Пояснительная записка
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба)
Язык для детей становится, прежде всего, средством развития, познания и воспитания.
Проблема обучения в начальной школе заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сензитивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 10 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Английский клуб» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, аудированию и чтению на осознанном уровне, а так же развивает творческие способности учащихся. Причем развитие фонетических умений происходит при помощи музыки и песен, исполненных носителями языка, что помогает выработать правильное чистое произношение и усвоить фонетические правила.
Программа кружка «Английский клуб» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, усвоение речевого этикета, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобритании, и английской детской литературы.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка, особенно, в постановке спектаклей на английском языке).
Эта программа рассчитана на 1 учебный год для детей четвероклассников, также обеспечивает преемственность изучения английского языка между курсом начальной школы и базовым курсом 5 класса средней общеобразовательной школы. Она рассчитана на 36 часов при продолжительности занятий 1 час.
Программа включает в себя:
- 1. Пояснительную записку, обосновывающую необходимость введения этого курса
- 2. Основные задачи обучения.
- 3. Перспективное планирование занятий, где выделена изучаемая лексика, речевые образцы, аудирование, песни, стихи, рассказы. Методологическое обеспечение программы.
- 4. Используемую и рекомендуемую литературу.
Вышеуказанные положения позволяют определить цели и задачи работы, которые помогут систематизировать разностороннюю подготовку детей младшего школьного возраста, опираясь на определенный объем лексики, грамматических и речевых структур английского языка.
Цель: научить учащихся навыкам свободного общения на уровне «primary» и навыков прикладного использования английского языка.
Задачи:
- Образовательные:
- приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
- формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
- научить диалогической и монологической речи;
- практически отработать применение диалогической и монологической речи в спектаклях и постановках;
- развивать фонематический слух;
- выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказываний;
- Развивающие:
- создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
- развивать мышление, память, воображение, творческие способности.
- расширять кругозор учащихся;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- ознакомление с культурой, литературой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
- Воспитывающие:
- воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство толерантности;
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
– наличие кабинета и его оснащенности
методической литературой, аудиокассетами,
аудиодисками, компьютером, наглядными пособиями,
музыкальным центром, раздаточными материалами;
– разработанное содержание учитывает
психофизиологические особенности раннего
школьного возраста ребенка, его возможностей;
– выбор методов, форм, средств работы.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста (9-10 лет):
- комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
- коммуникативной направленности;
- осознанного владения иностранным языком;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
Прогнозируемые результаты
За этот год обучения учащиеся должны знать и практически владеть:
– воспринимать на слух и понимать услышанный
аудиотекст
– адекватным произношением и различать на слух
все интонации английского языка
– бегло читать и понимать содержание
прочитанного материала.
Учащиеся третьего года обучения должны уметь:
– понимать инструкцию учителя по выполнению
творческих заданий;
– воспринимать специализированные высказывания
на слух;
– поддержать диалог этикетного характера, а
также поддержать диалог и общаться на бытовые и
литературные темы (семья и друзья, праздники,
друзья, книги, английские писатели);
Учащиеся приобретают следующие социокультурные знания:
– обычаев, традиций, литературы страны, язык
которой изучают;
– знание имен литературных героев детских
произведений;
– знание сюжета некоторых популярных авторских
и народных сказок и рассказов;
– умение воспроизводить изученные произведения
(стихи, песни, игры, отрывки из книг) на английском
языке.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- выставки творческих работ;
- соревнования;
- проведение праздников;
- постановка спектаклей;
Конспекты занятий, в которых обозначены цели и задачи каждого урока, включены описания и сценарии различных дидактических игр способствующих большей продуктивности процесса обучения и повышению интереса у детей к обучению, методические приемы введения нового материала, стихотворные приемы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел |
Формы работы |
Формы подведения итогов |
Дидактический материал, техническое оснащение |
1. | Знакомство с литературной Великобританией | Упражнения на тренировку правильного произношения и интонирования. Проговаривание новых слов. Аудирование: прослушивание песен, их заучивание. |
Ролевые игры. Инсценировка сюжетов. Составление и отгадывание кроссвордов. |
Аудиодиск с записями песен. Демонстрационный материал (карты и репродкуции с видами Великобритании и Лондона) |
2. | Сказка «Синбад-мореход» |
Упражнения на тренировку правильного произношения и интонирования. Проговаривание новых слов. Аудирование: прослушивание рассказа, песен, и их заучивание. |
Ролевые игры. Инсценировка сюжетов. Составление и отгадывание кроссвордов. Инсценировка сказки. |
Аудиодиски для аудирования. Демонстрационный материал: раскраски, репродукции к сказкам |
3. | Сказка «Златовласка и три медведя» |
Упражнения на тренировку правильного произношения и интонирования. Проговаривание новых слов. Аудирование: прослушивание рассказа, песен, и их заучивание. |
Ролевые игры. Инсценировка сюжетов. Составление и отгадывание кроссвордов. Инсценировка сказки. |
Аудиодиски для аудирования. Демонстрационный материал: раскраски, репродукции к сказкам |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ»
Фонетика:
Адекватное произношение и различение на слух слов и предложений в аудировании на английском языке. Соблюдение норм произношения при монологе и диалоге. Интонационное оформление речи: интонация утвердительного предложения, разных типов вопросительных предложений.
Грамматика:
Имя существительное. Число имен существительных. Исчисляемые и неисчиляемые существительные. Артикль. Определенный и неопределенный артикль. Наиболее распространенные случаи употребления артиклей. Местоимения. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Порядок слов в предложении. Глагол. Настоящее время Present Simple. Спряжение глаголов. Спряжение гл. to be в Present Simple Спряжение гл. to have в Present Simple. 3лицо единственного числа глаголов в Present Simple. Прошедшее простое время Past Simple. Правильные и неправильные глаголы Повелительное наклонение. Имя числительное.
Лексика:
Общие сведения о стране изучаемого языка :литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора. Реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова. Часто употребляемые слова в сказках «Синбад-мореход» и «Златовласка и три медведя».
Учебно-тематический план занятий кружка «Английский клуб»
Литература:
1. Джоан Свон «Синбад Мореход»
адаптированная книга для детей – 2 уровень. (Primary
classic readers.) Изд. “English Language Teaching” 2010г.
2. Аудиодиск Джоан Свон «Синбад Мореход». Изд.
“English Language Teaching” 2010г.
3. Джоан Свон «Златовласка и три медведя»
адаптированная книга для детей – 2 уровень. (Primary
classic readers.) Изд. “English Language Teaching” 2010г.
4. Аудиодиск Джоан Свон «Златовласка и три
медведя». Изд. “English Language Teaching” 2010г.
5. Журналы «Английский язык» Изд. Дом «1 сентября»
2009-2010 гг
6. Аудиодиск «Поем и учим английский» с
интерактивным словарем. Изд. «КомТех» 2001 г.