Урок географии в 10-м классе "Мировое хозяйство"

Разделы: География


Цели урока: сформировать понятие о международном географическом разделении труда как основном понятии экономической географии и его формах.

Задачи урока.

Образовательные:

  • способствовать усвоению новых знаний;
  • способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.

Развивающие:

  • способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
  • на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
  • развивать практическую направленность знаний и умений;
  • показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;
  • воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных ТНК.

Основные термины и понятия: мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации.

Основное содержание - понятие о мировом хозяйстве, понятие о МГРТ. Отрасль международной специализации - результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интернационализация хозяйственной жизни: роль транснациональных корпораций.

Технология оценивания результатов урока - компьютерное тестирование.

Ресурсы:

  • учебник География 10 класс, В.П. Максаковский, издательство “Просвещение”, 2009 г;
  • программы Smart Notebook Version 10, Microsoft Power Point, Turning Point, пульты;
  • учебное электронное издание “Экономическая и социальная география мира”;
  • источники из интернета:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489

http://ru.wikipedia.org/wiki/Майкрософт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Оборудование:

  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • таблица “Международные организации”;
  • политическая карта мира;
  • атласы по географии 10 класса, рабочие тетради.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Сообщение плана урока (слайд 1).

Деятельность учителя Задание учащимся
Известный советский географ Н.Н. Баранский писал, что географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, от которого она не может оторваться ни при изучении отраслей, ни при изучении экономических районов и стран. Это неизбежный результат развития человеческого общества. Используя знания из курса истории вспомнить, когда начало формироваться мировое хозяйство
Эта неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями существуют различия:
  • во-первых, в географическом положении;
  • во-вторых, в природных условиях и ресурсах,
  • в-третьих, в социально-экономических условиях.

Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда.

Перечислить условия вовлечения страны в МГРТ (Слайд 2). Презентация
Результатом МГРТ выступают отрасли международной специализации, т.е. такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют лицо страны. Установите отрасли международной специализации для стран Швейцария, Финляндия. Япония, Италия. Определить отрасли международной специализации.

Установить соответствие стран и видов продукции, которые являются для данной страны экспортными. (Слайд 3)

Что же такое МГРТ? Сделать вывод и дать определение Составить определение МГРТ. (Слайд 4)
Вы – известный российский бизнесмен, занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран. Из какой страны вы привезете следующие товары? Установить соответствие.

Перемещая лупу, можно сразу определить правильность ответов. (Слайд 5)

Какой вывод можно сделать, что является условием международной специализации? Назвать условия международной специализации, исключая лишнее. (Слайд 6)
Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция — высшая степень МГРТ, форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики, как между самими странами, так и по отношению к третьим странам. /Выделяются региональная экономическая интеграция и отраслевая. Назвать понятие. (Слайд 7)

Работа с таблицей

Пользуясь материалами параграфа 2, темы 4, пункта 4 и таблицей “Международные организации, распределить предложенные группировки по группам. В какую из них входит наша страна? Заполнить таблицу. (Слайд 8)
Процесс развития мирового хозяйства и углубления МГРТ и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль играют ТНК. Существует классификация ТНК по нескольким признакам. Рассмотрение классификации ТНК. (Слайд 9)
Для расширения знаний о международных организациях учащиеся готовят сообщения об организациях: “Интерпол”, Procter & Gamble, Microsoft Выступления учеников.
Закрепление изученного материала. Работа с тестами. (Можно использовать программу Turning Point)
Подведение итогов урока.

Домашнее задание: тема 4, §2.

Приложение

Рабочая тетрадь к уроку по теме “Мировое хозяйство”

1. Отрасли международной специализации. Установить соответствие.

  1. Лес, бумага
  2. Обувь, мотоциклы, макароны, оливковое масло, овощи
  3. Крупнейший в мире экспортер автомобилей, электроники, морских судов
  4. Финансовые услуги и производство часов
  1. Япония
  2. Швейцария
  3. Финляндия
  4. Италия

Ответ: …

2. МГРТ.

Из отдельных слов составить определение МГРТ.

видов отдельных в стран производстве обмене Специализация на продукции определенных и услуг и ими последующем.

Ответ: ………..

3. Из какой страны вы привезете следующие товары? Установить соответствие страны и товара.

  1. Чехия
  2. США
  3. Нидерланды
  4. Швейцария
  5. Франция
  6. ФРГ
  1. "Рено", "Пежо", алюминий, медь.
  2. Бытовая техника "Bosch".
  3. Детское питание "Нестле"
  4. Живые цветы.
  5. "Шкода", бижутерия, хрусталь.
  6. “Боинг”, автомобили “Бьюик”.

Ответ: …

4. Условия международной специализации. Исключить лишнее.

  1. Существование стран, нуждающихся в этой продукции.
  2. Насыщение внутреннего рынка.
  3. Максимальные затраты на транспортировку.
  4. Минимальные затраты на транспортировку.

Ответ:  …

5. Международная экономическая интеграция. Выписать региональные и отраслевые группировки:

ЕС, АСЕАН, ЮНЕСКО, АТЭС, НАФТА, ЛАИ, МАГАТЭ, ОПЕК.

Региональные

Отраслевые

   
   
   
   
   

6. Выполнить тест.

1) Основным фактором, определяющим необходимость участия стран мира в МГРТ, являются:

  1. различия в численности населения;
  2. различия в уровне урбанизации;
  3. различия в природных условиях и обеспеченности природными ресурсами;
  4. различия в уровне жизни населения.

2) Не являются региональными экономическими группировками...

  1. ЕС, АСЕАН
  2. ЛАИ, НАФТА
  3. НАТО, ОПЕК
  4. НАФТА, АСЕАН

3) Являются региональными экономическими группировками...

  1. НАФТА, ОПЕК
  2. ЕС, ОПЕК
  3. ОПЕК, АТЭС
  4. ЕС, АСЕАН

4) Какая из обозначенных буквами страна является членом АСЕАН? (Обозначены на карте)

  1. A
  2. B
  3. C
  4. D

5) Образование мирового хозяйства и углубление МГРТ привели к формированию...

  1. всемирных экономических отношений;
  2. международной экономической интеграции;
  3. научно-технической революции;
  4. научно-технического прогресса.

6) Гигантские финансово-промышленные объединения, являющиеся основными участниками внешнеэкономических связей и главной движущей силой объединения мировой экономики – это...

  1. транснациональные корпорации;
  2. совместные предприятия ;
  3. совместные производства;
  4. специальные (свободные) экономические зоны.

7) В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной экономической интеграции?

  1. К началу 21 века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВВП превышала 50%
  2. По запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ.
  3. В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце 20 века были ниже среднемировых.
  4. Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.

Приложение