Психокоррекционная программа «Мир эмоций в мире животных» предназначена для работы со старшими дошкольниками (с 5 до 7 лет). Тематика занятий выстроена в соответствии с базовой образовательной программой под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой по изучению окружающего мира. Первая часть занятий предполагает знакомство с животными средней полосы, вторая часть – с домашними животными, третья часть – с животными южных стран, четвёртая часть – с обитателями подводного мира.
Программа «Мир эмоций в мире животных» вводит
ребёнка в сложный мир человеческих эмоций с
помощью отработки образов животных, помогает ему
прожить определённое эмоциональное состояние,
создать свой собственный «эмоциональный фонд»,
который позволит ребёнку ориентироваться в
своих чувствах и чувствах окружающих людей.
Выбор образов животных в качестве приёма по
развитию эмоционально-волевой сферы
дошкольников обусловлен следующим:
- ведущим видом деятельности в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, поэтому использование приёма вживания в образ животных обеспечивает успешное обучение дошкольников;
- работа с образом животного предполагает подражание его повадкам, движениям, звукам, что обеспечивает двигательную активность детей;
- подражание животным позволяет гармонично сочетать дыхательные техники с приёмами телесно-ориентированной терапии, а также чередование двигательной активности и релакса;
- перевоплощение в образ животных способствует развитию у детей навыков невербальной коммуникации, усвоению эффективных форм взаимодействия.
Важно, чтобы в ходе игр ребёнок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом развивается умение дифференцировать эмоциональные состояния и соответствующие им ощущения (напряжения и расслабления мышц тела).
Структура, форма проведения и материальное обеспечение программы
Программа включает в себя 18 занятий
продолжительностью от 25 до 35 минут. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в игровой форме
помещении, где дети могли бы свободно
перемещаться, где имеется ковровое покрытие.
Для работы по программе необходимы:
СD-проигрыватель; проектор с ротатором
(оборудование для сенсорной комнаты, диски
«подводный мир», «лес»); проектор и другие
вспомогательные средства к каждому конкретному
занятию.
Тематический план
№ | Тема | цель | Игры, упражнения |
1 | Приключения обезьян | Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес. | «Обезьяны – интересные существа», «Обезьянка-кривляка», «Походка обезьян», «Путешествие в джунгли», «Звуки ночных джунглей», «Снятие волшебства» |
2 | Весёлые медвежата | развитие эмоционально-волевой сферы детей, эмпатии, самопринятия. | «Забавные медвежата», «После зимней спячки», «Медвежонок и медведица», «Награждение и творческое задание» |
3 | Дружные зайчата | Отработка эмоции страха, развитие эмпатии и самопринятия. | «Почему зайца называют трусишкой (подборка фрагментов мультфильмов)», «Заячьи прятки», «Весенняя линька», «Сражение», «Коллективный рисунок – ЗАЯЦ» |
4 | Волчья стая | Отработка эмоции гнева, развитие самопринятия, эмпатии, знакомство с чувством заботы. | «След в след», «Волчья жизнь», «Мать-волчица», «Сильные лапы», Коллективная сказка «Волчонок по имени…» |
5 | Лисята | Расширение спектра эмоциональных переживаний, развитие эмпатии, осознание особенностей общения между девочками и мальчиками. | «Лиса-плутовка (подборка фрагментов из мультфильмов)», «Лисий хвост», «Необыкновенное пение», «Найди мышку», «Лисёнок». |
6 | День змеи | Осознание эмоционального состояния – спокойствия. | Беседа о страхе перед змеями, «Дикая змея», «Танец змеи», «Объятие питона», коллективная сказка о змее. |
7 | В лесу | Закрепление знаний об эмоциях, умения показывать разные эмоции средствами невербального обющения и узнавать их, умения соотносить разные эмоции с мелодией и цветом. | Виртуальное путешествие по лесу с использованием музыкального сопровождения, проектора с ротатором, диск «ЛЕС». Детям распределяются роли, предлагаются ситуации, которые они разыгрывают. |
8 | День слона | Осознание чувства спокойствия, развитие эмпатии, | «О жизни слонов», «Семья слонов», «Скульптура слона», «Стадо слонов» |
9 | Антилопы | Осознание чувства страха, развитие групповой сплочённости, развитие произвольности. | «Кто такие антилопы?», «Львы и антилопы», конкурс «Забодаю» |
