Главным условием и характерной чертой социального прогресса общества является уважительное, бережное, но вместе с тем и требовательное отношение людей к друг другу, во всех сферах общественной жизни. Поэтому особое значение приобретает вопрос формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема не является новой в дошкольной педагогики и детской психологии. Она изучалась отечественными, зарубежными педагогами и психологами.
Жизнь детей богата примерами доброжелательных отношений между людьми. Но одних примеров не достаточно для того чтобы у детей сформировать правильное поведения. Данная тема выбрана нами не случайно, т.к. дети в нашей группе не все имели представления что значит играть дружно, благодарить друг друга за помощь, и т.д.
Наблюдалась повышенная импульсивность, агрессивность, не умение договариваться в процессе игры у большинства детей.
Проведя диагностический срез, нами было принято решение, создание определенной системы по формированию доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Особое внимание мы уделяли решению различных проблемных ситуаций, в которых перед детьми ставилась определенная проблема, которую каждый ребенок должен разрешить по своему. Также мы с ребятами в процессе непосредственно образовательной деятельности обсуждали различные нравственные качества, которые были распределены по месяцам.
Например: в сентябре мы разговаривали о таком качестве как верность. Подбирали пословицы и поговорки соответствующие этому качеству, читали художественную литературу, решали проблемные ситуации, составляли рассказы по данной теме, и др.
(Октябрь - гостеприимство, декабрь - щедрость, доброта).
Мы представляем вашему вниманию одну из форм работы по формированию у детей доброжелательных взаимоотношений "Игра - путешествие".
Игра путешествие для детей старшего дошкольного возраста.
Игра путешествие для детей старшего дошкольного возраста. "Доброта"
Задачи:
- Способствовать развитию мыслительных процессов (память, внимание, мышление). С помощью закрепления пройденного материала.
- Способствовать обогащению активного словаря детей. (Словами доброжелательный, добродушный, вопросительный).
- Развитие творческого мышления детей. (Как помочь быстрее цветку?)
- Воспитание нравственных и этических качеств у детей, чувства взаимопомощи. (Помочь Филе найти ответ на вопрос, помощь цветку, выполнение задания всей группой).
Предварительная работа: знакомство с такими качествами как: гостеприимство, щедрость, верность. Чтение рассказов: Волшебный фонарик" и др., решение проблемных ситуаций "Как ты поступишь?". Составление рассказа "О лучшем друге" и т.д.
Материалы: письмо, волшебный цветок, знак вопросительный. Книга "Пословиц и поговорок", "Толковый словарь", "Хрестоматия сказок, бумажный цветок
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. В страну, где всегда тепло, ярко светит солнце. В этой стране все построено на доверии, (т.е. люди доверяют друг другу они знают, что без спроса никто ничего не возьмет, не утащит,) там нет скандалов, и ссор, все решается мирным путем без криков. А как называется эта страна, мы узнаем чуть - чуть попозже!
Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется: "Добрые дождинки". [А. Лопатина, М. Скребцова 2002г.].
Правила игры: дети встают в круг. Все они превращаются в добрых дождинок. В середине круга стоит мама-тучка (взрослый). В руках у мамы - тучки чашечка с водой доброты. Включается музыка веселая и дождинки танцуют, летают вокруг тучки. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливается, а мама - тучка брызгает водой на нескольких детей, в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли, какие добрые дела совершили? Дети, на которых попали волшебные капельки воды, отвечают: "например: Я добрая дождинка сегодня помогла бедному увядающему цветку, он стоял на ярком солнце и хотел пить . Я его убрала в тень и напоила!". Мама - тучка хвалит дождинку. И так каждая дождинка придумывает свое доброе дело. После того как все дождинки расскажут о своих делах, Мама - тучка повторяет все перечисленные добрые дела которые совершили дождинки.
(Дети присаживаются на стульчики в круг)
Беседа:
В. Ребята посмотрите, что ту меня в руках?
Д. Это семечко.
В. А что нужно чтобы из этого семечко выросло красивое дерево?
