Цели мероприятия: отразить
взаимосвязь теории с практикой, способствовать умению учащихся давать правильный, развернутый ответ на качественные задачи, научить рассуждать, осуществить контроль знания по предмету.Задачи
Форма проведения:
интеллектуальные состязания.Место проведения:
актовый зал.Оформление:
плакат: “Изучая физику, познаешь природу, познаешь себя...”Оборудование для проведения игры: 2 мультимедийных проектора, два экрана для проекции, четыре стола для команд, один стол для экспертного жюри.
Оборудование для опытов:
мыльный раствор и устройство при помощи которого будем надувать пузыри, два сосуда с водой, соль, 2 яйца, две книги, неглубокое блюдце, подкрашенная жидкость, свеча, стакан, бутылка с широким горлышком (из под кефира), монета, длинная линейка, кольцо склеенное из бумаги диаметром 15 см, прибор для демонстрации фонтана.Классы: 8-й класс.
Дата проведения: мероприятие проводится после первого полугодия в 8-м классе.
Длительность: 1 час.
Ход мероприятия
Добрый день! Мы приветствуем сегодня всех собравшихся в зале на интеллектуальном состязании “Своя игра по физике”.
Сегодня мы должны научится давать
развернутый ответ на качественные задачи, научиться рассуждать, расширять кругозор, развивать логическое мышление и наблюдательность воспитывать культуру поведения в коллективе, чувство ответственности, толерантное отношение к мнению других.Физика нужна!
Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из березы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нанотехнологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи ее, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней карьерной высоты!
Автор: Г.И.Беляева, г.Москва, СШ №880 (сайт: http://www.schoolpress.ru/products)
В игре участвуют 4 команды учащихся 8-го класса. Каждая команда придумала название (связанное с физикой или физическим явлением) и представляет его в виде загадки.Правила игры:
Игра строится на работе с презентацией. Приложение 1. Запускаем презентацию и нажимаем кнопку “Начать игру”. Вашему вниманию предлагается четыре категории вопросов, чтобы выбрать категорию вопросов необходимо нажать на названии категории. В каждой категории по шесть вопросов: 10, 12, 14, 16, 18, 20 баллов. Вопросы распределены по уровню сложности. Выбирая вопрос, нажимаем на количестве баллов и активированная ссылка на вопрос будет отражаться желтым цветом, что наглядно демонстрирует выбранные вопросы и вопросы на которые еще не отвечали. После ответа на поставленный вопрос надо нажимать (рисунок 7), для того чтобы вернутся к выбору категории вопросов.Рисунок 1
Ваша цель набрать наибольшее количество баллов отвечая на предложенные вопросы. Ответы должны быть развернутыми, полными и логичными. Ответы будут оцениваться экспертным жюри по следующим правилам:- Если вы даете правильный ответ, но не поясняете его, вам присуждается только 50% от количества балов данного опроса;
- Если вы даете правильный, развернутый ответ, поясняющий сущность явления вам присуждается 100% количество баллов;
- Если вы не отвечаете на выбранный вопрос, то право ответа переходит команде, первой поднявшей руку, при правильном ответе эта команда получает заработанные баллы и пропускает ход в следующем кругу. Таким образом, каждая команда должна ответить на 6 вопросов. Если на вопрос не дано ответа, баллы сгорают.
- На обсуждение вопроса командам дается 30 секунд. Если команда дает досрочный ответ им прибавляется 2 балла.
- За дополнение к ответам других команд команда может заработать по 5 баллов которые заносятся в таблицы в графу: “Дополнительные ответы”.
Набранные вами очки незамедлительно будут вносится в таблицу, где будет подсчитываться их сумма. В течении игры вы сможете контролировать сумму набранных вами очков. (На втором экране демонстрируется таблица при помощи которой подсчитывается сумма очков.) Приложение 2.
Команда, набравшая наибольшее количество очков, будет названа ПОБЕДИТЕЛЕМ.
Количество баллов командам присуждает экспертное жюри. Для жури изготавливались таблички с надписью: 0%, 50%, 100%.
Первой команде предоставляется возможность выбора категории вопроса и вопрос. В категориях содержатся нижеприведенные вопросы.
Категория "Приведите пример" – вам предлагается явление или закон, вы должны объяснить сущность этого явления и привести пример из жизни.