10 | Птицы жарких стран | Снятие психологических зажимов, развитие самоконтроля, расширение спектра эмоциональных переживаний | «Летающие и бегающие», конкурс на самую-самую птицу», «Цветные попугайчики» (соотношение эмоции и цвета) |
11 | Семейство кошачьих | Развитие умения расслабляться, понятие о женственности и мужественности | «Кошачье настроение», «Кошки-мышки», «Кошачья гимнастика», «Кошки и коты». |
12 | В цирке | Закрепление знаний об эмоциях, умения показывать разные эмоции средствами невербального общения, умения соотносить разные эмоции с мелодией и определённым животным. | Между детьми распределяются роли животных-артистов. Далее дети объединяются в пары и готовят показательное цирковое выступление. |
13 | В зопарке | Развитие умения показывать эмоции с помощью мимики, жестов, пантомимы и определять эмоции других. | Путешествие по зоопарку, где дети изображают загаданное животное и его настроение. |
14 | Дельфины и акулы | Расширение спектра эмоциональных переживаний, развитие эмпатии, развитие осознания эмоций. | «Голоса дельфинов», «Дельфин с мячом», «Осторожно, акулы», способ преодоления страха – превратиться в акулу «Акула».. |
15 | Остров медуз | Снятие психоэмоционального напряжения, соотнесение мелодии и цвета с определённой эмоцией.. | «Танец медуз (шторм, спокойствие), «Передай медузу» |
16 | Черепашки | Отработка эмоции страха, развитие произвольности поведения. | «Домик на спине», «Покатай меня, большая черепаха», «Черепаха в опасности», Коллективная поделка «Черепаха». |
17 | Берег моря | Осознание эмоционального мира подводных жителей, развитие произвольности и воображения. | «Дыхание моря», «Золотая рыбка», «Разговор дельфинов», «Акула», «Танец медуз», «Домик на спине», «Волшебные превращения». |
18 | День несуществующего животного | Развитие воображения, исследование внутреннего мира детей. | «Переодевалки», «Среда обитания», «Друзья и враги», рисунок «Моё несуществующее животное», «Остров несуществующих животных». |
Частью данной программы является предлагаемое занятие «Приключения обезьян». Так, вживаясь в образ обезьяны, дети получают возможность раскрепощения, самовыражения в доступной для них и социально одобряемой форме.
Конспект развивающего занятия «Приключения обезьян»
Цель: знакомство детей с эмоциями (радость, гнев, страх, удивление, грусть, интерес) с помощью отработки образа животного (обезьяны).
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности при анализе эмоционального состояния обезьян, изображённых на слайдах;
- способствовать развитию воображения и умению перевоплощаться в образ;
- развивать умение выражать эмоции с помощью мимики и движений тела;
- побуждать детей к подражанию и согласованию движений, выразительно показывая походку обезьян;
- развивать умение распознавать эмоции и адекватно выражать их с помощью мимики и движений тела;
- способствовать снятию психоэмоционального напряжения;
- способствовать самопринятию и повышению самооценки.
Методы и приёмы: демонстрация игрушки-обезьяны; рассмотрение иллюстраций; использование костюма при передаче выразительности образа; отражение эмоционального ряда; релаксация; элементы психомоторной коррекции.
Возраст целевой аудитории – дошкольники от 5 до 7 лет
Оборудование:
- проигрыватель для СD-дисков, детские стулья (по количеству детей), игрушка-обезьяна, мягкий модуль (цилиндр), мультимедийное оборудование для презентации, костюмы обезьян, декорация-пальма, цветок, бабочка.
- музыкальные средства: Е.Никитенко «Хула-Хуп», Ореn.az. Лирика, В.Моцарт «Дни гнева» (реквием), П.Мориа «Aloutte», И.С.Бах «Токката и фуга ре-минор», Дж.Ласт «Хава-Нагила», В.Шаинский «Чунга-Чанга», Барбарики «Африка», Звуки природы «Наступает ночь», Звуки природы «Ночные эльфы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Цель: Установить эмоционально-позитивный контакт психолога с детьми, активизировать внимание и интерес к теме занятия.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут (имя педагога)! Я пришла сегодня с вами поиграть! А вы любите играть? (Да!). Это просто замечательно! Тогда давайте начнём с загадок!?
Это что за озорница
На лиане веселится?
На хвосте качается,
Скачет и кривляется?
– Сегодня к вам в гости пришёл это забавный зверёк (предъявление мягкой игрушки) – Обезьянка! Её зовут Ася! Ася очень хочет с вами познакомиться. А знакомиться мы будем особым образом: сначала назовём своё имя, потом выполним с ней определённые движения ладошками, вот такие: (психолог показывает движения) сначала обезьянка погладит вас по ладошкам, потом вы её погладите по ладошкам, а потом вы соприкоснётесь друг с другом ладошками. (Проводится процедура поочерёдного знакомства детей с игрушкой-обезьянкой).
2. Игра «Обезьянки – интересные существа»
Цель: познакомить детей с базовыми эмоциями на примере обезьян.
– А для того, чтобы ещё больше узнать об
обезьянах, давайте поиграем в игру.
Сейчас мы с Асей будем показывать вам фотографии
обезьян. А вы постараетесь определить их
настроение.
(Детям предлагается слайд-шоу из 6 фотографий обезьян в разных эмоциональных состояниях: радость, гнев, грусть, удивление, страх, интерес. Каждая фотография на слайде сопровождается пиктограммой данной эмоции)
(Приложение 1 и Приложение 2).
– Ребята, посмотрите на эту обезьяну! Какая она
по настроению? (Весёлая, радостная) Правильно!
Обратите внимание (появляется пиктограмма), на
этой картинке показано, как изменяются у
обезьяны глаза (сужаются), брови (приподнимаются),
рот (расширяется), когда она радуется! И т.д. при
демонстрации слайдов, характеризующих базовые
эмоции.
Какие вы молодцы! Так хорошо определяли
настроение обезьян! А теперь подумайте, по каким
признакам вы определяли это настроение? (Предполагаемый
ответ: «По выражению, по движениям мордочки»).
Совершенно верно, выразительные движения лица
называются мимикой.
Ребята, Ася собирается в увлекательное
путешествие. А вы хотите превратиться в обезьян и
отправиться вместе с ней? (Да!)… Для
превращения в обезьян у нас есть костюмы, вы
можете их надеть (психолог показывает как
правильно надеть костюм и помогает детям).
Для того чтобы чудесное превращение в обезьян
завершилось, нужно произнести волшебные
слова и сделать определённое движение. Я покажу,
вы посмотрите, а потом сделаем вместе:
С обезьяной мы друзья,
Обезьянка – это я!
– Теперь мы обезьянки!
3. Игра «Зверь-кривляка»
Цель: закрепление знаний об эмоциях, развитие умения выражать их с помощью мимики и движений тела.
– Друзья, вы знаете, что обезьяны очень любят
передразнивать всех на свете и кривляться!
Давайте мы покажем, как они это делают! Свободно
вставайте кто где хочет! Мы поиграем в игру
«Обезьянка-кривляка».
Сейчас будут звучать мелодии, символизирующие
какое-то настроение. Вы можете двигаться,
кривляться как хотите. Я буду вас заколдовывать с
помощью таблички, на которой изображена мордочка
обезьяны с определённым настроением. Как только
я скажу «Раз, два, три – обезьянка-кривляка
замри», вы должны замереть в позе этого
настроения.
(Поочерёдно включаются 6 музыкальных композиций, соответствующих 6 эмоциям).
– Хорошо, какие интересные фигуры! Какое же настроение вы показали? (Удивление, гнев, горе, интерес, страх, радость). Молодцы! Вы очень хорошо научились узнавать настроение и показывать его с помощью мимики и движений тела! Поэтому Ася приглашает вас в путешествие по джунглям. А для того, чтобы туда отправиться, нужно научиться ходить по-обезьяньи.
4. Игра «Походка обезьян»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности и координации движений, укрепление мускулатуры ног и спины.
– Вы видели, как ходит обезьяна? По земле она
ходит точно так же, как по дереву: на внешней
стороне ступни, сжав пальцы ног внутрь, как будто
держится за невидимую ветку (показывает
психолог). Попробуйте встать также! Сделайте
несколько шагов на месте! А теперь повернёмся
и пройдёмся походкой обезьяны по кругу. Молодцы!
Обезьяны часто передвигаются на четырёх лапах.
Покажем, как они это делают: ноги ставим на
внешнюю сторону стопы, опускаемся на руки и
ставим их на внешнюю сторону кулачка. Пройдёмся
таким образом (Перемещаемся к
декорации-пальме, становимся вокруг неё)! Вот
мы и в джунглях!
5. Игра «Путешествие в джунгли»
Цель: развивать умение определять эмоцию по заданной ситуации и показывать её с помощью мимики и движений тела.
