План уроков:
1. Конструкторский. Составление рабочего чертежа.
2–3. Технологический. Выполнение работы.
4. Подведение итогов. Презентация работы.
Приведен план конструкторского урока.
Цели:
Обучающая:
- Учить планировать свою работу.
Развивающая:
- Развивать мелкую моторику пальцев, приучать их к точным движениям под контролем сознания.
- Развивать пространственное воображение, учить читать чертежи.
Воспитывающая:
- Формировать критичное отношение к своей работе.
- Воспитывать терпеливость, усидчивость.
Оборудование:
- Энциклопедия, толковый словарь;
- Для учителя – компьютер, магнитофон, образец поделки;
- Для учеников – тетрадь, ручка, линейка, карандаш, коробочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
(звучит песня «Ужасно интересно» муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера)
– Проверим, как вы готовы к уроку?
– Поставьте перед собой цель урока. Определите, чему мы можем научиться на уроке технологии? (ответы детей)
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня вы должны сами определить, какой проект мы будем выполнять.
А поможет нам в этом выступление театральной группы.
– Послушайте стихотворение Л. Кэрролла «Змеегрыч»
ЗМЕЕГРЫЧ
Червело.
Ужные мрави
Кузали на снову.
За нисом прали курави,
Склюняя пелаву.
А длиннохрастый Змеегрыч
Уже рептит на зель,
И слышен плюстоустый злыч
За триныжды мезель.
И хребосклон темел.
И бум
Гулел, как барабал.
Под дерным веревом Тум-Тум
Храбо Гатырь затал.
Твержал в крепке он чит и щеч,
И зорк его смолел.
Он Змеегрычу мог отсвечь
Триныжды головел.
Стражись, ужалый Змеегрыч,
Мерзей своей дрожбой!
Но встречь заграчил воплый крыч
И рыклый крылый вой.
Звекнул – раз-раз! – плоострый щеч,
И грыкнул длиннохраст.
Смерщела мразкая калечь.
Ура!
Свержит злобаст!
Червело.
Ужные мрави
Кузали на снову.
За нисом прали курави,
Склюняя пелаву.
– Какими вы представляете себе эти таинственные существа? (ответы детей)
– Какие еще сказочные существа вы знаете?
– Каким вы представляете дракона?
Рассказ о драконе (подготовленный ученик) (слайд 6)
Давным-давно на древнекитайской земле наступила засуха. И чтобы призвать дождь, люди сделали дракона из бумаги и дерева. Они хотели, чтобы дракон соединился с небом, т.е. чтобы начался дождь. Но дождь так и не начался, тогда они сожгли дракона.
Сказочное существо – дракон было известно во многих странах, но в Китае его изображение использовали наиболее часто. Дракон стал даже эмблемой императорской власти. Часто дракона изображали огнедышащим, летящим над землей. В мифах драконов побеждают герои, уподобленные Солнцу: Геракл, Ясон, Аполлон.
Но только ли в мифах обитает это необычное, огнедышащее, многоголовое существо? Оказывается, на островах в Индонезии живут очень похожие животные, которые произошли от допотопных ящеров.
Энциклопедия для детей, «Непознанное».
– Сегодня мы готовить чертеж и устанавливать порядок работы для изготовления игрушки-«небывальщины» – дракона.
– Рассмотрите образец.
– Из каких деталей состоит игрушка? (ответы детей)
Заполняется таблица в тетради. (слайды 7–12)
ВИД РАБОТЫ | Игрушка |
ФОРМА | Параллелепипед |
РАЗМЕР | Коробочка |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ | Картон, цветная бумага |
СОЕДИНЕНИЕ | Склеивание |
– Составьте порядок работы. (ответы детей)
III. Порядок работы.
(слайды 13–20)
- Измерить коробочку, установить размеры, сделать заготовку из цветной бумаги.
- Сделать голову (2 детали).
- Сделать ноги (2 детали).
- Сделать хвост.
IV. Физкультминутка.
Упражнение «Головы дракона».
Каждый ребенок — голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторять предыдущую «голову»
– Составьте порядок сборки игрушки. (ответы детей)
V. Порядок сборки игрушки.
(слайды 21–25)
- Обклеить коробочку.
- Склеить голову.
- Приклеить к туловищу.
- Приклеить ноги.
- Приклеить хвост.
– Посмотрите, какие игрушки могут получиться. (слайды 26–27)
VI. Итог урока.
– Вместе с веселыми героями определите, как вы работали на уроке. (слайд 28–34)
– Чему научились?
– У кого работа вызвала затруднения?
– Кому понравился наш проект?
– Для чего можно использовать поделку?
– Какие внесете изменения в поделку? (ответы детей)
(слайд 35)
– Было ли вам интересно на уроке?
(звучит песня «Ужасно интересно» муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера)