Материалы состоят из модулей, связанных с мультимедийными слайдами.
Модуль 1 (слайды 1–3) – организационный момент.
Модуль 2 (слайд 4) – Фронтальная работа с классом - устный счет.
Модуль 3 (слайды 5–6) – Индивидуальная работа у доски с комментированием - решение уравнения.
Модуль 4 (слайд 7-8) – Выполнение задания в тетради с комментированием - Буквенное выражение.
Модуль 5 (слайды 9–16) – Физкультминутка.
Модуль 6 (слайд 17) – Индивидуальная работа у доски с комментированием – задача на движение.
Модуль 7 (слайды 18) – Самостоятельная работа в тетради по учебнику - задача на нахождение площади.
Модуль 8 (слайд 19) – Работа по карточке у доски (опережающее задание) - решение неравенства.
Модуль 9 (слайды 20) – Решение примеров по цепочке с комментированием - Пример на все действия.
Модуль 10 (слайды 21) – Итог урока.
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные в 4 классе по теме “Умножение и деление на 10 и 100”.
Задачи:
- закрепить вычислительные навыки в различных видах деятельности: в решении уравнений, неравенств, задач, примеров, буквенных выражений;
- повысить мотивацию к изучению предмета, развивать математическое мышление учащихся;
- повысить интерес к родному краю, изучению его истории и географии.
Оборудование: презентация, карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Регламент урока.
1) Организационный момент – 5 мин.
2) Выполнение заданий – 30 мин. (физминутка – 2 мин.)
3) Подведение итогов – 4 мин.
4) Домашнее задание – 2 мин.
5) Выставление оценок – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительная беседа учителя с классом. (5 минуты)
Долгожданный звонок –
Начинается урок .
Мы приветствуем гостей –
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных и веселых!
2. Актуализация знаний.
Тема нашего урока “Умножение и деление на 10, 100”.
Сегодня мы закрепим вычислительные навыки в различных видах деятельности: в решении примеров, неравенств, уравнений, буквенных выражений и задач.
Сегодня мы отправимся в путешествие по городу, название которого узнаете, решив следующие примеры:
- Правильно, это Астана. А чем вам знаком этот город?
Археологи нашли очень много экспонатов. И одной из находок была амфора с письмом, в котором говорится о существовании таинственного острова:
Остров сокровищ ты можешь открыть,
Клад, что там скрыт, не найти, не купить.
В жизни удачным будет лишь тот,
Кто секрет разгадает и клад обретёт.
Ребят, кто хочет разгадать тайну этого послания?
Тогда начнём. Перед вами таблица, в которой скрыт ключ к тайне. Чтобы узнать, как называется остров и какие там скрыты сокровища, нам необходимо решить все задания.
Ключ к тайне
А 3476 Б 11 В 5409 Г 7655 Д 4518
ЕЁ 97 Ж 34567 З 56084 ИЙ 1998 К 12
Л 4572 М 6820 Н 900 О 75990 П 5409
Р 2365 С 3473 Т 9604 У 1997 Ф 4398
Х 5493 Ц 8703 Ч 80 Ш 289 Щ 984
ЪЬ5628 Ы 4758 Э 247 Ю 6309 Я 3527
Так как это письмо нашли в окрестностях города, то почти все задания будут связаны с данными об Астане.
3. Выполнение заданий. (30 минут)
Приступим к выполнению заданий:
Задача: решить каждое из заданий. Ответ и соответствующую букву ключа внести в таблицу.
Форма работы: фронтальная работа с классом.
№ 1. Устный счёт
- Выполнив все действия, вы узнаете в каком году город Акмола, по предложению нашего Президента был объявлен столицей Республики Казахстан.
(100 x 25 - 500) : 2 + 997 = 1997
Ответ: город Акмола с 1997 года стала столицей нашей республики
Форма работы:индивидуальная работа с комментированием (в тетрадях).
№ 2. Решение уравнения
- Прежде, чем приступить к решению, ответьте на вопросы:
- Что такое уравнение? и – что значит решить уравнение?
Ответ: уравнение – это равенство, содержащее неизвестную.
Решить уравнение - значит найти неизвестную.
- Решив уравнение, вы узнаете, какова высота резиденции со шпилем.
20 • Х +230 = 1830
20 • Х = 1830- 230
20 • Х = 1600
Х = 1600 : 20
Х = 80
20*80 +230 = 1830
Ответ: высота резиденции – 80 м.
Контроль: таблица.
Форма работы: выполнение задания в тетради с комментированием.
№ 3. Буквенное выражение
- Кто мне подскажет, какое выражение называется буквенным?
