Урок в 4-м классе "Как устроен организм человека"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (824 кБ)


Цели урока:

  1. Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма, самостоятельно работать с учебником и дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.
  2. Развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.
  3. Воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).

Основные понятия: орган, система органов.

Оборудование: Мультимедийный экран, дидактический материал, учебники.

(на уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание в классе положительного эмоционального настроя.

Учитель: Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения по этому предмету, что больше всего понравилось?

Составьте все вместе слова из разрезных карточек на магнитной доске. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание вам.

а о и й к ж р ю щ у и м р (окружающий мир)
у ж е х е ю л с п а в о !

Переверните карточки и прочитайте.

желаю успехов!

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1. Актуализация знаний.

Экскурс в изученное. Что изучали в 1, 2, 3-м классах?

У каждого карточки. Соотнести с годом изучения. Привести примеры (краткий обзор).

Вопросы плана.

Учитель: Какие живые организмы вам известны?

Учащиеся: Производители, потребители, разрушители. Примеры (основные функции).

Учитель: Чем животные отличаются от других живых организмов?

Учащиеся: Клетки растений и часть бактерий имеют хлорофилл и способны самостоятельно производить органические вещества из неорганических.

Учитель: Чем позвоночные отличаются от других животных?

Учащиеся: Позвоночные имеют скелет.

Учитель: В чём своеобразие строения млекопитающих?

Учащиеся: Самки млекопитающих вынашивают своих детёнышей и вскармливают их своим молоком. Их тело покрыто шерстью, имеют зубы и могут пережёвывать пищу. Человек тоже относится к млекопитающим.

Учитель: Как называется самая маленькая часть организма?

Учащиеся: Клетка.

1-й слайд. Клетка.

Учитель: Что происходит в клетке?

Учащиеся: В клетке происходит обмен веществ. Клетка способна самостоятельно обеспечивать собственный обмен веществ.

Учитель: Как называется группа клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию?

Учащиеся: Ткань.

Учитель: Как называется часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определённой функции?

Учащиеся: Орган.

Учитель: Какие органы вы знаете?

Учащиеся перечисляют образования разного уровня (органами можно назвать как руку, так и палец или локтевой сустав на ней; органами можно назвать челюсть и принадлежащий челюсти зуб; глаз и покрывающее его веко…).

Проблемный вопрос: Зачем человеку столько органов?

Учащиеся: Каждый орган в организме человека выполняет свою функцию (дети кратко рассказывают о задачах разных органов).

Вывод: человек – сложный организм с разнообразными функциями, разделёнными между многими органами.

Физкультминутка.

Маленький для маленьких (указывают высоту от пола ладонью правой руки)
Мак поднялся аленький. (Поднимаются на носочках вверх, руки тянут вверх)
Аленький поднялся. (Руки подняты высоко, затем опускаются на ширину плеч)
Таким и остался. (Застыть в последней позе на несколько секунд)
Огляделся (крутят головой во все стороны, осматриваются)
Присмотрелся, на солнышке согрелся (гладят плечи)
Зарумянился, зардел! (Выполняют круговые движения вокруг щёк)

III. Новый материал.

2-й слайд (внешнее строение человека)

Учащиеся рассматривают внешнее строение человека, называют части его тела (слайды появляются поочерёдно), объясняют, каково их значение для организма;

  1. голова – часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств – зрения, слуха и обоняния;
  2. туловище – часть тела, состоящее из груди и живота, в котором находятся внутренние органы;
  3. руки – органы манипуляции внешними предметами;
  4. ноги – органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве.

Проблемный вопрос.

Может ли один орган выполнять общую задачу организма?

Предположения детей: с помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму. Каждый орган выполняет только свою определённую работу. Вывод: один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма.

IV. Совместное открытие знаний.

Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?

Учащиеся дают разные ответы, которые обсуждаются. Вывод: Органы должны работать согласовано.

Учитель: Итак, из чего состоит наш организм?

Учащиеся: Из органов.

Учитель: А если объединить органы в разные группы с определёнными функциями?

Учащиеся делают вывод.

Группа органов, связанных друг с другом, совместно выполняющих общую задачу называется системой органов.

Учитель: Что мы будем обсуждать сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить об органах, системах органов человека, их функциях.

Тема урока на доске. «Как устроен организм человека?»

Учитель: Какие умения мы будем формировать?

Учащиеся: Мы будем учиться распознавать органы человека, определять их функции.

Появляются цели урока на доске.

  1. Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма, самостоятельно работать с учебником и дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.
  2. Развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.
  3. Воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).

3-й слайд (органы чувств).

Учитель: Рассмотрите рисунок. Назовите органы. Учащиеся дают краткую характеристику каждому.

Уши нужны для того, чтобы слышать разные звуки, глаза, чтобы видеть предметы, нос – ощущать запахи, язык – ощущать вкус. Кожа нужна, чтобы чувствовать предмет, так же она защищает наш организм от различных повреждений.

Учитель: К какой системе относятся перечисленные органы человека?