Рисунок 2
10 баллов. Приведите пример разных агрегатных состояний одного и того же вещества. Предполагаемый ответ: вещество в природе может встречается в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном. Наиболее распространенным веществом встречающемся в природе во всех трех агрегатных состояниях является вода. В твердом состоянии мы наблюдаем ее как лёд; в жидком состоянии – вода; в газообразном –водяной пар.
12 баллов. Приведите пример естественной конвекции. Предполагаемый ответ: конвекция –это перенос энергии струями газа или жидкости. Более теплые струи воздуха или жидкости поднимаются вверх, а остывшие опускаются вниз, так как при нагреве воздух расширяется и становится менее плотным, поэтому поднимается вверх, а остывающие потоки наоборот. Примером естественной конвекции может служить отопление в доме. Так в отапливаемой комнате благодаря конвекции поток теплого воздуха поднимается в верх, а холодного опускается вниз. Поднимаясь в верх попок теплого воздуха постепенно нагревает весь воздух в комнате, но у потолка воздух всегда более теплый, чем в близи пола.
14 баллов. Приведите пример диффузии. Предполагаемый ответ: диффузия это явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Пример диффузии – мы заносим в комнату флакон с духами и ставим его на окно, через некоторое время аромат духов будет ощущается во всей комнате. Молекулы духов испаряясь из флакона проникали между молекулами воздуха в комнате.
16 баллов. Приведите пример совершения работы. Предполагаемый ответ: механическая работа совершается только тогда, когда на тело действует сила, и оно движется. Например лошадь тянет плуг или учитель пишет мелом на доске. Мы наблюдаем, что по средствам действия силы лошадь прикладывает силу, чтобы тянуть плуг или учитель давит на мел чтобы его след остался на доске мы наблюдаем перемещение лошади вместе с плугом или мела на доске.
18 баллов. Приведите пример закона сохранения энергии. Предполагаемый ответ: во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом ее значение сохраняется. Например: Подбрасывая камень вверх или мяч, мы сообщаем им энергию движения – кинетическую энергию. Поднявшись до некоторой высоты, предмет останавливается и начинает падать. В момент остановки (в верхней точке) вся кинетическая энергия полностью превращается в потенциальную. При движении тела в низ происходит обратный процесс. Потенциальная энергия превращается в кинетическую. При этих превращениях полная механическая энергия , т.е. сумма кинетической и потенциальной энергии, остается неизменной. Так же можно привести пример: теплопередача. Переход внутренней энергии от одного тела к другому. При теплопередаче тело более нагретое отдаст энергию менее нагретому. Менее нагретое тело примет такое же количество теплоты которое отдано более нагретым.
20 баллов. Приведите пример аморфных тел. Предполагаемый ответ: одно из свойств аморфных тел – это отсутствие определенной температуры плавления. При нагревании они постепенно размягчаются и разжижаются и, наконец превращаются в жидкость. В твердом состоянии эти тела при ударе способны рассыпаться на осколки, т. е. ведут себя как твердые тела. Но у них наблюдается свойства присущие жидким телам, например: они медленно растекаются по поверхности, если поместить их в сосуд они принимают форму этого сосуда. Такими телами являются: смола, вар, канифоль, пластилин, стекло и т.д.
Категория "Объясните наблюдаемое явление" – вам будет показан опыт, вы должны объяснить наблюдаемое явление с помощью соответствующих законов физики.
Рисунок 3
10 баллов. Оборудование: мыльный раствор и устройство надувать пузыри. Объясните, почему мыльный пузырь имеет круглую форм? Предполагаемый ответ: мыльный пузырь имеет круглую форму так как в данном явлении выполняется закон Паскаля для жидкостей и газов: давление производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.
12 баллов. Оборудование: два сосуда с водой, соль, 2 яйца. Предварительно в один сосуд добавляем соль. Опускаем яйцо в один, затем в другой сосуд. Наблюдаем, что в одном сосуде яйцо тонет, в другом нет. Объясните, почему в одном сосуде яйцо тонет, в другом плавает? Предполагаемый ответ: чтобы тело плавало необходимо выполнить условие: сила Архимеда должна быть больше силы тяжести. Сила Архимеда зависит от объема тела и плотности жидкости. Так как объемы яиц одинаковые, предполагаем, что плотность воды где плавает яйцо больше плотности жидкости в другом сосуде, а плотность можно увеличить посолив воду.