– «Обезьянки», давайте возьмёмся за хвост
соседа и начнём путешествие по звериной тропе! (Движемся
вокруг пальмы походкой обезьян). Вдруг, в гуще
леса мы видим цветок необычайной красоты (предъявление
детям цветка). Что мы почувствовали? (Удивление).
Кто покажет, как обезьяна удивляется? Молодец…И
все вместе покажем удивление!
Перемещаемся по кругу. А вот перед нами пальма.
Представьте, что на ней растут спелые, сладкие,
ароматные бананы, и мы их сорвали, чтобы съесть!
Какое у нас будет настроение? (Радостное,
весёлое). Кто покажет нам радость? Молодец, …,
… Давайте все вместе покажем радость!
А теперь представьте, что какая-то незнакомая
обезьяна отняла у нас банан! Что мы почувствуем? (Предполагаемые
варианты ответов: грусть, гнев (злость…) Кто
покажет, как обезьянка грустит? Молодец …!
Давайте все вместе покажем грусть!
Кто покажет, как обезьянка злится? Хорошо, …!
Давайте вместе покажем гнев.
Тсс…внезапно из кустов появилась огромная змея
– питон, которая может нас съесть! Что мы
почувствуем? (Страх). Кто покажет, как
обезьянке страшно? Верно, …! А теперь вместе
покажем!
Обезьянки, посмотрите, какая красивая бабочка к
нам прилетела! Какой необычный узор у неё на
крыльях! Рассмотрите его! С каким настроением вы
рассматривали узор? (С интересом) Молодцы!
6. Игра «Звуки ночных джунглей»
Цель: снятие телесного и эмоционального напряжения, расслабление.
– В джунглях наступила ночь, обезьянки очень
устали и повалились на траву на спинки.
Обезьянки расслабились: вытянули ноги и
расслабили их, положили руки вдоль туловища и
тоже их расслабили, закрыли глаза. Сделали
глубокий вдох носом и медленно выдохнули через
рот.
Расслабляем все мышцы тела (психолог помогает
принять нужную позу), слушаем спокойную
музыку…засыпаем. (Звучит спокойная музыка).
Восходит солнышко (включается свет) и
джунгли медленно просыпаются (сначала
просыпаются птицы, потом животные). «Обезьянки»
открывают глаза, приподнимают спину, медленно
поднимаются на ноги, тянутся передними к
солнышку и говорят друг другу по-обезьяньи
«доброе утро» вот так: сделать глубокий вдох
носом и выдохнуть ртом тремя рывками (повторить
несколько раз).
7. Сюжет «Снятие волшебства»
Цель: развитие самопринятия, повышение самооценки детей.
– Сила волшебства ослабевает, и наше
перевоплощение в обезьянок подходит к концу. Асе
очень понравились её новые друзья – это вы. Она
вместе с вами радовалась, грустила, переживала!
Присаживайтесь на свои места, Ася хочет
поблагодарить вас за игру и сказать добрые слова.
Психолог подбирает хвалебные слова
индивидуально для каждого ребёнка, лапой игрушки
гладит его по голове и предлагает снять костюм.
Психолог также снимает костюм и задаёт детям ряд
вопросов, способствующих закреплению содержания
занятия:
– Вам понравилось быть обезьянками?
– Где вы сегодня побывали? (В джунглях)
– Что вы там делали? (Показывали настроение)
– А какие бывают обезьяны по настроению? (Весёлые,
грустные, злые, удивлённые, испуганные,
заинтересованные)
– Что больше всего вам понравилось?
– Теперь вы снова превратились в замечательных ребят! Но частичка волшебной обезьянки осталась в каждом из вас! Какое у вас сейчас настроение? (Радостное) Я желаю сохранить вам радостное настроение до конца дня! До свидания ребята!
Домашнее задание для родителей:
- Прочитайте стихи, истории и сказки об обезьянах.
- Посмотрите мультфильмы с участием обезьян и попробуйте проанализировать эмоциональные проявления героев-обезьян («38 попугаев», «Поросёнок Фунтик», «Осторожно, обезьянки» и другие).
- Понаблюдайте в течение дня за людьми – поищите в позах, жестах, походке, выражениях лиц сходство с обезьянами.
- Полакомитесь бананами, грушами, орехами и, возможно, какими-нибудь экзотическими плодами.
- Попробуйте сочинить сказку под названием «Обезьянка – (имя ребёнка)».