Сюжетно-тематическое занятие для детей выпускной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость на музыку композитора И. Штрауса, высказываться о ней. Прививать хороший музыкальный вкус, развивать целостное восприятие, способность вслушиваться и сопереживать. Формировать умение кратко и чётко высказываться о музыке, используя музыкальные термины, знакомить с такими понятиями, как “дирижёр”, “увертюра”.

Развивать творческое воображение и фантазию детей, умение действовать с воображаемыми предметами, совершенствовать навыки выразительного движения, танцевать в соответствии с характером вальса и польки, учиться владеть своим телом. Создавать условия для проявления у детей положительных эмоций.

Воспитывать желание в повседневной жизни использовать классическую музыку.

Музыкальный репертуар.

  1.   “Увертюра” из оперетты “Летучая мышь” И. Штрауса.
  2. “Вальс” из оперетты “Летучая мышь” И. Штрауса.
  3. Вальс “На прекрасном голубом Дунае” И. Штрауса.
  4. “Полька” И. Штрауса.
  5. “Полька-пиццикато” И. Штрауса.

Пособия и атрибуты: фонограммы, фрак дирижёра, дирижёрская палочка, звонок, детские музыкальные инструменты.

ИКТ: Компьютер, телевизор, функционирующий в режиме 3D.

Подготовительная работа: беседа на тему: “Я иду в театр”, восприятие музыки П.И. Чайковского, Шопена, Штрауса. Просмотр эпизодов из фильма-оперетты “Летучая мышь” И.Штрауса.

Стихи:

Я назначен дирижёром, весь оркестр в руках держу,
За моей рукой следите, всё вам точно покажу,
Без меня не начинайте, как взмахну, так и вступайте!

Ход занятия

Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас пригласить в театр. А как вы думаете, для чего ходят в театр? (Ответы детей) Ходят в театр для того, чтобы отдохнуть, встретиться с полюбившимися героями, пообщаться с красотой, духовно обогатиться. А какие вы театры знаете? (Ответы детей)

Итак, сегодня я вас приглашаю в театр музыкальной комедии на оперетту. А вы знаете, что такое оперетта? (Ответы детей) Правильно, это музыкальный спектакль, где герои поют, танцуют, разговаривают друг с другом. Там играет оркестр, много шуток, розыгрышей, путаница.

Сегодня в нашем музыкальном театре идёт оперетта “Летучая мышь” австрийского композитора Иоганна Штрауса.

Вы готовы? (Ответы детей) А как мы одеты? Ведь в театр не пойдёшь в будничном виде. Посмотритесь в зеркало, приведите себя в порядок… (Дети смотрят в зеркало, поправляют причёску и т.д.) Молодцы! А вот и наши билеты (имитация). Мальчики, проводите девочек, помогите им удобно сесть в зрительном зале.

Музыкальный зал оформлен в виде зрительного зала театра.

Звучит музыка.

На экране телевизора появляется фойе, а затем и зрительный зал театра.

Как красиво в театре! Всё украшено позолотой, горят большие люстры! А вот и зрительный зал, наши места в партере (это кресла перед сценой). Усаживаемся в бархатные кресла. Мальчики, придержите сиденья, чтобы у наших дам, не помялись платья.

Звенит звонок.

Ну вот, успели как раз вовремя! (На экране телевизора появляется дирижёр, идущий к оркестру) Видите, идёт красивый, молодой человек во фраке с палочкой в руках. Это – дирижёр, директор оркестра. Вот он раскланивается, зрители аплодируют, мы тоже зрители и тоже поприветствуем его. (Дети хлопают) Этот человек не просто дирижёр, (на экране телевизора появляется портрет Иоганна Штрауса) а композитор. Имя его – Иоганн Штраус. Но что это? Он повернулся к залу спиной? Видите, зрители удивлены, для них это необычно и ново, потому что раньше дирижёр стоял лицом к публике, а спиной к оркестру. Оркестру было трудно играть музыку, не видя выражения лица дирижёра, его обращений к музыкантам. (Продолжает шёпотом) Штраус первым начал дирижировать оркестром, стоя спиной к публике.

Звенит звонок.

Сейчас зазвучит – увертюра – это вступление к любому музыкальному спектаклю. Вы внимательно послушаете и по настроению увертюры поймёте, какой же будет сам спектакль – печальный, задушевный или весёлый, праздничный!

Звучит увертюра к оперетте “Летучая мышь”.

Муз. руководитель: Как вы думаете, какой будет сам спектакль?

Дети: Радостный, весёлый, праздничный, шутливый!

Муз. руководитель: А как вы догадались?

Дети: Потому что музыка весёлая, радостная, шутливая.

Муз. руководитель: Где происходит действие оперетты “Летучая мышь”?

Дети: На маскараде.

Муз. руководитель: А в каком костюме была главная героиня?

Дети: В костюме Летучей мыши. (Дети кратко описывают костюм)

Муз. руководитель Правильно, ведь эта оперетта посвящена именно ей. И первый приз за выступление, и костюм получила Розалинда. Она будет разыгрывать своего мужа и поставит в такое смешное положение, что навсегда отучит его говорить неправду!

