Обучение детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.
По данным ГИБДД Чувашской Республики уровень детского дорожно-транспортного травматизма в республике продолжает оставаться высоким. С начала текущего года зарегистрировано 119 дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 5 погибли. 124 юных участника дорожного движения, в том числе и дети дошкольного возраста, получили травмы различной степени тяжести. По вине самих детей произошло 45 дорожно-транспортных происшествий.
И сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решенной.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
Участие ребенка в дорожно-транспортных происшествиях может быть обусловлено многими причинами, такими как, например, обозначил Клочанов Н.И.(“Дорога, ребенок, безопасность”):
-расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние ребенка;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека (у шестилетнего ребёнка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 200–220, а в вертикальной – 120–150; рост угла зрения продолжается до 20 лет);
- время реакции ребёнка (время от начала обнаружения опасности до начала действия значительно медленнее, чем у взрослого человека, у которого оно составляет 0,6–0,8 с, а у дошкольника - 1,3–1,5 с.);
- чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильно принимает ребёнок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление малыша одного на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
При обучении детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении важно учитывать психофизиологические особенности дошкольников:
- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность правильно оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
- потребность в движении преобладает над осторожностью;
- специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
- отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации
- неадекватная реакция на сильные и резкие раздражители.
Цель данной работы – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у старших дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее с помощью игр, заданий и упражнений.
Она реализуется путём решения нескольких задач:
- развитие психических процессов восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, мышление) у детей;
- развитие умения контролировать двигательную активность;
- формирование эмоциональной стабильности ребенка;
- развитие чувства ответственности за собственные поступки;
- обучение правильному речевому общению, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
При обучении учитываются такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.
Программа состоит из 8 занятий, включающих игры, задания, упражнения. Количество детей не должно превышать 6-8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю с продолжительностью 35-40 минут. Они включают в себя задания не только на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук, элементы дыхательной и координационной гимнастики.
В ходе взаимодействия с детьми используются активные формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению: разыгрывание проблемных ситуаций, различного рода эксперименты с игрушечным транспортом, моделирование, могут применяться современные компьютенрные технологии. На занятиях уделяется внимание развитию у детей произвольности, умения контролировать чувства, эмоции, продумывать последовательность своих действий и выполнять их как во внешнем, так и во внутреннем плане. Виды деятельности, которые предлагаются в программе дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива, способствуют формированию навыков безопасного поведения на дороге с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей восприятия дорожных ситуаций.
К данной программе разработан диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития психофизиологических особенностей восприятия детьми дорожной обстановки.
Ожидаемы результаты:
- улучшится уровень развития психических процессов (внимание, память, мышление);
- повысится чувство ответственности за собственные поступки;
- хорошие показатели знаний детей о правилах дорожного движения.
Тематический план (Приложение)