Повторительно-обощающий урок "Мир Средневековья". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Класс: 6 класс

Цель: повторить пройденный материал, основные понятия по теме, даты.

Задачи урока:

Продолжить работу по формированию умений учащихся при работе с источником, активизировать знания учащихся, прививать любовь к истории.

Оборудование: задания на карточках для 5 групп, атласы, кроссворды на доске.

Ход урока

I. Организационный момент. (4-5 минут)

Разделить обучающихся на 4 группы. Каждая группа получает задание. Ознакомить обучающихся с порядком проведения урока.

II. Вступительное слово учителя. Ребята, мы с вами изучили материал по Истории средних веков IV-XV веков. Этот период в истории очень интересен: перестала существовать Западная римская империя, на её месте стали появляться новые государства, на исторической сцене появились новые герои. Сегодня мы постараемся вспомнить, что изучали на предыдущих уроках. Вы будете работать в группах. Результатом вашей работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию вы должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Вы можете выполнять задание, как всей командой, так и распределив задания для каждого члена группы. Оценка будет ставиться всей группе.

III. Карточки для команд. На выполнение задания отводится 7-10 минут.

(Приложение. Карточки к уроку)

1 группа

1. Блиц-турнир.

1. Каковы временные границы Средневековья?

2. Разъясните, что такое феодальная лестница?

3.Дайте определение барщине

4. Какое событие произошло в 500 году в истории франков?

2. Кроссворд.

  1. Глава христианской церкви в Западной Европе. (Папа)
  2. Специально обработанная кожа телят. (Пергамен)
  3. Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке. (Фреска)
  4. Главная башня замка. (Донжон)
  5. Основатель новой религии, уроженец города Мекки. (Мухаммед)

3. Угадай историческую личность.

С 768 по 814 год он был франкским королём. В Средние века о нём было сложено много песен и легенд, по латинской форме его имени правители европейских стран стали называть королями. В 800 году он был провозглашён императором. Однако, несмотря на все его заслуги, он так и не научился писать. (Карл Великий)

4. Поработай с источником.

Прочти отрывок из проповеди папы Урбана II (1095) о жизни в деревне и ответь на вопросы.

“Земля, которую вы населяете… стеснена вашей многочисленностью, обилием же богатств не отличается и едва может покормить тех, кто её обрабатывает”.

Вопросы.

  1. Какие события предшествовали этой проповеди?
  2. Как Урбан II говорит о заселённости земель?
  3. Предположите, чем могли заняться крестьяне, которым не хватило земли?

5. Реши историческую задачу.

Кто из жителей Ближнего Востока помогал крестоносцам в их борьбе против мусульман и почему? Какими народами пришлось сражаться крестоносцам на Ближнем Востоке?

2 группа

1. Блиц-турнир.

  1. Кто из римских историков около 100 года писал о германцах?
  2. Расскажите, откуда пришёл обычай на переговорах, садиться за круглый стол?
  3. Что такое оброк? Дайте определение.
  4. Какое событие произошло в 800 году в истории франков?

2. Кроссворд.

  1. Управляющий королевским доменом. (Майордом)
  2. Рукописи, рассказывающие об истории народов. (Хроники)
  3. Ученики и последователи Христа. (Апостолы)
  4. Рубаха, сплетённая из железных колец. (Кольчуга)
  5. Хозяин и главный работник в мастерской. (Мастер)

3. Угадай историческую личность.

Этот король в борьбе со своими противниками использовал обман, вероломство, ложь. Король не жалел денег на подкуп своих врагов, стремился поссорить их. Он льстил людям, которых ненавидел и ли боялся. Король любил говорить: “Кто не умеет претворяться, тот не умеет царствовать” Однако, несмотря на такие качества, он практически объединить Францию в единое государство (Людовик XI)

4. Поработай с источником:

Прюмский полиптик. (X в.)

“О людях, которые относятся к нашей курии

Вот люди из нашей челяди без мансов. Те, которые живут без мансов внутри наших владений, дают ежегодно каждый по одному ягненку. Вместо военного сбора платит каждый 5 денариев или за 4 денария из числа указанных исполняют пахотную повинность ... Еженедельно работают на нас один день. Те, которые живут вне наших владений: каждый платит по 15 денариев. Вот женщины без мансов из нашей челяди, как проживающие в наших владениях, так и пришедшие со стороны. Дает каждая по 30 мер льна”.

Вопросы.

  1. Какие повинности распространены для людей, живущих во владении без мансов?
  2. Какие повинности распространены для людей, живущих вне владения? 3
  3. Какие повинности предусмотрены для женщин?

5. Реши историческую задачу.