Звучит фрагмент вальса из оперетты “Летучая мышь”.

Муз. руководитель: Ребята, вам понравилась музыка?

Дети: Да.

Муз. руководитель: А какое у вас настроение после прослушивания увертюры?

Дети: Весёлое, радостное, приподнятое, праздничное, шутливое.

Муз. руководитель: А что хотелось вам делать под эту музыку?

Дети: Танцевать.

Муз. руководитель: А какой танец?

Дети: Вальс.

Муз. руководитель: Правильно, ведь в музыке великого австрийского композитора Иоганна Штрауса главным является танец “Вальс”. Их написал он очень много – больше 160. Все они очень красивые! А какие ещё вальсы И. Штрауса вы знаете? (Ответы детей)

Муз. руководитель: Вот за это умение – писать красивые вальсы – композитора Иоганна Штрауса во всём мире стали называть “королём вальса”.

Звучит продолжение вальса из оперетты “Летучая мышь”.

Муз. руководитель: Невозможно усидеть на месте под такую музыку. Может быть, присоединимся к участникам маскарада?

На продолжение вальса дети исполняют “Вальс”.

Муз. руководитель: Ребята, пока действие продолжается, мы с вами немножко пошепчемся. Так вы поняли, почему Штрауса называют “королём вальса”?

Дети: Потому что он написал много вальсов и все они очень красивые.

Муз. руководитель: А что бы ещё вы хотели узнать об этом композиторе?

Дети: А где он родился?

Муз. руководитель: Иоганн Штраус родился в городе Вена. Этот город стоит на реке Дунае. Своему городу он освятил один из вальсов, который назвал “На прекрасном голубом Дунае”.

Дети: А где можно было услышать и потанцевать под эти вальсы?

Муз. руководитель: Они звучали не только на сценах, но и на королевских балах, да и прямо на улицах в праздничные дни. Поэтому город Вену, столицу Австрии, где жил и творил композитор Иоганн Штраус, стали называть “столицей вальсов”

Спектакль уже закончился, но мы можем послушать этот вальс. Сейчас мы не только послушаем его, но и сами сыграем в оркестре на воображаемых музыкальных инструментах. А я буду дирижёром.

Звучит фрагмент вальса “На прекрасном голубом Дунае”, дети имитируют игру в оркестре, педагог дирижирует.

Муз. руководитель: Как звучит вальс, какая музыка?

  • Весёлая или грустная? (Ответы детей)
  • Спокойная, взволнованная или тревожная? (Ответы детей)
  • Музыка быстрая или медленная? (Ответы детей)
  • Громкая или тихая? (Ответы детей)
  • Плавная, мягкая, певучая или отрывистая, резкая? (Ответы детей)

Вальс звучит мягко, плавно, мелодично, взволнованно. А потом торжественно. Он кружит, кружит и кружит…

Ребята, вам понравилась музыка? (Ответы детей) Да, я вижу, что она вам понравилась. Вы услышали, какие инструменты звучали в оркестре? (Ответы детей) Да, скрипки, ударные, духовые инструменты. А если, ребята, нам попробовать и создать свой настоящий оркестр и самим сыграть. Например, польку Штрауса! Вот послушайте, как она звучит.

Звучит “Полька” Штрауса.

Муз. руководитель: Сколько частей в этой польке? Какая музыка по характеру? (Ответы детей) Ну, что ж, молодцы! А сейчас мы создадим свой оркестр. Кто нужен нам в оркестре, чтобы музыка зазвучала? (Дирижёр) Кто хочет быть дирижёром? (Выбор дирижера по желанию). Ну, вот директор оркестра у нас уже есть!

Дирижёр: Музыканты, а где ваши музыкальные инструменты? (Дети берут музыкальные инструменты)

Я назначен дирижёром, весь оркестр в руках держу,
За моей рукой следите, всё вам точно покажу,
Без меня не начинайте, как взмахну, так и вступайте!

Звучит “Полька” И. Штрауса, дети играют в оркестре.

Дирижёр: Спасибо, музыканты! Положите инструменты.

Воспитатель: А сейчас мальчики пригласите девочек на танец.

Танец “Полька” И. Штрауса.

Муз. руководитель: Ребята, а у нас в городе Чебоксары есть театры, где можно было бы послушать и посмотреть оперу, оперетту и балет?

Дети: Да, у нас есть Театр оперы и балета.

Муз. руководитель: А вы были в этом театре? (Ответы детей). Ребята, я вам предлагаю в выходные дни сходить с родителями в этот замечательный театр, а потом нам рассказать.

Что ж пора прощаться с театром, с жизнерадостной, праздничной музыкой Иоганна Штрауса. Спасибо музыке, спасибо Иоганн Штраус. Мы скоро к тебе вернёмся и продолжим наше знакомство с музыкой и театром.

Ну, что ж, мальчики, помогите девочкам одеться и проводите своих дам к выходу.

Звучит “Полька-пиццикато” И. Штрауса.

Дети прощаются и уходят.