Цель: формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)
Задачи:
- Воспитывать в детях чувство тактичности в разных речевых ситуациях
- Развивать навыки речевого этикета
- Обучать детей грамотно оформлять свои речевые высказывания
ХОД РАБОТЫ
Предварительная работа – чтение сказки «Маша и медведи» (в интерпретации Л.Н. Толстого)
Воспитатель: Вы сейчас послушали сказку, скажите, как она называется? А кто мне расскажет про кого она? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а разве можно без разрешения входить в чужой дом? А давайте представим, что Маша пришла в гости к медведям, когда они были дома, только мы не просто будем фантазировать, а поиграем в эту сказку. Кто будет Михайло Ивановичем, Настасьей Петровной, Мишуткой и Машенькой?
Распределение ролей между детьми.
Воспитатель: Итак, начинаем играть, а все остальные не просто смотрят, а подсказывают нашим героям как им лучше поступить. Представим, что Маша постучала в дверь к медведям.
Дети – герои инсценируют действия.
Воспитатель: Ей открыл дверь Михайло Иванович. Что должна сказать Маша?
Дети: (подсказывают героям) Надо поздороваться, сказать ЗДРАВСТВУЙТЕ
Воспитатель: Правильно, надо поздороваться.
Герои здороваются.
Воспитатель: Что потом должна сделать Маша, чтобы ей разрешили пройти?
Дети: Надо попросить разрешения войти, сказать можно пройти.
Воспитатель: Правильно, попросить разрешения пройти. Медведи приглашают Машу пройти в комнату и предлагают попить чаю, как они это делают? Правильно, они говорят «Проходите, пожалуйста за стол». Маша и медведи пьют чай. А давайте представим, что Маша случайно выронила чашку, и чашечка разбилась. Как должна поступить Маша в этой ситуации, кто может подсказать?
Дети: Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Конечно же, Машенька должна попросить прощения за случившееся, сказать «Извините, пожалуйста». Вот наши Маши и медведи попили чай с вареньем и пришла пора Маше уходить домой, что должна сказать Маша перед уходом? Конечно же попрощаться с медведями. Но прежде чем попрощаться Маша должна поблагодарить медведей за гостеприимство. Как она должна это сделать?
Дети: Сазать огромное спасибо.
Воспитатель: Какие вы все молодцы, какую сказку мы с вами сочинили! А давайте вспомним, что надо сказать, когда вы приходите куда-то или встречаете знакомого вам человека?
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А если вам нужно что-то попросить?
Дети: Необходимо сказать «волшебное слово» – пожалуйста.
Воспитатель: А после того как выполнили вашу просьбу что нужно сказать?
Дети: Спасибо.
Воспитатель: А когда уходите?
Дети: До свидания.
Рекомендации родителям:
1) Необходимо закреплять с детьми разные приемы приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Напоминайте детям, что используя при встрече слова приветствия – «Здравствуйте» они желают человеку здоровья.
Каждое утро в семье должны звучать слова :
«Доброе утро моя радость», «Пора вставать, мое
солнышко». Эти слова настраивают на хороший
удачный день, помогают ребенку проснуться в
хорошем настроении.
Если при встрече с взрослыми ваш ребенок, по
какой, либо причине не здоровается и молчит,
нельзя требовать от него выполнения правил
приветствия и тем более учить его при
посторонних. Напомнить приемы приветствия
лучше, когда вы останетесь с ребенком вдвоем.
2) Уходя домой напоминайте детям слова прощания: «До свидания», «До новых встреч». Вечером, перед сном не забывайте желать всем членам семьи «Спокойной ночи», слыша постоянно от взрослых слова приветствия и прощания, дети сами начинают использовать их в речи без напоминания.
3) Учите детей быть вежливыми при обращении друг к другу, к взрослым. Не забывать про слова благодарности и просьбы: «Спасибо», «Пожалуйста». Рекомендуем посмотреть с ребенком и обсудить мультфильм «Приключения поросенка Чуни» (http://mults.spb.ru/mults/?id=1120) Союзмультфильм 1968 год.
Проигрывайте с детьми ситуации, в которых ребенок сам действующее лицо. Эти ситуации будут способствовать формированию и закреплению навыков речевого этикета. Создавайте для ребенка проблемные ситуации, в которых ему самому приходится находить выход из той или иной ситуации. (Пример: Как ты поступишь во время разговора двух взрослых? Вмешаешься в разговор и потребуешь его прекращения или остановишь разговор со словами: «Извините, что я вас перебиваю, но…»).
Ситуация в магазине игрушек.
Мама с дочкой Машей приходят в магазин игрушек.
Продавец: Здравствуйте.
Маша и мама: Здравствуйте.
Продавец: Что вас интересует.
Маша: Скажите, пожалуйста, есть ли в
магазине куклы с синими глазами.
Продавец: Да на верхней полке.
Мама: Сколько стоит кукла в зеленом
платье?
Продавец: 600 рублей.
Маша: Извините, что я вас перебиваю, но
мне мама, нравиться кукла в красном платье и
глаза у нее голубые, купи ее, пожалуйста.
Мама: Хорошо, Машенька, мы ее купим.
Мама оплачивает на кассе покупку, Маша
обращается к продавцу:
– Спасибо Вам. До свидания.
Продавец: До свидания.
Уважаемые родители, формируя у детей навыки речевого этикета, не забывайте о том, что ВЫ ПРИМЕР ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА.
Список литературы:
- Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей.– М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 40с.
- Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей иметодистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 112с.