Программное содержание: Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость на музыку композитора И. Штрауса, высказываться о ней. Прививать хороший музыкальный вкус, развивать целостное восприятие, способность вслушиваться и сопереживать. Формировать умение кратко и чётко высказываться о музыке, используя музыкальные термины, знакомить с такими понятиями, как “дирижёр”, “увертюра”.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, умение действовать с воображаемыми предметами, совершенствовать навыки выразительного движения, танцевать в соответствии с характером вальса и польки, учиться владеть своим телом. Создавать условия для проявления у детей положительных эмоций.
Воспитывать желание в повседневной жизни использовать классическую музыку.
Музыкальный репертуар.
- “Увертюра” из оперетты “Летучая мышь” И. Штрауса.
- “Вальс” из оперетты “Летучая мышь” И. Штрауса.
- Вальс “На прекрасном голубом Дунае” И. Штрауса.
- “Полька” И. Штрауса.
- “Полька-пиццикато” И. Штрауса.
Пособия и атрибуты: фонограммы, фрак дирижёра, дирижёрская палочка, звонок, детские музыкальные инструменты.
ИКТ: Компьютер, телевизор, функционирующий в режиме 3D.
Подготовительная работа: беседа на тему: “Я иду в театр”, восприятие музыки П.И. Чайковского, Шопена, Штрауса. Просмотр эпизодов из фильма-оперетты “Летучая мышь” И.Штрауса.
Стихи:
Я назначен дирижёром, весь оркестр в руках держу,
За моей рукой следите, всё вам точно покажу,
Без меня не начинайте, как взмахну, так и вступайте!
Ход занятия
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас пригласить в театр. А как вы думаете, для чего ходят в театр? (Ответы детей) Ходят в театр для того, чтобы отдохнуть, встретиться с полюбившимися героями, пообщаться с красотой, духовно обогатиться. А какие вы театры знаете? (Ответы детей)
Итак, сегодня я вас приглашаю в театр музыкальной комедии на оперетту. А вы знаете, что такое оперетта? (Ответы детей) Правильно, это музыкальный спектакль, где герои поют, танцуют, разговаривают друг с другом. Там играет оркестр, много шуток, розыгрышей, путаница.
Сегодня в нашем музыкальном театре идёт оперетта “Летучая мышь” австрийского композитора Иоганна Штрауса.
Вы готовы? (Ответы детей) А как мы одеты? Ведь в театр не пойдёшь в будничном виде. Посмотритесь в зеркало, приведите себя в порядок… (Дети смотрят в зеркало, поправляют причёску и т.д.) Молодцы! А вот и наши билеты (имитация). Мальчики, проводите девочек, помогите им удобно сесть в зрительном зале.
Музыкальный зал оформлен в виде зрительного зала театра.
Звучит музыка.
На экране телевизора появляется фойе, а затем и зрительный зал театра.
Как красиво в театре! Всё украшено позолотой, горят большие люстры! А вот и зрительный зал, наши места в партере (это кресла перед сценой). Усаживаемся в бархатные кресла. Мальчики, придержите сиденья, чтобы у наших дам, не помялись платья.
Звенит звонок.
Ну вот, успели как раз вовремя! (На экране телевизора появляется дирижёр, идущий к оркестру) Видите, идёт красивый, молодой человек во фраке с палочкой в руках. Это – дирижёр, директор оркестра. Вот он раскланивается, зрители аплодируют, мы тоже зрители и тоже поприветствуем его. (Дети хлопают) Этот человек не просто дирижёр, (на экране телевизора появляется портрет Иоганна Штрауса) а композитор. Имя его – Иоганн Штраус. Но что это? Он повернулся к залу спиной? Видите, зрители удивлены, для них это необычно и ново, потому что раньше дирижёр стоял лицом к публике, а спиной к оркестру. Оркестру было трудно играть музыку, не видя выражения лица дирижёра, его обращений к музыкантам. (Продолжает шёпотом) Штраус первым начал дирижировать оркестром, стоя спиной к публике.
Звенит звонок.
Сейчас зазвучит – увертюра – это вступление к любому музыкальному спектаклю. Вы внимательно послушаете и по настроению увертюры поймёте, какой же будет сам спектакль – печальный, задушевный или весёлый, праздничный!
Звучит увертюра к оперетте “Летучая мышь”.
Муз. руководитель: Как вы думаете, какой будет сам спектакль?
Дети: Радостный, весёлый, праздничный, шутливый!
Муз. руководитель: А как вы догадались?
Дети: Потому что музыка весёлая, радостная, шутливая.
Муз. руководитель: Где происходит действие оперетты “Летучая мышь”?
Дети: На маскараде.
Муз. руководитель: А в каком костюме была главная героиня?
Дети: В костюме Летучей мыши. (Дети кратко описывают костюм)
Муз. руководитель Правильно, ведь эта оперетта посвящена именно ей. И первый приз за выступление, и костюм получила Розалинда. Она будет разыгрывать своего мужа и поставит в такое смешное положение, что навсегда отучит его говорить неправду!
