Каллиграфические упражнения во 2–4-м классах на основе краеведческого материала

Разделы: Начальная школа


Фундамент формирования у детей такого нравственного качества, как любовь к Родине, закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому для решения главных задач гражданско-патриотического воспитания детей считаю целесообразным использование на уроках русского языка краеведческого материала.

Ежедневно на уроке русского языка я уделяю внимание чистописанию. Работу над каллиграфией стараюсь строить многофункционально. В первую очередь, заостряю внимание детей на написание элементов букв, слогов, учитывая при этом правильную форму, наклон, высоту букв. В процессе деятельности использую росчерки, связки, обводку, калькирование, рисование по шаблону, письмо по образцу, т.е. то, что апробировано многими учителями на практике. Затем выполняются упражнения в письме слов и предложений. Параллельно с этим идёт формирование каллиграфических навыков, включая работу над словарными словами, словарем “настроений”, над лексическим значением слов, крылатых выражений, этимологией. Практикую разбор предложений, что даёт более полно обобщить знания о предложении, морфологических значениях слов. Предложения и слова стараюсь подбирать с учетом повторения и закрепления изученного материала. Поскольку мы живём в далёком северном краю, то должны знать о нём более подробно. Это я решила попробовать сделать на “минутке чистописания”. Подбираю слова, которые часто встречаются в повседневной жизни северян, а также слова, имеющие непосредственное отношение к коренному населению, - ханты и манси, флоре и фауне Севера.

На уроке стараюсь донести до ребят лексическое значение каждого слова. Большинство предложений беру из произведений местных авторов: Ю.Шесталова, Е.Айпина, собирательницы сказок земли Югорской Г.Слинкиной и других. Они наиболее глубоко и тонко понимают, лирично и напевно говорят о суровой северной природе, нравах и обычаях своего народа. Это рождает у ребят интерес к чтению стихотворений и сказок народов Севера.

Результаты моей работы представлены в материале, который может быть использован учителями на практике.

2 класс

1. ааа Аа

ал аз за ка ав

Арктика Аган Айпим

Нередки у нас арктические морозы.

2. ббб Бб

би бл об зб

бор болото берёза белка брусника

На столе появилась деревянная чашка с краснощёкой брусникой.

3. ввв Вв

во вл ув ов

волк ворона воробей выдра

Мехом своим славится выдра- таёжная красавица.

4. ггг Гг

гу гл ог иг

гусь глухарь гоголь гагара

Пенный хвост на водной глади

За гагарой блещет сзади.

5. ддд Дд

дв дм од уд

дятел дымка

Дятел - лесной работник, строит домик-дупло себе и другим.

6. еее Ее

ел ег ве ме

ельник Ермак

Тепло птицам в густом ельнике зимой.

7. жжж Жж

ож жи уж

журавль

Журавли-стерхи танцуют белый танец.

8. ззз ЗЗ

зв зм уз оз

заяц зяблик

Заяц путал след, убегая от лисы.

9. иии Ии

ик ив зи пи

ива ивняк

Из зарослей ивняка показалась лосиха.

10. ккк Кк

ку кл ак ок

клёст кукушка карась кедр калина камыш клюква

С бахромистых веток кедра вдруг посыпался снежок.

11. ллл Лл

ла ли ул ел

Лянтор лось лиса лебедь лягушка ласка

Сложный узор из следов вышила на снежном полотне юркая ласка.

12. ммм Мм

мо ми ом ум

медведь малина морошка мох

Из своей огромной берлоги вылез медведь.

13. ннн Нн

ну ны он ен

нефть нефтяник налим невод

В речке плавает налим.

14. ооо Оо

до он ол лм

Обь олень орёл осина ольха одуванчик

Олень в упряжке познаётся.

15. ппп Пп

пя пу по ип

природа пихта подорожник пеночка поползень

Ожила ветка пихты, качается.

16. ррр Рр

ры ря ур ор

рыба рысь росянка рябина

Поутру рыба мечет золотую икру.

