Тип урока: обобщение, систематизация и закрепление знаний.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока: формировать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в соответствии с орфографическими правилами.
Задачи урока:
обучающие: формировать умение распознавать, проверять и правильно записывать слова с изученными орфограммами; навык самоконтроля;
развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание;
воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: авторский медиапродукт – мультимедийная презентация, выполненная в среде Microsoft Office Power Point “Вовка в Тридевятом царстве” (Приложение 1), авторские комментарии по использованию мультимедийной презентации (Приложение 2).
Технические требования: компьютер, мультимедийный проектор, экран, возможно использование ИД
Ход урока
I. Организационный момент.
Лишь только прозвенит звонок –
Начинается урок!
На уроках будем мы
Старательны, внимательны!
По три раза повторять
Совсем не обязательно!
– Сегодня мы встретимся с героями мультфильма “Вовка в Тридевятом царстве” (Слайд 2)
II. Оформление работы.
Запись даты и вида работы.
III. Минутка чистописания.
– Назовите буквы, которые видите? (ч щ ж ш) (Слайд 3)
– Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются данными буквами. ([ч,], [щ,] – согласные, шипящие, глухие, всегда мягкие, непарные; [ж], [ш] – согласные, шипящие, [ж] – звонкий, [ш] – глухой, всегда твёрдые, парные)
Запись букв в тетрадь. (Слайд 4)
IV. Словарная работа.
Запись словарных слов под диктовку. Один ученик работает у доски.
– Выделить изученные орфограммы.
МАШИНА, УЖИН, МОЧАЛКА, ПЛОЩАДЬ, ЧУДЕСА, ЩУПАЛЬЦА.
Проверка. (Слайд 5)
V. Постановка темы и цели урока.
– Назовите орфограммы, которые вам встретились.
– Предположите, какова тема урока? (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)
– Подумайте, какова цель урока? (повторить написание жи-ши, ча-ща, чу-щу) (Слайд 6)
VI. Работа над изученным материалом.
- Выполнение задания на отработку написания сочетаний жи-ши. (Слайды 7-8)
Рис. 1
– Вовке предлагают выполнить интересное задание. Посмотрите внимательно на текст. Попробуйте догадаться, что нужно сделать? (подобрать буквы в словах)
– Давайте проверим. Прочитайте задание. (Слайд 17)
Один ученик работает на ПК, остальные записывают в тетрадь в строчку.
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши:
Мыш…, ёж…ки, морж…,
Лыж…, луж…, камыш….
2. Выполнение задания на отработку написания сочетаний ча-ща. (Слайды 9-10, 17)
Рис. 2
Один ученик работает на ПК, остальные записывают в тетрадь в строчку.
Ча и ща, ча и ща
Рощ…, ч…щ… и свеч…,
Пищ…, туч…, саранч… –
С буквой а и ча и ща.
3. Выполнение задания на отработку написания сочетаний чу-щу. (Слайды 11-12, 17)
Рис. 3
Один ученик работает на ПК, остальные записывают в тетрадь в строчку.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Ч…лок и ч…до, и ч…лан,
Ч…дак и щ…ка, и ворч…н.
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение работы над изученным материалом.
– Вовке предлагают выполнить следующее задание. Будьте внимательны! (Слайды 13-14)
Рис. 4
– Посмотрите внимательно на текст. Попробуйте догадаться, что нужно сделать? (распределить слова по столбикам)
– Давайте проверим. Прочитайте задание. (Слайд 18)
Один ученик работает на ПК, остальные записывают в тетрадь.
Карандаши, чучело, жираф, щука, часы, чашка.
IX. Физкультминутка для глаз. (Слайд 21)
X. Упражнения по развитию устной и письменной речи.
– Поможем Вовке выполнить последнее задание. (Слайды 15-16)
Рис. 5
– Прочитайте слова. Догадайтесь, что нужно сделать? (составить предложение из слов)
– Давайте проверим. Прочитайте задание. (Слайд 19)
Один ученик работает на ПК, остальные записывают в тетрадь.
Ёжик, в, испек, печке, коржики.
– Сколько слов в предложении?
– Подчеркните грамматическую основу.
XI. Подведение итогов урока. (Слайд 20)
Рис. 6
Использованная литература:
- Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005.