Цели урока: сформировать понятие о международном географическом разделении труда как основном понятии экономической географии и его формах.
Задачи урока.
Образовательные:
- способствовать усвоению новых знаний;
- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
- показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;
- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных ТНК.
Основные термины и понятия: мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации.
Основное содержание - понятие о мировом хозяйстве, понятие о МГРТ. Отрасль международной специализации - результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интернационализация хозяйственной жизни: роль транснациональных корпораций.
Технология оценивания результатов урока - компьютерное тестирование.
Ресурсы:
- учебник География 10 класс, В.П. Максаковский, издательство “Просвещение”, 2009 г;
- программы Smart Notebook Version 10, Microsoft Power Point, Turning Point, пульты;
- учебное электронное издание “Экономическая и социальная география мира”;
- источники из интернета:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489
http://ru.wikipedia.org/wiki/Майкрософт
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Оборудование:
- проектор;
- интерактивная доска;
- таблица “Международные организации”;
- политическая карта мира;
- атласы по географии 10 класса, рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. Сообщение плана урока (слайд 1).
Деятельность учителя | Задание учащимся |
Известный советский географ Н.Н. Баранский писал, что географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, от которого она не может оторваться ни при изучении отраслей, ни при изучении экономических районов и стран. Это неизбежный результат развития человеческого общества. | Используя знания из курса истории вспомнить, когда начало формироваться мировое хозяйство |
Эта неизбежность вытекает из
того, что между отдельными территориями
существуют различия:
Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда. |
Перечислить условия вовлечения страны в МГРТ (Слайд 2). Презентация |
Результатом МГРТ выступают отрасли международной специализации, т.е. такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют лицо страны. Установите отрасли международной специализации для стран Швейцария, Финляндия. Япония, Италия. | Определить отрасли
международной специализации. Установить соответствие стран и видов продукции, которые являются для данной страны экспортными. (Слайд 3) |
Что же такое МГРТ? Сделать вывод и дать определение | Составить определение МГРТ. (Слайд 4) |
Вы – известный российский бизнесмен, занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран. Из какой страны вы привезете следующие товары? | Установить соответствие. Перемещая лупу, можно сразу определить правильность ответов. (Слайд 5) |
Какой вывод можно сделать, что является условием международной специализации? | Назвать условия международной специализации, исключая лишнее. (Слайд 6) |
Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция — высшая степень МГРТ, форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики, как между самими странами, так и по отношению к третьим странам. /Выделяются региональная экономическая интеграция и отраслевая. | Назвать понятие. (Слайд 7) Работа с таблицей |
Пользуясь материалами параграфа 2, темы 4, пункта 4 и таблицей “Международные организации, распределить предложенные группировки по группам. В какую из них входит наша страна? | Заполнить таблицу. (Слайд 8) |
Процесс развития мирового хозяйства и углубления МГРТ и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль играют ТНК. Существует классификация ТНК по нескольким признакам. | Рассмотрение классификации ТНК. (Слайд 9) |
Для расширения знаний о международных организациях учащиеся готовят сообщения об организациях: “Интерпол”, Procter & Gamble, Microsoft | Выступления учеников. |
Закрепление изученного материала. | Работа с тестами. (Можно использовать программу Turning Point) |
Подведение итогов урока. Домашнее задание: тема 4, §2. |
Приложение
Рабочая тетрадь к уроку по теме “Мировое хозяйство”
1. Отрасли международной специализации. Установить соответствие.
|
|
Ответ: …
2. МГРТ.
Из отдельных слов составить определение МГРТ.
видов отдельных в стран производстве обмене Специализация на продукции определенных и услуг и ими последующем.
Ответ: ………..
3. Из какой страны вы привезете следующие товары? Установить соответствие страны и товара.
|
|
Ответ: …
4. Условия международной специализации. Исключить лишнее.
- Существование стран, нуждающихся в этой продукции.
- Насыщение внутреннего рынка.
- Максимальные затраты на транспортировку.
- Минимальные затраты на транспортировку.
Ответ: …
5. Международная экономическая интеграция. Выписать региональные и отраслевые группировки:
ЕС, АСЕАН, ЮНЕСКО, АТЭС, НАФТА, ЛАИ, МАГАТЭ, ОПЕК.
Региональные |
Отраслевые |
6. Выполнить тест.
1) Основным фактором, определяющим необходимость участия стран мира в МГРТ, являются:
- различия в численности населения;
- различия в уровне урбанизации;
- различия в природных условиях и обеспеченности природными ресурсами;
- различия в уровне жизни населения.
2) Не являются региональными экономическими группировками...
- ЕС, АСЕАН
- ЛАИ, НАФТА
- НАТО, ОПЕК
- НАФТА, АСЕАН
3) Являются региональными экономическими группировками...
- НАФТА, ОПЕК
- ЕС, ОПЕК
- ОПЕК, АТЭС
- ЕС, АСЕАН
4) Какая из обозначенных буквами страна является членом АСЕАН? (Обозначены на карте)
- A
- B
- C
- D
5) Образование мирового хозяйства и углубление МГРТ привели к формированию...
- всемирных экономических отношений;
- международной экономической интеграции;
- научно-технической революции;
- научно-технического прогресса.
6) Гигантские финансово-промышленные объединения, являющиеся основными участниками внешнеэкономических связей и главной движущей силой объединения мировой экономики – это...
- транснациональные корпорации;
- совместные предприятия ;
- совместные производства;
- специальные (свободные) экономические зоны.
7) В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной экономической интеграции?
- К началу 21 века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВВП превышала 50%
- По запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ.
- В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце 20 века были ниже среднемировых.
- Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.