Ответ: Выражение, содержащее буквы, называется буквенным выражением.
- Если найти значение выражения:
18700 : к - 90 при к = 100, то можно узнать, какова высота Байтерека?
- Если к = 100, то 18700:100-90 = 97
Ответ: значит высота Байтерека – 97 м.
Физкультминутка. (2 минуты)
Форма работы: индивидуальная работа у доски с комментированием.
№ 4. Задача на движение
От Келлеровки до Кокшетау около 62 км. Одновременно из этих населенных пунктов выехало два велосипедиста навстречу друг другу. Они встретились через 2 ч. Скорость одного велосипедиста 20 км/ч.Чему равна скорость другого велосипедиста?
1) 20 км/ч • 2 ч = 40 км расстояние 1 велосипедиста.
2) 62 км - 40 км = 22 км расстояние 2 велосипедиста.
3) 22 км : 2 ч = 11 км/ч скорость 2 велосипедиста.
Ответ: 11 км/ч
Контроль: таблица.
Форма работы: самостоятельная работа в тетради по учебнику.
№ 5. Задача на нахождение площади
- Откройте учебник на странице 120, № 4.
Задача: Квадратный участок обнесён с трёх сторон изгородью длиной 90 метров. Найдите площадь участка?
а - ? метров
3а – 90 метров
S - ? м2
1) 90:3 = 30 (м) одна сторона
2) 30 x 30 = 900 (м2) площадь
Ответ: 900 м2
Контроль: таблица.
Форма работы: работа по карточке у доски (опережающее задание).
№ 6. Решение неравенства
- Ответьте на вопрос: как сравнить два числа?
Ответ: Из двух чисел больше то, у которого больше количество цифр, если количество цифр одинаковое, то сравнивают разряды, начиная с большего.
- Выполнив действия в правом и левом выражениях, вы узнаете когда город Акмолу переименовали в Астану.
4998-30 *100 1980:10 +1800
1998=1998
Ответ: город Акмолу переименовали в Астану в 1998 году.
Контроль: таблица.
Форма работы: решение примеров по цепочке с комментированием.
№ 7. Пример на все действия
- Прежде чем решить, ответьте на вопросы:
- Что значит прибавить?
- Что значит отнять?
- Что значит умножить?
- Что значит разделить?
Ответ: прибавить, значит увеличить на число.
- Отнять, значит уменьшить на число.
- Умножить, значит увеличить в несколько раз.
- Разделить, значит уменьшить в несколько раз.
- Если выполнить все действия, можно узнать,
сколько огромных аквариумов в развлекательном
центре “Думан”.
(421 x 5 - 1265) : 2 -408 = 12
Ответ: огромных аквариумов в развлекательном центре “Думан” - 12.
Контроль: таблица.
После выполнения заданий учащиеся вносят числовой и буквенный результат в таблицу.
№ | Вид заданий | Ответ | Ключ |
1. | Устный счёт | 1997 | У |
2. | Уравнения | 80 | Ч |
3. | Буквенное выражение | 97 | Е |
4. | Задача на движение | 11 | Б |
5. | Задача на площадь | 900 | Н |
6. | Неравенство | 1998 | И |
7. | Пример на все действия | 12 | К |
4. Подведение итогов урока. (4 минут)
- Что позволило найти клад?
- Почему учебник можно назвать “кладовой
знаний”?
- Закрепили ли мы вычислительные навыки в
различных видах математической деятельности?
5. Домашнее задание. (3 минуты). Стр. 122-123 №4, №6.
6. Выставление оценок. (2 минуты).
Приложение 1
Карточки-задания
2. Решив уравнение, вы узнаете, какова высота
резиденции со шпилем.
20 • Х +230 = 1830
3. Если найти значение выражения:
18700 : к - 90 при к = 100, то можно узнать, какова высота
Байтерека.
№ 4. Задача на движение
От Келлеровки до Кокшетау около 62 км. Одновременно из этих населенных пунктов выехало два велосипедиста навстречу друг другу. Они встретились через 2 ч. Скорость одного велосипедиста 20 км/ч.Чему равна скорость другого велосипедиста?
5. Задача.
Квадратный участок обнесён с трёх сторон изгородью длиной 90 метров. Найдите площадь участка?
6. Выполнив действия в правом и левом выражениях, вы узнаете когда город Акмолу переименовали в Астану:
4998-30 *100 1980:10 +1800
7. Если выполнить все действия, можно узнать, сколько огромных аквариумов в развлекательном центре “Думан”:
(421 x 5 - 1265) : 2 - 408 = 12
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы еще не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моем сердце расплескалось!
Пусть каждый день и каждый час
Все новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!