Учебный предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 6 класс.
Программа: рабочая программа курса “Информатика и ИКТ”, составленная на основе авторской программы курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы ЛЛ. Босовой.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: развитие информационной компетентности в процессе обобщения и закрепления умений по работе с таблицами в текстовом редакторе Open Writer через построение диаграмм и их анализа.
Задачи.
- Сформировать умения представлять числовую информацию в графическом виде, используя различные типы диаграмм.
- Совершенствовать умения анализировать диаграммы.
- Развивать познавательный интерес к предмету путем использования нестандартных задач.
- Формировать умения извлекать необходимую информацию из текстовых источников и преобразовывать ее в таблицу.
- Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.
- Формировать ценностные ориентации, уважение к природе родного края.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивно-поисковый, творческая деятельность, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
- компьютерный класс с рабочим местом учителя и локальной сетью,
- плазменная панель,
- текстовый файл для совместной практической работы (Приложение 1), алгоритм построения диаграммы (Приложение 2), задания для работы в группах (Приложение 3), домашнее задание (Приложение 4), электронная презентация к уроку (Приложение 5).
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают о графической форме представления числовой информации, систематизируют знания о видах диаграмм, познакомятся с алгоритмом построения диаграмм средствами текстового редактора Open Writer, научатся их “читать”.
План урока
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний (2 мин.)
- Самоопределение учащихся к учебной деятельности (5 мин.)
- Изучение нового материала (15 мин.)
- Закрепление (10 мин.)
- Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)
- Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть, думаю, что сегодняшний урок будет плодотворным и интересным для нас всех.
2. Актуализация знаний.
(Электронная презентация Приложение 5, слайд 1)
Давайте вспомним, ребята, в какой программе мы работали на предыдущем уроке? Для чего предназначена эта программа?
Какой новый объект вы научились создавать в этом текстовом редакторе?
Каковы преимущества таблицы в отличие от текста?
Как создать таблицу в документе Open Writer?
Какие действия вы умеете производить над ячейками таблицы?
(Слайд 2) Работа с адресами ячеек.
3. Самоопределение учащихся к учебной деятельности
Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. (Слайд 3)
Какую информацию она содержит? Какая информация расположена в левом столбце?
А в правом? Наглядно представлена информация? А как по-другому можно представить эту информацию? (Картинками, в виде диаграммы)
Давайте, попробуем представить эту же информацию графически. Откройте файл Расходы семьи.doc. (Приложение 1).
- Диаграмму мы будем создавать на числовых данных таблицы? (Да)
Значит, курсор должен быть в таблице.
- Диаграмма – это новый объект документа, который мы будем в него вставлять. Значит, какую команду мы выберем в строке меню? (Вставка-Объект-Диаграмма)
- В окне Мастера диаграмм выберите гистограмму и нажмите Готово.
Повторите эту же последовательность действий для построения линейчатой и круговой диаграмм.
Для наглядного сравнения различных величин используются столбчатые диаграммы (Слайд 4) или линейчатые диаграммы (Слайд 5).
Для отображения доли частей от целого применяется круговая диаграмма. (Слайд 6).
Какая из трех данных диаграмм наиболее наглядно отражает информацию о расходах семьи?
А теперь сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (Типы диаграмм, диаграммы, построение диаграмм) (Слайд 7) . Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Научиться строить диаграммы)
Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока.
А что же такое диаграмма, ребята? (Графическое представление чисел)
4. Изучение нового материала.
(Слайд 8)
Диаграммма (греч. (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление числовых данных. Запишите определение диаграммы в тетрадь.
Воспроизведите алгоритм построения диаграмм, по которому вы создали свои первые диаграммы. (Слайд 9). Алгоритм построения диаграммы (Приложение 2) вложите в тетрадь.
В каких областях применяются диаграммы? (В медицине, в социологии, в школе, на фирме). Люди, работающие с информацией должны уметь еще и “читать” диаграммы. Давайте попробуем с вами проанализировать несколько диаграмм.