Звучит фрагмент вальса из оперетты “Летучая мышь”.
Муз. руководитель: Ребята, вам понравилась музыка?
Дети: Да.
Муз. руководитель: А какое у вас настроение после прослушивания увертюры?
Дети: Весёлое, радостное, приподнятое, праздничное, шутливое.
Муз. руководитель: А что хотелось вам делать под эту музыку?
Дети: Танцевать.
Муз. руководитель: А какой танец?
Дети: Вальс.
Муз. руководитель: Правильно, ведь в музыке великого австрийского композитора Иоганна Штрауса главным является танец “Вальс”. Их написал он очень много – больше 160. Все они очень красивые! А какие ещё вальсы И. Штрауса вы знаете? (Ответы детей)
Муз. руководитель: Вот за это умение – писать красивые вальсы – композитора Иоганна Штрауса во всём мире стали называть “королём вальса”.
Звучит продолжение вальса из оперетты “Летучая мышь”.
Муз. руководитель: Невозможно усидеть на месте под такую музыку. Может быть, присоединимся к участникам маскарада?
На продолжение вальса дети исполняют “Вальс”.
Муз. руководитель: Ребята, пока действие продолжается, мы с вами немножко пошепчемся. Так вы поняли, почему Штрауса называют “королём вальса”?
Дети: Потому что он написал много вальсов и все они очень красивые.
Муз. руководитель: А что бы ещё вы хотели узнать об этом композиторе?
Дети: А где он родился?
Муз. руководитель: Иоганн Штраус родился в городе Вена. Этот город стоит на реке Дунае. Своему городу он освятил один из вальсов, который назвал “На прекрасном голубом Дунае”.
Дети: А где можно было услышать и потанцевать под эти вальсы?
Муз. руководитель: Они звучали не только на сценах, но и на королевских балах, да и прямо на улицах в праздничные дни. Поэтому город Вену, столицу Австрии, где жил и творил композитор Иоганн Штраус, стали называть “столицей вальсов”
Спектакль уже закончился, но мы можем послушать этот вальс. Сейчас мы не только послушаем его, но и сами сыграем в оркестре на воображаемых музыкальных инструментах. А я буду дирижёром.
Звучит фрагмент вальса “На прекрасном голубом Дунае”, дети имитируют игру в оркестре, педагог дирижирует.
Муз. руководитель: Как звучит вальс, какая музыка?
- Весёлая или грустная? (Ответы детей)
- Спокойная, взволнованная или тревожная? (Ответы детей)
- Музыка быстрая или медленная? (Ответы детей)
- Громкая или тихая? (Ответы детей)
- Плавная, мягкая, певучая или отрывистая, резкая? (Ответы детей)
Вальс звучит мягко, плавно, мелодично, взволнованно. А потом торжественно. Он кружит, кружит и кружит…
Ребята, вам понравилась музыка? (Ответы детей) Да, я вижу, что она вам понравилась. Вы услышали, какие инструменты звучали в оркестре? (Ответы детей) Да, скрипки, ударные, духовые инструменты. А если, ребята, нам попробовать и создать свой настоящий оркестр и самим сыграть. Например, польку Штрауса! Вот послушайте, как она звучит.
Звучит “Полька” Штрауса.
Муз. руководитель: Сколько частей в этой польке? Какая музыка по характеру? (Ответы детей) Ну, что ж, молодцы! А сейчас мы создадим свой оркестр. Кто нужен нам в оркестре, чтобы музыка зазвучала? (Дирижёр) Кто хочет быть дирижёром? (Выбор дирижера по желанию). Ну, вот директор оркестра у нас уже есть!
Дирижёр: Музыканты, а где ваши музыкальные инструменты? (Дети берут музыкальные инструменты)
Я назначен дирижёром, весь оркестр в руках держу,
За моей рукой следите, всё вам точно покажу,
Без меня не начинайте, как взмахну, так и вступайте!
Звучит “Полька” И. Штрауса, дети играют в оркестре.
Дирижёр: Спасибо, музыканты! Положите инструменты.
Воспитатель: А сейчас мальчики пригласите девочек на танец.
Танец “Полька” И. Штрауса.
Муз. руководитель: Ребята, а у нас в городе Чебоксары есть театры, где можно было бы послушать и посмотреть оперу, оперетту и балет?
Дети: Да, у нас есть Театр оперы и балета.
Муз. руководитель: А вы были в этом театре? (Ответы детей). Ребята, я вам предлагаю в выходные дни сходить с родителями в этот замечательный театр, а потом нам рассказать.
Что ж пора прощаться с театром, с жизнерадостной, праздничной музыкой Иоганна Штрауса. Спасибо музыке, спасибо Иоганн Штраус. Мы скоро к тебе вернёмся и продолжим наше знакомство с музыкой и театром.
Ну, что ж, мальчики, помогите девочкам одеться и проводите своих дам к выходу.
Звучит “Полька-пиццикато” И. Штрауса.
Дети прощаются и уходят.