17. ссс Сс

сы со ас ос

Сибирь сова снегирь синица сосна соболь сорога

В нашей рыбистой Оби

Есть сорога с длинным ухом.

18. ттт Тт

то от тя ут

Тюмень тундра тальник таволга толокнянка тайга

Тайга шумит, зелёная, как море.

19. ууу Уу

уф ул ду ку

утка удод

Птичий бог у манси сделан из перьев семи видов уток.

20. ффф Фф

фы фо уф фи

факел филин

Где-то зычно хохочет филин.

21. ххх Хх

ах ха ох хи

ханты Ханты-Мансийск

Слово “ханты” в переводе означает “человек”.

22. ччч Чч

ча чу уч чи

чайка чомга чирок

Лучше всех плавает и ныряет чомга.

23. шшш Шш

шу ши ош уш

шишка шикша

На верхушке дерева залопотала белка, бросая вниз кедровые шишки.

24. щщщ Щщ

щу ща ощ ещ

щавель щука щурок

Косяки язей, сырков, муксунов потянулись вслед за щуками.

25. ююю Юю

юг юм ню лю

Югра Югория Юган

По Югану всё смородина

Да брусника во бору.

26. яяя Яя

ял яв зя бя

ягель язь

Олени безошибочно находят ягель по запаху даже под снегом.

3 класс

1. аАа ава ага

арктоус астрагал аргиш

Слово народное - пламень дыхания.

Слушайте слово с должным вниманием.

2. бБб боб бмб

бурильщик багульник бубен бродни бобёр

Лес…Это сказочный мир царя Берендея.

3. вВв вив вув

Вачум вежа важенка верба

Среди мхов, как живое изваяние стояла важенка с розовым оленёнком.

4. гГг гаг гиг

горностай горихвостка гонобобель геолог

Возле ели прострочил ровную строчку хитрый горностай.

5. дДд дуд дед

дымокур дриада

Добрый хозяин для своих оленей устроил дымокур.

7. еЕе нер век

ерник евражка

На Севере карликовую берёзу часто называют ерником.

8. жЖж жук жар

жирник журавль

Журавлиная песня- заповедь жизни.

9. зЗз зев зав

зарянка землянка

Золотым конём стояло солнце.

10. кКк кум кар

кедровка кулик кряква куропатка княженика кипрей колонок камос

Куропатки взмахнули белыми крыльями с чёрными обводами.

11. лЛл лук лаз

ласточка лысуха лиственница лишайник лосось лабаз

Лес медведем тёмным встал.

12. мМм мол миг

манси малица муксун можжевельник

Земля глядит глазами созревшей морошки, голубики, брусники.

13. нНн нел нос

невод нерест нельма нарты няра

Гуляют осетры, как шхуны,

И нельмы- как серебряные луны. (Ю.Шесталов)

14. оОо око оре

охотник овсянка осётр острога ондатра облас орнамент

Добрый охотник одним глазом спит, другим добычу видит.

15. пПп пар пик

пояс патронташ промысел песец Пим

Звезда Полярная не гаснет,

Сияет в небе до утра. (Ю.Шесталов)

16. рРр рок рис

рябина росомаха

Вертлявая росомаха шла, махая пушистым хвостом.

17. сСс суп сан

Сургут Самотлор скважина свиристель сиг стерлядь

Зимние ночи на Севере бывают волшебными.

18. тТт тут так

тетерев трясогузка тугун таймень торбоса

Глаза тайменей молодых

Прекрасны, как цветки. (Ю.Шесталов)

19. уУу угу ура

унты урман ураса

Мы идём по кедровому урману.

20. хХх хит хек

хвоя хариус

Мама привезла с таёжной речки хариуса.

21. чЧч чай чик

черника чум чувал чебак

Чувал трещал торжественным огнём.

22. шШш шик шор

шкура шатун шаман шайтан

Ветер шаманом по стенам грохочет.

23. юЮю юла юсу

юрта юкола

Юрта у дедушки небольшая, но особенная.

24. яЯя япа ято

яр яранга

У бабушки была совсем ветхая яранга.

