Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к новому и общему знаменателю, научить сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
- развивать вычислительные навыки и математическую речь.
Ход урока
1. Устная работа:
а) Сколько двенадцатых долей в ![]()
б) Приведите дроби
к знаменателю 12, к знаменателю 24;
дроби
к
знаменателю 21;
дроби
к
знаменателю 18.
в) Приведите к общему знаменателю дроби, рассматривая 3 разновидности знаменателей: знаменатели взаимно простые; знаменатели кратные и когда знаменатели имеют общие делители:

г) Какая из дробей больше: ![]()
Чему равна сумма: ![]()
Чему равна разность: ![]()
2. Изучение новой темы. После устной работы задается классу вопрос:
Как сравнить дроби
(Выслушать все предположения, в
процессе работы вывести правило сравнения
дробей).
Решение. Приведем дроби к общему знаменателю 15.
Получим
Так
как ![]()
Правило: Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями надо:1) привести к общему знаменателю; 2) сравнить дроби.
Найдите значение суммы
Решение. ![]()
(Можно оформлять решение так:
)
Правило: Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести к общему знаменателю; 2) сложить дроби.
Найдите значение разности
Решение. ![]()
(Можно оформлять решение так:
)
Правило: Чтобы найти разность дробей, надо: 1) привести к общему знаменателю; 2) вычесть дроби.
Сформулируем правило: Чтобы сравнить (сложить, вычесть) дроби с разными
знаменателями, надо:
1) привести дроби к общему знаменателю;
2) сравнить (сложить, вычесть) полученные дроби.
3. Закрепление изученного материала.
Проверим, правильно ли мы сформулировали
правило. Для проверки нашего правила, найдем на
странице 49 учебника это правило, прочитаем вслух
и будем применять при решении на доске и в
тетрадях:
(Трое
решают номера на сравнение дробей у доски.
Назначаются три ученика, которые проверяют
решения тех, кто работает у доски. Каждый, кто
работает у доски, и кто проверяет, проговаривает
правило.)
На доске и в тетрадях:
Решение
четверо
решают примеры на сложение и вычитание дробей у
доски, остальные в тетрадях, а потом проверяют
решение. Каждый, работающий у доски,
проговаривает правило.
Решение
Решают с
комментированием.
4. Итог урока. Что нового узнали на этом уроке?
Сравните: ![]()
Вычислите: ![]()
Домашнее задание:
1) Выучить правила из пункта 11.
2) Прочитать на странице 52 учебника текст “Говорите правильно”.
3) Решить № 359 (а, в, д, ж),
№360 (а, г, ж, к,н),
№ 361,
№ 373 (а).