Форма проведения: бинарный урок, урок-практикум.
Цели:
- Образовательная: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. Показать применение информационных технологий в практической деятельности.
- Развивающая: развитие логического мышления, совершенствование знаний, умений и навыков на практике.
- Воспитательная: воспитание самостоятельности, информационной культуры.
Этапы урока |
Деятельность |
|||
учителя |
учащихся |
|||
I. Организационный момент | Учитель физики: Здравствуйте,
ребята. Сегодня у вас необычный урок физики и
вести его вместе со мной будет учитель
информатики. Мы продолжаем изучение
равноускоренного движения. Учитель информатики: Вам предстоит выполнить лабораторную работу «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» с использованием программы Ms Excel. |
|||
II. Актуализация опорных знаний | I. Учитель физики проводит фронтальный
опрос: – Что называется равноускоренным
движением? |
Отвечают на вопросы и пишут формулы на доске. | ||
II. Решение задачи: лыжник спускается с
горы и за 20 с проходит путь 50 м. Определите
ускорение лыжника и его скорость в конце спуска.
Учитель информатики: Для расчета ускорения в ячейку В1 вводим полученную формулу |
Решают задачу: выводят в тетради формулу для вычисления ускорения и выполняют расчеты в электронной таблице Ms Excel. Приложение 1 | |||
III. Применение знаний, умений и навыков | Учитель физики: Сейчас вам
предстоит выполнить лабораторную работу
«Исследование равноускоренного движения без
начальной скорости». Цель: определить ускорение
движения шарика и его мгновенную скорость перед
ударом о цилиндр. Для выполнения лабораторной работы вам понадобится оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб, металлический шарик, метроном, цилиндр металлический, измерительная лента. |
Собирают установку по рисунку 178
учебника Физика 9 класс, А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.
|
||
Учитель информатики: Перед выполнением лабораторной работы вам необходимо подготовить таблицу Ms Excel, в которую вы будете вносить измеренные и вычисленные физические величины. | Строят таблицу. Приложение 2 |
|||
Учитель физики: Таблица готова и вы приступаете к выполнению лабораторной работы. | Выполняют лабораторную работу по
описанию в учебнике (вариант I) и заносят
измеренные и вычисленные данные в электронную
таблицу Приложение 3 |
|||
Следит за правильностью выполнения эксперимента. | Анализируют результаты работы. Делают вывод. | |||
Учитель информатики: Используя табличные данные постройте график зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | Строят график по результатам
эксперимента. Делают вывод о том, что зависимость
скорости тела от времени при равноускоренном
прямолинейном движении является линейной. Приложение 4 |
|||
Учитель физики акцентирует внимание учащихся на том, что: площадь под графиком зависимости скорости движения от времени численно равна перемещению тела за время t при равноускоренном движении. | Определяют перемещение тела по графику за время, равное 1,5 с и сравнивают его с перемещением, измеренным в лабораторной работе. | |||
IV. Итог урока | Учитель физики: Какова была
цель нашего урока? – Какие задачи были выполнены для достижения цели?
Учитель информатики: Какие
возможности программы Ms Excel вы использовали
для достижения цели? |
Исследовать равноускоренное движение
без начальной скорости. Повторили основные
формулы равноускоренного движения и решили
задачу на определение ускорения тела при
прямолинейном равноускоренном движении без
начальной скорости.
Построение таблицы, автоматизация расчетов и построение графика Достигли |