(Слайд 10)
Задание 1.
Ответьте по диаграмме на следующие вопросы:
- Какой тип диаграммы отображает длины рек Свердловской области? (Столбчатая диаграмма)
- Какие единицы измерения откладываются по вертикальной оси? (Километры)
- Скольким единицам соответствует одно деление этой оси? (100 км)
- Какая из рек имеет наибольшую длину? (Шишим)
- Какая из рек имеет наименьшую длину? (Исеть)
(Слайд 11)
Задание 2.
Ответьте по диаграмме на следующие вопросы:
- Как называется самый крупный алмаз в мире, который был найден в 1905 году в Южной Африке? (Кулиннан)
- Сколько граммов весит алмаз, найденный в Сьерра-Леоне? (194 грамма)
- Как называется и сколько весит самый маленький из представленных в диаграмме алмазов? (Алмаз Победы, 154 грамма)
- Назовите вид диаграммы. (Круговая диаграмма)
(Слайд 12)
Задание 3.
- Сколько кандидатов участвовало в выборах? (Пять кандидатов)
- Сколько % голосов набрал каждый из кандидатов? (Белов – 25%, Чернов – 12%, Краснов – 9%, Рыжов – 36%, Серов – 18%)
- Кто из кандидатов имеет меньше всего шансов на победу? (Кандидат Краснов)
- Во II туре выборов имеют право участвовать не более двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов избирателей. Кто из кандидатов имеет право участвовать во II туре выборов? (Белов и Рыжов)
Физминутка. (Слайд 13)
Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм.
Встанем, начиная бал мы
И покажем диаграммы.
Поднимите руки вверх
И тяните выше, прямо,
Первыми заходят в зал
Столбчатые диаграммы.
Сразу сделайте наклон
Вправо тут же потянитесь,
Влево ниже наклонитесь,
В линейчатые превратитесь.
Вот оркестр гремит для нас,
Дружно все танцуем вальс,
Поворот налево, поворот направо –
Круговая диаграмма.
Бал закончен, господа!
Сядьте на свои места.
5. Закрепление. (Слайд 14)
Распределитесь на 5 групп, возьмите задание (Приложение 3). На основании имеющейся информации постройте таблицу и диаграмму. Тип диаграммы выберите самостоятельно. Сохраните работу в личной папке под именем Группа N.doc.
При представлении своей работы, объясните, какую информацию из текста вы извлекли, почему выбрали именно этот тип диаграммы.
Работы учащихся копируются на рабочий стол преподавателя и демонстрируются всему классу. Участники групп представляют составленную таблицу, аргументируют выбор типа диаграммы, отвечают на вопросы оппонентов. Оценивание работы группы учителем происходит по следующим критериям: правильное преобразование текста в таблицу, оптимальный выбор типа диаграммы, грамотное публичное выступление.
6. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока. Что вы теперь умеете делать? (Слайд15).
Я предлагаю вам подумать и ответить индивидуально на следующие вопросы:
- На уроке я узнал …
- На уроке мне было сложно …
- Урок помог задуматься о …
- Я понял…
(Слайд 16)
7. Пояснение и выдача домашнего задания.
(Слайд 17)
В качестве домашнего задания учащимся на выбор предлагаются задания двух уровней сложности, которые лежат на рабочем месте учеников. (Приложение 4)
I вариант | II вариант |
Составьте таблицу “Расходы на школьника в учебном году”, постройте круговую диаграмму и проанализируйте ее. | Разработайте мини-проект “Мои любимые продукты”. Подготовьте таблицу калорийности своих любимых продуктов, постройте диаграмму любого вида, проанализируйте её и представьте, используя программу Power Point. |
Кто победил, а кто проиграл?
Какой кандидат в президенты попал?
Какие расходы бывают в семье?
Какая из речек будет длиннее?
Сколько весит алмаз из Сьерра-Леоне?
И как много долей в одном миллионе?
На эти вопросы ответят всегда нам
Разнообразные диаграммы!
Спасибо за урок. До свидания!