Цель урока: обобщить знания по разделу “Природа России”, подвести итоги изучения материала.
Задачи:
- повторить и закрепить знания о природных зонах;
- отрабатывать умение работать с картой и дополнительной литературой;
- развивать и совершенствовать речь, умение анализировать, делать выводы, последовательно излагать свои суждения, обобщать мысли в письменной форме;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, чувство гордости за нашу Родину;
- совершенствовать умение работать в группах;
- развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.
Оборудование:
- карта “Природные зоны России”,
- индивидуальные карточки с заданиями;
- тетради для письменной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Вводная часть:
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтобы победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Но вот однажды случилась такая беда,
Спросила на уроке одного ученика:
“Где солнце, воздух, теплая вода,
Каких животных мы встретим наверняка?”
“Белого медведя, волка, моржа…”, -
Прозвучал ответ, не спеша.
Подумайте, прав ли ученик?
Какова была его ошибка в ответе? (Ответы учащихся)
2. Обобщение, закрепление изученного материала
Тема, цели урока:
Сегодня на уроке, а он у нас необычный, мы не только будем путешествовать по природным зонам России. Чем еще мы будем заниматься? (На доске словосочетания)
Повторять и углублять | речь |
Отрабатывать умения | работать с картой |
Делать | знания |
Совершенствовать, развивать | свои мысли в сочинении |
Последовательно излагать | анализировать, рассуждать |
умение работать в группах | |
выводы |
Коллективная работа.
Составляем из этих словосочетаний предложения. Что это за предложения?
Да, это цели нашего урока.
Какая цель оказалась для вас загадочной? (Развивать речь, последовательно излагать свои мысли в письменной форме). Что она предполагает? (Составление рассказа).
Мы будем не только путешествовать, но и работать над составлением рассказа (сочинения о природных зонах России).
Работа в группах.
Работать будем группами. Каждая группа представляет определенную природную зону. А какую? Вы узнаете, если правильно используете опорные слова (у каждой группы своя карточка с определением природной зоны):
- Царство льда и снега. (Арктика)
- Безлесная заболоченная равнина. (Тундра)
- Ярко выражены все четыре времени года, богат растительный покров. (Лес)
- Солнце воздух и вода! (Черноморское побережье)
- На все стороны путь:
Ни листочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь) - Отсутствие растительного покрова, поверхность глинистая, каменистая, песчаная. (Пустыни)
Прочитайте и запишите в тетрадях название вашей зоны. Покажите вашу природную зону на карте.
От чего зависит растительный и животный мир каждой природной зоны? (От климата)
На доске слова:
Холод (жара, зной).
Долгая (короткая).
День (ночь).
Суровая (теплая, мягкая).
Много (мало).
Коллективная и индивидуальная работа.
Подберите антонимы к этим словам. Используя эти слова, составьте 2-3 предложения о климате своей зоны (какая зима? лето? осадки? ветры?)
(Взаимопроверка в группах.)
Индивидуальная работа.
Какая растительность преобладает в природных зонах?
Викторина о растениях. (Записать в тетрадь растения вашей зоны)
- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листы, плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)
- Это травянистое растение с корнем “метёлочкой”, узкими листьями и мягкими волосками (ковыль).
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
- Это растение за год вырастает на толщину спички, похож на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)
- Есть ли трава, которая крепче деревьев? (Бамбук)
- Какое дерево называют пионером леса? (Сосна, т.к. её сажают первой, чтобы укрепить почву)
- Это растение является кормом для верблюдов. (Верблюжья колючка)
- У этого растения каменный ствол, корни его уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожих на вязальные спицы. (Саксаул)
- Я ростом не велик, мои листья зелёные веточки, своими корнями удерживают пески. (Джузгун)
- Мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. (Снежные водоросли)
- Высокое растение достигает в высоту 35 м, долгожитель. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
- Эти растения цветут ранней весной. После цветения листья и стебли отмирают, в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. (Тюльпан)
О каких растениях вы можете рассказать что-то интересное? (Рассказы детей)
Напишите, какие растения вашей природной зоны вы ещё знаете.
Физкультминутка
Коллективная работа.
С климатом и растительным миром тесно связан животный мир природной зоны.(на доске слова).
Найди лишнее. Докажи. Определи животных своей зоны и запиши.
Дрофа, степной орел, пустельга, белка.
Лось, летяга, морж, бурундук.
Белый медведь, суслик, тюлень, кайра.
Лемминг, кречет, дельфин, песец.
Песчанки, корсак, дрофа, верблюд.
Косуля, богомол, сайгак, дельфины.
О каких животных вы можете рассказать? (Рассказы детей)
Напишите, каких вы еще знаете животных своей природной зоны.
Вывод.
- От чего зависит климат, растительный мир, животный мир каждой зоны?
- От положения к экватору, к Северному полюсу.
- От высоты Солнца над горизонтом.
3. Развитие речи (составление рассказа).
А сейчас, используя план - опорные слова в тетрадях, составьте рассказ о своей природной зоне так, чтобы мы захотели побывать там (составление рассказа в письменной форме).
4. Итог урока (чтение рассказов).
Вот и закончилось наше путешествие по природным зонам России. Ваши рассказы подтверждают, что вы прекрасно изучили природные зоны.
Каждый уголок России по-своему прекрасен.
- Зависит ли состояние природы от человека?
- Кем должен быть человек по отношению к природе, сыном ее или покорителем?
Недаром говорится:
“Люби, оберегай природу –
Будешь вечно мил народу!”.