14 баллов. Оборудование: Две книги, приблизительно с одинаковым количеством страниц. Переплетем книги так чтобы между двумя листами одной книги был лист другой книги. Попробуем теперь эти книги разделить. Переплетенные книги очень сложно разделить. Объясните почему? Предполагаемый ответ: при переплетении листов в книгах площадь соприкосновения увеличивается, возникающая сила трения при разделении зависит от площади соприкосновения. Увеличивая площадь соприкосновения увеличится сила трения и преодолеть ее будет сложнее, что мы и наблюдаем.
16 баллов. Оборудование: Для демонстрации понадобится: неглубокое блюдце, подкрашенная жидкость, свеча, стакан или стеклянная мензурка. Поставим свечу на дно неглубокого блюдца. Нальем в блюдце подкрашенную воду. Зажжем свечу и свержу накроем стаканом. Когда свеча погаснет в стакан начнет набегать вода. Объясните, почему вода набегает в стакан? Предполагаемый ответ: когда горит свеча накрытая стаканом кислород внутри стакана уменьшается. Давление воздуха внутри стакана тоже уменьшается. Нагретый воздух имеет меньшую плотность, а значит и меньшее давление. Так как атмосферное давление вне стакана больше, чем давление воздуха внутри стакана, то оно заставляет воду подниматься внутри стакана вверх.
18 баллов. Оборудование: устройство для демонстрации фонтана, подкрашенная жидкость. Поставим блюдо на подставку и в воронку нальем воды. Если воронка находится на таком же уровне как блюдце, мы фонтана не наблюдаем. Если воронку поднимать выше фонтан увеличивается. Объясните, почему при подъеме воронки вверх фонтан увеличивается? Предполагаемый ответ: фонтан представляет собой сообщающийся сосуд. Жидкость в коленах такого сосуде всегда будет стремится к равновесию. Поэтому мы наблюдаем фонтан. Давление жидкости зависит от плотности жидкости и высоты столба жидкости. Чем больше высота, тем больше давление. Поднимая воронку вверх мы увеличиваем высоту, поэтому увеличивается давление воды, струя фронтона бьет выше.
20 баллов. Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком (из под кефира), монета, длинная линейка, кольцо склеенное из бумаги диаметром 15 см. На горлышко бутылки поставим кольцо склеенное из плотной бумаги точно над отверстием бутылки положим на кольцо монету. В центр кольца ввести палочку или линейку и резко ударить ей по кольцу в горизонтальном направлении. Мы наблюдаем: кольцо отлетает в сторону, а монета падает в бутылку. Объясните, почему монета, падая попадает точно в бутылку? Предполагаемый ответ: на монету расположенную на кольце из бумаги действует сила тяжести. При резком движении кольца, монета не успевает приобрести скорость и в следствии действия силы тяжести, она падает вниз в бутылку. Если медленно двинуть кольцо, то монета успеет приобрести скорость и упадет в сторону движения кольца.
Категория "Выберите верный ответ" – вам будет задан вопрос, на экране отражается рисунок с тремя вариантами ответов. Вам надо дать правильный ответ и обосновать ваш выбор.
Рисунок 4
10 баллов. Какой системой блоков легче поднять груз? Почему? Предполагаемый ответ: системой блоков изображенной на рисунке 1 будет легче поднять груз, так как в ней используется три подвижных блока, что дает выигрыш в силе в 6 раз. На рисунке 2 используется 2 подвижных блока, и выигрыш в силе в 4 раза.
12 баллов. В мензурках налиты различные жидкости одинаковой массы. Плотность какой жидкости больше? Почему? Предполагаемый ответ: плотность – это величина равная отношению массы тела к его объему. Массы жидкостей одинаковы. Плотность зависит от объема обратно пропорционально, чем меньше объем, тем больше плотность. В мензурке 2 налита более плотная жидкость.
14 баллов. Вес фигур А, В, и С одинаковый. Какая из фигур оказывает наименьшее давление на поверхность? Предполагаемый ответ: если вес одинаковый, то масса одинакова. Давление – это отношение силы действующей на поверхность к площади этой поверхности. Давление производимое на поверхность обратно пропорционально площади поверхности. Чем больше площадь, тем меньшее давление оказывает фигура на поверхность.
