Цель: развитие умения подбирать слова-действия по вопросам.
Задачи.
- Познакомить со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы “что сделал?”, “что сделает?”.
- Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы: что сделал? что сделает?
- Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость, умение сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы.
- Воспитывать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: карточки с заданием, карточки со словами, снеговик.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами,
И вперед, за новыми знаниями!
2. Пальчиковая гимнастика.
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
3. Минутка чистописания. [2]
На доске слова: зима, улетели, холод. <Рисунок 1>
Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она встречается в слове, которое обозначает действие предмета и обозначает парный глухой согласный. Какая это буква? В каком слове находится?
- Запишите букву Т т
- Добавьте к слогу тре слог, чтобы получилось слово, которое обозначает к слову мороз действие. (Трещит)
- Запишите данное слово в тетради.
- Какой вопрос можно поставить к этому слову? (Что делает?)
4. Введение в тему.
- Измените, слово так, чтобы оно отвечало на вопрос “что делал?”, “что сделал?”, “что будет делать?”, “что сделает?”. (Трещал, потрещал, трещать, потрещит). <Рисунок 2>
- Какие орфограммы вы увидели? Запишите их и подчеркните орфограмму.
- Что обозначают эти слова? (Действия)
- На какие вопросы отвечают слова-действия?
Правило стр. 152. Прочитайте правило и расскажите соседу.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока.
- Да, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать слова-действия по вопросу.
5. Изучение нового.
- Подбор слов действий по вопросу (задание написано на карточках, для каждого ученика). <Рисунок 3>
Вместо точек вставь названия действий по вопросу. [1]
Что делал? | Что сделал? |
Гулял | погулял |
Клеил | … |
Чистил | … |
Что будет делать? | Что сделает? |
Будет гореть | … |
Будет нести | … |
Будет мастерить | … |
Запишите название действий, которые отвечают на вопросы что сделал? Что сделает?
6. Физминутка.
Допишите, дочитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Посвищите, постучите,
Помахайте, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь и поспите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
- Зрительный диктант. (Текст на доске) <Рисунок 4>
Снег идёт.
Замёрзли реки.
Дети катаются на лыжах.
- Найдите и подчеркните слова – действия.
- Образуйте от слов (слова даны на доске): мороз, лепка - 1 глагол, отвечающий, на вопрос что сделал? и 1 на вопрос что сделает? и запишите. <Рисунок 5>
7. Творческое задание.
- А вам нравится зима? А в какие игры можно играть зимой? Давайте и мы с вами слепим снеговика. Для этого к вопросам надо подобрать слова- действия. И так с какого кома мы начинаем лепить? <Рисунок 6>
Играл, построил, кататься, скатает.
8. Итог.
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
Литература
- А.К. Аксёнова, Э.Я. Якубовская. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.