4 класс

1. ААА ААА ааа ааа

амбар акань-кукла анки (мать) аргиш (обоз оленей)

Кукла Акань достала зимние сапоги – топоры и починила их.

2. БББ БББ ббб ббб

буран бурундук борщевик

Обские дети, как бурундуки, к хозяину своему прибежали.

3. ВВВ ВВВ ввв ввв

вожак вотчина вереск

Вожак оленей долго отдыхал от трудного пути.

4. ГГГ ГГГ ггг ггг

гнус греби голец

От нестерпимого гнуса в тундре спастись очень трудно.

5. ДДД ДДД ддд ддд

добыча долблёнка дымокур

Только богатырю была под силу такая дорогая добыча.

6. ЕЕЕ ЁЁЁ еее ёёё

ёрш еви (девушка)

Девушка была красива, как осенняя тундра.

7. ЖЖЖ ЖЖЖ жжж жжж

живун

Заманила ребят лёгкая добыча на гиблое место, где в реку живун бежал.

8. ЗЗЗ ЗЗЗ ззз ззз

землянушка запруда заплот зыбун зимовье

На зимовье жили старухи и малые дети.

9. ИИИ ИИИ иии иии

ики (старик) илес (душа) ими (старая женщина)

Накормила старая женщина мальчика и в дальнюю дорогу снарядила.

10. ККК ККК ккк ккк

копыто куропач краснотал кедровник

Мальчишки заторопились в охотничью избушку, что в кедровнике стояла.

11. ЛЛЛ ЛЛЛ ллл ллл

лыва (лужа) лесовать

Летом на Севере много разных погод!

12. МММ МММ ммм ммм

марево морялка (порода уток)

Материнская любовь горяча да незряча.

13. ННН ННН ннн ннн

навес неводник нырики (одежда) нарсъюх

Шмели гудят, как струны нарсъюха.

14. ООО ООО ооо ооо

орёл остров остяк

Половину неба заслонял собою сидящий орёл.

15. ППП ППП ппп ппп

пешня первопуток протока путина промысловик

Богатырь с пешнёй перешёл реку до деревни и назад.

16. РРР РРР ррр ррр

ракитник ронжа (кедровка)

Бурундуки свистят, белки цокают, ронжи верещат.

17. ССС ССС ссс ссс

стужа снасть силок сах (зимняя шуба)

Золотистые стволы сосен один от другого далеко отстоят.

18. ТТТ ТТТ ттт ттт

тайга трутовик троелистка Торум

Как помянут трутовик, так и о ловкой девочке вспомнят.

19. УУУ УУУ ууу ууу

урман урочище

В урманах люди закон предков соблюдают.

20. ХХХ ХХХ ххх ххх

хотанг (муз.инструмент) хорей

Вышел хантыйский девятиструнный инструмент на славу, зазвучал удивительно.

21. ЦЦЦ ЦЦЦ ццц ццц

цвет-первоцвет

Тропе деда не дадут зарасти ноги внука.

22. ЧЧЧ ЧЧЧ ччч ччч

частокол черёмуха черёмушник чуман (берестяной сосуд)

А черёмушник меж тем белым-бело зацвёл.

23. ШШШ ШШШ шшш шшш

шилохвост шишкование шабур

Кто как ест, таков и есть.

24. ЭЭЭ ЭЭЭ эээ эээ

эква (женщина) Эква-Пыгрись (сын)

Эква-Пыгрись взял молодых богатырей в подпаски.

25. ЮЮЮ ЮЮЮ ююю ююю

Юконда Юр (водяной)

Забереги ледяные с обоих берегов Юконды друг к другу тянутся.

26. ЯЯЯ ЯЯЯ яяя яяя

ягушка (одежда)

Назымская рыба особо сладка.

Литература

  1. Ю. Шесталов. Сначала была сказка. Ленинград. “Детская литература”, 1984.
  2. Ю. Шесталов. Собрание сочинений. Санкт-Петербург – Ханты-Мансийск. “Фонд космического сознания”. 1997.
  3. Сказки народов Севера. Сост. В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Смоленск. СПК. 1992.