблюдение за восходом и заходом солнца (цель: уточнить знания детей о длительности дня, продолжительности светлой части суток; закрепить понятие «полярная ночь», знания о том, что полярная ночь бывает на территориях близких к полюсам).
Вот утро севера – сонливое, скупое –
Лениво смотрит в окно волоковое;
В печи трещит огонь – и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.А.А.Фет
Приметы:
- Солнце – на лето, зима – на мороз.
- По С.Покровскому «Зима» (отрывок):
- «По календарю зима начинается 1 декабря. Ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.
- А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.
- Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 – замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.»
Подвижная игра «Мороз Красный нос»
Игра малой подвижности «Карусель»
Основные движения: метание снежков в даль (цель: упражнять детей в метании предметов одной рукой из-за головы), перепрыгивание через снежки (цель: упражнять детей в прыжках в высоту).
Трудовые поручения: уборка участка после снегопада (цель: закрепить представления детей о рациональных способах выполнения труда в природе).
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (цель: углублять представления о родственных отношениях – брат, сестра; систематизация правил вежливого поведения).
№ 2.
Наблюдение за сезонными осадками – снег, хлопья, крупа; явлениями природы – метель, вьюга, поземка (цель: уточнить знания детей, что снег имеет разные состояния в зависимости от температуры воздуха, от ветра).
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.А.А.Фет
Загадки:
- Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
- Мы, как серебряные пчелки, уселись на колючей елке.
- Мы полетели на поля, и стала белою земля.
- Бел, а не сахар, ног нет, а идет.
Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки»
Игра малой подвижности «Найдем зайчонка». На площадке в разных местах отмечаются следы зайца. Дети водят хоровод вокруг снежной горки или снеговика, а затем им предлагают обойти все места, чтобы найти следы зайца. Тот, кто первым обнаружит следы зайца, объявляется победителем (цель: развивать внимание, восстановить дыхание после подвижной игры).
Основные движения: лыжная подготовка. Выполнение полуприседа – пружинка; поочередное поднимание правой и левой лыжи. Ходьба на лыжах скользящим шагом – 50 метров (цель: продолжать учить правильно держать корпус – с небольшим наклоном вперед, согласовывать движение рук и ног).
Трудовые поручения: постройка горки или снеговика по выбору детей (цель: учить способам распределения коллективной работы, уточнить представления о роли современной техники в трудовой деятельности взрослых).
Сюжетно-ролевые игры: игры со снегом и выносным материалом (цель: активизировать добрые, чуткие, отзывчивые отношения между детьми, учить видеть негативные последствия для других своих неосторожных действий).
№ 3
Наблюдение за деревьями (цель: продолжать учить различать деревья и кустарники по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам).
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.А.А.Фет
Приметы:
- Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
- Ель – не сосна, шумит неспроста.
- Много еловых шишек – к урожаю хлеба.
- Это интересно: вечнозеленые растения, так же как и все другие, меняют листву. У сосны листья-хвоинки живут 2-3 года.
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
Игра малой подвижности «Найдем зайчонка»
Основные движения: пройдем по мосточку (цель: упражнять в ходьбе по снежному валу, в равновесии), лыжная подготовка (цель: упражнять детей в поворотах переступанием на месте вправо и влево).
Трудовые поручения: постройка снеговика для детей ясельной группы (цель: развивать понимание того, что маленькие дети нуждаются в заботе и внимание старших детей).
Сюжетно-ролевые игры по выбору детей, катание на санках (цель: развивать гибкое ролевое поведение при развертывании игр).
№ 4
Наблюдение: иней, мороз (цель: дать детям знания, что иней образуется из водяных паров при сильном охлаждении, иней – это кристаллы воды. При слабом морозе на окнах появляются узоры – теплые пары воды оседают на холодных стеклах и превращаются в кристаллы льда).
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая береза…С. Дрожжин
Приметы:
- Дым столбом – к морозу.
- Если ночью был иней, днем снег выпадет.
- Пословицы:
- Спасибо, мороз, что снегу нанес.
- Январю – морозы, февралю – метели.
Подвижная игра «Два Мороза»
Игра малой подвижности «Совушка»
Основные движения: между снежками( цель: упражнять в ходьбе и беге змейкой), кто дальше бросит (цель: упражнять в метании предметов в даль).
Трудовые поручения: очистить постройки от снега (цель: развивать стремление принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь).
Сюжетно-ролевые игры: игры со снегом (цель: закреплять знания детей о состояниях снега, его свойствах)