Д. Вода, солнце?
В. И еще ребята обязательно человеческая доброта, без неё семечко не прорастет.(Человеческая доброта, доброта солнышка, воды, ветра, земли помогут вырасти красивому деревцу).
В. Ребята, а чья доброта помогает расти вам?
Д. Доброта родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, друзей.
В. Ну конечно все близкие люди, которые нас окружают, несут нам доброту!
В.Ну что, вы, наверное, догадались в какую страну мы с вами отправимся?
Д. Да доброты!
В. Мы с вами отправимся в страну доброты!
В. Ребята посмотрите, ничего не изменилось в нашей группе?
(Дети осматривают группу).
На доске висит знак ?
В. Вам знаком ребята этот знак?
Д. Нет. Да.
Давайте присядем за столы и с вами поговорим.
Кто знает что это за знак, расскажите нам, пожалуйста!
(дети рассказывают свои версии)
В. Кому незнаком этот знак, я расскажу. Этот знак называется вопросительным от слова "Вопрос".
В письме такой знак ставиться в конце предложения или в слова, и означает, что в этом предложении задается кому то вопрос.
Например: Ты куда пошел? (пишет на доске) ставит в конце знак. Этот знак является нашим помойником при чтении книги, если мы видим что в конце слова стоит такой знак, мы понимаем что задается какой - то вопрос.
А в процессе разговора мы используем интонацию, если хотим задать кому то вопрос.
Сейчас давайте придумаем несколько простых вопросительных предложений, и я запишу их на доске.
(Дети придумывают вопросительные предложения).
(Сколько тебе лет?, Как тебя зовут? ит.д.)
Ребята вы у меня такие внимательные, сразу увидели что у нас что - то новое появилось!
В. Знаете, этот знак не просто так появился на нашей доске это сигнал к тому, что нам предстоит ответить на какие - то вопросы! Но, на какие? Может, мы узнаем, если отправимся с вами в волшебную страну Доброты!
Дети. Да!!!
В. Ну тогда вставайте, подходите ко мне.
В. Ребята подождите, а на чем мы буде добираться на каком транспорте.
Дети: На машине! Поезде!
В. Давайте вспомним, какие виды транспорта мы знаем:
Д. Воздушный, водный, сухопутный.
К воздушному транспорту что относиться?
Д. самолет, вертолет, дельтаплан.
К водному транспорту?
Д. корабли, моторные лодки, пароход и др.
И к сухопутному транспорту?
Д. машина, паровоз ит.д.
Да какие вы у меня умницы, все знаете!
Ребята нужно выбрать такой транспорт, чтобы вся наша большая группа поместилась в нем!
В. Машине мы все поместимся?
Д. Нет!
В. А в паровозе? Д. конечно да!!!
В. Тогда решено едем на поезде!
Ну что размещаемся по вагонам!!!
Чтобы ехать было веселей, песню позовем скорей!
Подпевайте мне!
Песенка:
"Едет-едет паровоз
Без труды и без колес,
Паровоз, паровоз
С паровозом наш вопрос?
Стоп выходим станция приседалкина!
(Физ. Упражне6ние дети все приседают).
В.едем дальше и поем!
"Едет-едет паровоз
Без труды и без колес,
Паровоз, паровоз
С паровозом наш вопрос?
Стоп выходим станция обнималкина!
(дети обнимают друг друга).
В.едем дальше. (проигрывается 3 раза).
Ну все ребята, мы приехали, надо бы присесть отдохнуть с дороги. А вот и скамейки пойдем те присядем на них!
Д. Пойдемте.
(садимся на скамейку).
В ребята, что это, у вас под скамейкой, какой-то листок?
Д. Это не листок, а письмо!
В. Да! тогда давайте его прочтем! Слушайте внимательно!
Письмо: от Фили, страна "Забывалкина". Улица Незнайки д.43 кв.15.
Куда : В страну Доброты. Кому - добрым людям. Читаем письмо, или нет?
Д. Да!!!
В. Хорошо читаю!