Какую роль в организме играет данная система. Вывод делают дети.

Самостоятельно заполняется таблица. Часть таблицы заполнена, ученики должны дописать функции органов.

Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет

4-й слайд (опорно-двигательная система)

Совместно определить из чего состоит опорно-двигательная система. Дети называют органы (слайды появляются поочерёдно), определяют, какую роль они выполняет в организме?

кости черепа защищают головной мозг, грудная клетка защищает сердце и лёгкие, кости верхних конечностей обеспечивают прочность и подвижность рук, позвоночник создаёт опору всему скелету, тазовый пояс даёт опору внутренним органам, кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног. После обсуждения заполняется таблица.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться 

 

 

Физминутка (упражнения для глаз).

Исходное положение – сидя.
Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз (4 раза).
Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (4 раза).
Вытянуть вперёд руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться».
Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно (по 4 раза).
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 4раза).
перевести взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот (4 раза).

5-й слайд (органы пищеварения)

Краткий рассказ, какой путь проходит бутерброд по нашему организму (открываются поочерёдно названия органов пищеварения).

Попадая в рот, пища определяется на вкус, смачивается слюной, пережёвывается, проглатывается, по пищеводу (мускулистая трубка) попадает в желудок, где в большей части перевариваетя. Из желудка пища поступает в тонкий кишечник, в котором окончательно с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью, переваривается. То, что не смогли переварить пищеварительные соки, переходит в толстую кишку. Там из непереваренных остатков пищи высасывается вода, после чего они попадают в прямую кишку, выводятся наружу.

Итог: общие функции пищеварительной системы организма. Заполняется таблица.

Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией. 

6-й слайд (органы выделения)

Рассматривается схема выделительной системы человека, называются органы, даётся краткая характеристика каждому.

Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через главный орган выделения-почки, где дважды фильтруется. Обратно в сосуды проходит уже очищенная кровь, а все ненужные вещества в виде мочи по мочеточникам стекают в мочевой пузырь. Моча выводится из нашего организма по нашей воле.

Заполняется таблица.

Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества.

7-й слайд (органы дыхания)

Учащиеся совместно с учителем рассматривают рисунок, называют органы, определяют роль дыхательной системы в организме человека. Заполняется таблица.

Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

8-й слайд (органы кровообращения)

Рассматривается рисунок, называются органы, основные функции системы кровообращения. Заполняется таблица.

Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.

9-й слайд (нервная система)

Рассматривается рисунок, называются органы, даётся краткая характеристика им, определяется роль нервной системы в организме человека.

Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.

Заполняется таблица.

Нервная система управляет всем организмом.

10-й слайд (кожа)

Рассматриваются рисунки. Определяются функции кожи. Заполняется таблица.

Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ.

Физкультминутка.

Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша.
Дети ходят по классу мягким пружинистым шагом.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается.
Образное движение «кошка умывается».
Вот щенок озорной.
Он с лохматой головой,
Бегает и лает, во дворе играет.
Дети выполняют лёгкий «пружинистый» бег, руки согнуты в локтях, изображают движения щенка.

Учитель: Мы не отметили ещё одну систему органов. Прочитайте о ней в учебнике. Как и все живые организмы, люди стареют и умирают, а им на смену приходят дети. Органы размножения обеспечивают зарождение ребёнка и его связь с организмом матери до рождения.

Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.

Получившаяся таблица

Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться
Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией.
Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества.
Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
Нервная система управляет всем организмом.
Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ.
Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.

Учитель: Что выполняет каждая система органов?

Вывод (в учебнике)

Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить.

V. Самостоятельное применение знаний.

Работа по вопроснику в группе. Дети поочерёдно читают вопросы, отвечают на них, учитель наблюдает (если возникают трудности – обратиться к учебнику, таблице)

Вопросы:

  • Какие системы органов различают у человека?
  • Какие органы дают нам возможность двигаться?
  • Какие органы позволяют организму усваивать необходимые вещества?
  • Какая система органов позволяет человечеству пополнять свою численность?

Самостоятельная работа с учебником (с таблицами)

Задание 1: органы человека можно условно разделить на несколько групп. Впиши в таблицу названия известных тебе органов или их систем.

Органы, совершающие разнообразную работу. Предполагаемые ответы детей.
Органы опорно-двигательной системы
Органы, восстанавливающие истраченные силы. Органы пищеварительной системы (желудок, кишечник, печень).
Органы дыхательной системы (лёгкие).
Кровеносная система (сердце, сосуды).
Выделительная система (почки).
Органы, управляющие организмом. Нервная система (головной и спинной мозг, нервы).

Фронтальная проверка.

Задание 2.

Органы, которыми ты можешь управлять по своему желанию. Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от твоей воли.
Предполагаемые ответы детей.
 руки, ноги, голова, глаза, язык, зубы Органы кровеносной, пищеварительной, дыхательной и выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Можно ли заменить систему органов? Почему?

Учащиеся кратко объясняют.

Домашнее задание. §1, задание в рабочей тетради.

Задание. Сравни результаты заданий 1, 2. Покажи стрелками получившуюся связь.