Какими средствами короли Франции объединяли страну в XIII веке? Почему это раньше не получилось?

3 группа

1. Блиц-турнир.

  1. Как звали майордома, который в 732 году разбил арабов у г. Пуатье.
  2. Расскажите о природе аравийского полуострова и о занятиях его жителей?
  3. Дайте определение натуральному хозяйству.
  4. Какое событие произошло в 843 году в истории франков?

2. Кроссворд.

  1. Группы средневекового общества, различающиеся своими правами и обязанностями. (Сословия)
  2. Византийский император, при котором были систематизированы римские законы. (Юстиниан)
  3. Живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. (Икона)
  4. Доспехи из стальных пластин. (Латы)
  5. Рабочий, изучивший ремесло и получающий зарплату от мастера. (Подмастерье)

3. Угадай историческую личность.

Франкский вождь из рода Меровея, под его руководством в 486 году у г. Суассона франки разгромили римлян и подчинили себе Галлию. При нём у франков образовалось государство, был составлен сборник законов. Ему принадлежат слова: “Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности”. (Хлодвиг)

4. Поработай с источником.

Прочти отрывок из описи французского аббатства Бога Отца (XI в.) о составе держателей его земель и подумай над вопросами:

“Имеют наделы за свою работу: дубильщики, меховщики, башмачники, портные, сукноделы, красильщики, ткачи, кузнецы…”.

Вопросы.

  1. Перечислите ремёсла, которые известны в аббатстве.
  2. С какими отраслями сельского хозяйства они связаны?

5. Реши историческую задачу.

Как получилось, что в руководстве Пражского университета в 1400 году большинство составляли немцы?

4 группа

1. Блиц-турнир.

  1. Как называлось племя, которое Карл Великий покорял 30 лет.
  2. Расскажите, как устроен замок феодала
  3. Дайте определение товарному хозяйству
  4. Какое событие произошло в 630году в истории арабов?

2. Кроссворд.

  1. Англосаксонский учёный монах IX автор учебника для детей Карла Великого. (Алкуин)
  2. Строгие правила изображения и размещения библейских сцен. (Канон)
  3. Древнее святилище, расположенное в Мекке. (Кааба)
  4. Союз ремесленников одной специальности. (Цех)
  5. Металлическая пластина с прорезями для глаз. (Забрало)

3. Угадай историческую личность.

По описанию современников, это была высокая, сильная, выносливая, крестьянская девушка-пастушка. С детских лет она видела бедствия своего народа и была убеждена, что именно ей предназначено Богом спасти свою родину от врагов. Много трудностей пришлось преодолеть девушке, чтобы принять участие в войне. Её неповторимая судьба, славные подвиги и мужественная гибель и сегодня привлекают внимание поэтов, писателей историков.

4. Поработай с источником

Прюмский полиптик (Х в.)

“В Румерсгейме - 30 целых сервильных мансов и 7 мансов господской земли. Видрад имеет целый манс. Дает в качестве чинша (платы): за свиней - одну свинью стоимостью в 20 денариев, один фунт льна, трех кур, 18 яиц. Ежегодно возит полтелеги винограда в мае месяце и полтелеги в октябре. Доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства, а лыка - тоже пять. 12 раз привозит дрова - по охапке шириною в 6 футов и длиною в 12 футов. Печет хлеб и варит пиво. Перевозит из селения Хунлар в монастырь 5 модиев хлеба и несет сторожевую службу”.

Вопросы.

1. Перечислите, какие повинности выполняет Видрад?

2. Какие повинности выполняет крестьянин в отношении монастыря?

3. Предположите, какие культуры выращиваются в крестьянском хозяйстве?

5. Реши историческую задачу.

Почему инквизиция появилась в Испании только через 300 лет после начала успешной реконкисты, но была самой жестокой в Европе?

IV. На следующем этапе урока учащиеся поочерёдно представляют результаты свое работы. Необходимо, чтобы ребята из других групп внимательно слушали и в случае неверного ответа поправляли своих товарищей. На представление результатов отводится 25 минут, начинает первая группа.

V. Подведение итогов и выводы урока.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, разъясняет домашнее задание. Домашнее задание: напишите сочинение на тему “Знаменитые люди Средневековья”.

Литература

1. С.Д. Сказкин. Хрестоматия по истории средних веков. Т.1. М., 1963.

2. Н.И. Девятайкина. “История средних веков”. Саратов. “Детская книга”, 1996.

3. Н.Ф. Колесницкий. История средних веков. М.: Просвещение, 1986.

4. С.Г. Смирнов. Задачник по истории средних веков. М.: МИРОС. 1995.