Здравствуйте! Я прошу вас мне помочь Я не знаю кто такие доброжелательные, добродушные люди. Напишите мне, пожалуйста, а то я постоянно забываю!
Ребята ну что поможем узнать ответить на вопрос нашему незнакомцу?
Д. Конечно!
Посмотрите, что я нашла еще за скамейкой?
Д. Цветок (бумажный).
В. Это ребята цветок, не простой, а волшебный.
Кому в руки цветочек попадет тот обязательно ответ найдет!
В. Тогда я хочу у вас спросить, вы знаете, что такое доброта?
Д. Да!
(Передавайте цветок по цепочке друг другу).
Рассуждения детей (это когда мама целует, обнимает ит.д.)
В. Ребята, а из каких источников мы можем узнать о доброте?
Д. Книги, телевизор толковый словарь, рассказы, сказки, от взрослого.
В. Да вы у очень радуете своими знаниями.
В. Тогда нам в стране доброты нужно найти что, чтобы больше узнать о доброте?
Д. В библиотеке!
В. Тогда нам нужно вперед на поиски библиотеки! (идут за воспитателем).
В. Ребята солнце светит ярко, дует теплый ветерок, и недалеко виднеется маленькое озеро.
Ребята смотрите, на полене стоит цветок. А рядом стоит стакан. Что бы это значило?
Д. Нужно полить цветок.
В. Как вы поняли, что его нужно полить?
Д. Посмотрели и потрогали землю.
В. Да видно, что земля очень сухая, и уже образовались трещины, цветок нуждается в воде.
В. Где же нам найти воду? (если дети вспомнят, что воспитатель говорила, что недалеко есть озеро).
Д. В озере.
В. Конечно в озере мы можем взять воду. Но если каждый будет бегать к озеру, пройдет много времени, и цветок может засохнуть. Как бы нам по быстрее полить цветок, ведь у нас всего одна кружечка на всех.
Рассуждения детей.(принести в ладошках, найти еще один стакан и др.).
В. А давайте встанем в одну шеренгу. И как по конвейеру будем из рук в руки передавать воду, так и дело пойдет быстрее. "Одна голова хорошо, а две лучше".
Д.Давайте.(полили цветок).
В.Ну что ребята мы помогли бедному цветочку. Давайте на обратном пути возьмем его к себе в группу и будем ухаживать за ним, даря ему свою ласку заботу и доброту! А сейчас уберем его в тень.
В.Вы согласны?
Д. Да!
В. Ну что продолжаем свой путь дальше. (подходим к вывески библиотека).
- Ребята прежде чем войти в библиотеку давайте вспомним правила поведения в библиотеке.
Рассуждения детей(вести себя хорошо, не баловаться, не ссорить).
В. Правильно, но давайте я вам не много, подскажу:
Правила:
- не кричать и не мешать другим читателям?
- обязательно снять головной убор, и верхнюю одежду (если она есть).
- не забывать использовать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, извините и т. д.
- бережно относиться к книге. (Не писать ничего в книге, листы не мять).
Ну что заходим?
Д. Заходим!
Тихонечко садитесь на стульчики, а я возьму книгу?
В. Мы пришли в библиотеку, чтобы ответить на какие вопросы?
Д. Узнать кто такие добрые, добродушные, доброжелательные, люди.
В. Я взяла книгу, которая называется "Толковый словарь", "Хрестоматию сказок", и "Книгу пословиц и поговорок".
В этих книгах мы можем узнать, что такое добро? и доброжелательность!
Смотрим книгу пословиц и поговорок. Сложено много пословиц о доброте.
Послушайте некоторые из них:
"Тот, кто делает добро другим, сам получает радость";
"Добро - это то, чего все желают".
В. Доброго человека отличают такие черты характера как отзывчивость, храбрость, щедрость, бескорыстие, трудолюбие. Люди с благодарность вспоминают о людях делающих добрые дела, и рассказывают о них детям и внукам. Потому и говориться "Добро не горит и не тонет", "Доброе дело два века живет", "Доброе дело крепко".