16 баллов. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит? Почему? Предполагаемый ответ: машина под номером 1 тормозит, так как жидкость в цистерне движется вместе с машиной. При резком торможении машина останавливается, а жидкость по инерции продолжает двигается вперед.
18 баллов. Три медных шарика опущены в воду, так как показано на рисунке. На какой из них действует наименьшая архимедова сила? Почему? Предполагаемый ответ: сила Архимеда действующая на тело погруженное в жидкость зависит от плотности жидкости в которую погружают тело, в данном примере она одинаковая и от объема тела. Зависимость прямая. На тело, имеющее больший объем будет действовать большая сила Архимеда.
20 баллов. Какими ножницами легче резать лист железа? Почему? Предполагаемый ответ: ножницы для резки металла имеют ручку гораздо длиннее лезвий, так как сила сопротивления метала велика и для ее уравновешивания плечо действующей силы приходится значительно увеличить.
Категория “Найдите ошибку на рисунке” – на экране вы будете видеть рисунок, вам надо найти ошибку и дать правильный ответ.
Рисунок 5
10 баллов. На любое тело действует сила тяжести, как показано на рисунке. Найдите ошибку на рисунке. Предполагаемый ответ: при изображении силы, мы учитывает точку приложения и направление действия силы. Сила тяжести действует на все тело и откладывается от центра тела. Направлена сила тяжести к центру земли.
12 баллов. В сосуде на разной высоте сделали дырки и наполнили его жидкостью. Жидкость из дырок будет вытекать по разному. Что на рисунке изображено не верно. Предполагаемый ответ: давление жидкости зависит от высоты столба жидкости и плотности этой жидкости. Зависимость прямая. Чем ближе ко дну, тем давление больше, значит из отверстия снизу должна бить струя дальше всего.
14 баллов. На рисунке изображен вес, с которым спортсмен действует на гимнастический брус. Найдите ошибку на рисунке. Предполагаемый ответ: вес тела это сила с которой тело действует на поверхность с которой оно соприкасается. Точка приложения веса тела отмечается между телом и поверхностью.
16 баллов. На концы рычажных весов подвешены два тела одинакового объема. Что на рисунке изображено не верно. Предполагаемый ответ: тела имеют одинаковый объем, но имеют разную плотность, тело имеющее большую платность будет иметь большую массу. Олово имеет большую плотность, значит его масса больше и весы не будут находится в состоянии равновесия.
18 баллов. Две тележки взаимодействовали между собой по средствам прикрепленной металлической пластины. Найдите ошибку на рисунке. Предполагаемый ответ: Тележки имеют разную массу. При взаимодействии тележки будут приобретать скорость. Тележка большей массы менее инертна, т.е. приобретет меньшую скорость.
20 баллов. На концы рычага подвешиваются грузы разной массой, так чтобы рычаг уравновесить. Найдите ошибку на рисунке. Предполагаемый ответ: рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Меньшее плечо, уравновешивается большей силой, а на рисунке изображено: большее плечо уравновешено большей силой.
P.S. в этой категории после демонстрации вопроса, при нажатии на клавишу Enter или пробел будет появляться слайд с правильным ответом.
ри
Рисунок 6
После разгадывания последнего вопроса. Подводятся итоги игры и награждаются победители.
Литература, используемая при подготовки мероприятия и создании презентации.
- Перышкин А.В. “Физика 7 класс” М. из-во “ДРОФА” 2001 год.
- Перышкин А.В. “Физика 8 класс” М. из-во “ДРОФА” 2001 год.
- Тит Том “Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения”. М. Из-во “Дом Мещерякова” 2008 год.
- Янушевская Н.А. “Повторение и контроль знаний по физике на урока и внеклассных мероприятиях” М. из-во “Глобус” 2009 год.
- Полянский С.Е. “Поурочные разработки по физике 7 класс” М. Из-во “ВАКО” 2003 год.
- Волков В.А. “Поурочные разработки по физике 8 класс” М. Из-во “ВАКО” 2010 год.
- Билимович Б.Ф. “Физические викторины в средней школе” М. 1977 год.
- Тест Айзенка “Определение технических способностей человека”.
- Сайт http://www.1sept.ru/ раздел “Внеклассные мероприятия по физике”.
- Сайт www.gifanimashki.ru – анимация для презентации.
- Сайт http:www.animashki.ru – анимация для презентаций.