Есть такая поговорка: "Доброму человеку и чужая боль к сердцу".
- Как вы думаете, что она означает. (рассуждения детей: думают о других людях, им жалко).
Вы молодцы! правильно рассуждаете, действительно добрые люди они отзывчивы, и волнуют не только свои дела. Они умеют сопереживать, принимая близко к сердцу чужие горести и болезни, стремятся помочь, чем могут. Недаром говорить спешите делать добро.
Но есть на Земле не только добрые люди, есть и злые.
- Как вы себе представляете злого человека. (ответы детей)
Злой человек - жадный, завистливый, жестокий. Он умеет только брать, не способен поделиться душевной теплой, пожалеть, помочь.
Злые люди завистливы, чужое счастье, успех, удача, вызывают у них зависть, а добрый человек умеет порадоваться за других. "Злой человек как уголек: если не жжет, то чернит."
Эта пословица означает, что злому человеку неприятно, когда хватят другого, он хочет очернить его, сказать что-то плохое.
Ведь и остывший уголек не обожжет, но руки испачкает.
Давайте вспомним, какие мы с вами еще не назвали качества доброго человека?
-Стремление оказать помощь, гостеприимство, доброжелательность.
Вспомните, есть ли у вас из знакомых добрые люди? Какими качествами они обладают. Давайте каждый назовет по одному качеству.(доброжелательный, щедрый, гостеприимный).
- А сейчас, когда я скажу слово "доброта вы закроете глаза, расслабитесь и представите что для вас доброта. А когда я скажу откроите глаза, вы мне расскажите что представилось вашему мысленному взору? (ответы детей мама, бабушка, папа, солнце и др.).
Вот Ребята каждый видит доброту по - своему. Для кого-то это ласковое нежное лицо мамы, для кого - то папы, или руки бабушки.
Несомненно, доброта: несет в себе ласку, и тепло, она нужна любому живому существу, словно солнечный свет дарующий жизнь на Земле.
Послушайте стихотворение, которое называется "Доброта".
"Доброта"
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она, как солнце, светит
С небесной высоты.
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой.
Мы живем с надеждой!
Навстречу с добротой.
В самом деле, каждый из нас надеется на встречу с добрым человеком - другом, учителем.
И надежды сбываются! Недаром ведь народ давно приметил "Мир не без добрых людей"
Ну что ребята мы ответили на поставленный нам вопрос?
Д. Да.
И нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы написать письмо нашему другу который все забывает. Мы ему нарисуем цветок доброты и подпишем каждый лепесток одним из качеств которые мы сегодня назвали.
- Ну что рассаживаемся по вагонам!
В. Поехали!
Песенка:
"Едет-едет паровоз
Без труды и без колес,
Паровоз, паровоз
Паровоз домой повез?
По приезду в группу дети по желанию кто захочет, рисуют месте с воспитателем цветок доброты, кто то из детей может сказать, что нарисует позже вечером. На следующий день можно сделать почтовые конверты и отправить письмо.
Приложение: Рисование "Цветка Доброты".
Изобразим доброту в виде цветка. Сначала нарисуем круг и раскрасим его в тепло золотисто-желтый цвет. Внутри слова напишем слово доброта. Но у нас у цветочка не хватает чего? (лепестков).
Правильно лепестков. Каждый лепесток будет качеством доброго человека.
-Назовите эти качества? (заботливость, любовь, щедрость и др.)
Нарисуем лепестки разными карандашами. Пусть лепесток верности будет красным. Гостеприимство - оранжевым лепестком. Дружба - желтым, заботливость - зеленым. Стремление помочь - голубым цветом. Щедрость - синим. Любовь - фиолетовым цветом.
Ребята посмотрите, какой у нас вами получился цветик - семицветик, или цветок доброты.
Используемая литература:
- А. Лопатина, М. Скребцова, "Начала мудрости"М.: "Книжный Дом Локус", 2002г. Игра: "Добрые дождинки".
- Дошкольное воспитание //Елена Ривина "Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром". (Игровая ситуация) 2008г.