Отрывок из поэмы И.А. Бунина "Листопад" (литературное чтение. 4-й класс). УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина “Листопад”.

Задачи:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина,
  • развивать навык выразительного чтения, учить видеть художественные картины,
    созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному,
  • учить видеть красоту природы, понимать и любить её.

Оборудование: портрет И.Бунина, картина Левитана “Золотая осень”, Остроухова “Золотая осень”, Поленова “Золотая осень”, кленовые листочки из картона, учебник литературного чтения “Родное слово” 4 класс, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Ход урока

I. Оргмомент. (Cлайд 1). Презентация

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

- Мы начинаем урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний. (Cлайд 2)

(Под тихую музыку П.Чайковского. Октябрь)

- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал где-то стихи “Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной”. И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин.

(Показать портрет)

Выступление заранее подготовленных детей.

1. Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже. (Слайд 3)

Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. (Слайд 4)

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал “как-то сам по себе рано и незаметно”. Первые стихи написал в 8 лет.

2. В 10 лет (слайд 5) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. (Слайд 6) Занимался дома со старшим братом.

Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете “Орловский вестник”. (Слайд 7)

(Рассказывает учитель): Литературная судьба складывалась удачно. (Слайд 8) Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл “бродником”. Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.

Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.

В 1933 г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

(Слайд 9)

Умер он в 1953 г. в возрасте 83 лет в Париже. (Слайд 10)

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.

(Слайд 11)

В 1999 г. Елецкому университету было присвоено его имя. (Слайд 12)

Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.

III. Проверка домашнего задания.

- Какие стихи Бунина знаете? (Родина)

- О чём это стихотворение? Каким чувством оно пронизано? Легко ли было его читать?

- Сможете прочесть наизусть? Кто желает?

(У доски читают, другой ряд анализирует, за ответ я даю красный кленовый листок)

- Ребята, почему я дала кленовые листья? О чём они напоминают? (О золотой осени)

Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему? Как мы это сможем сделать? (С помощью фантазии)

(Рассмотреть картины на доске)

- Посмотрите на замечательные картины.

- Как художники изобразили осень? Какие чувства вызывают?

IV. Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.

- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме “Листопад”, которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. (Слайд 13)

- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.

(Я читаю с доски, в это время на экране:

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто усеет. благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты” Блок)

- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.

(Слайд 14)

(Учитель читает стихотворение под музыку П.Чайковского Октябрь)

- Какие чувства вызвало стихотворение? (Печаль, восхищение, радость)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (Яркая, праздничная, красивая)

- Отражает ли “Осенняя песня” Чайковского настроение этого стихотворения?

(Оба произведения спокойные, лирические, мелодичные)

V. Словарная работа.

- Хотите сами прочитать? Громко или шепотом?

- Прочтите сами и найдите непонятные слова.

(Самостоятельное чтение)

- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 15)

(Ллазурь, терем, лиловый, багряный, вдова, мотылёк)

- Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.

(Чтение вслух по цепочке, учитель ходит и дотрагивается до плеча ребёнка, значит, он дальше читает. За чтение и ответы все дети получают кленовые листочки)

VI. Анализ произведения.

- Почему у Бунина осень праздничная? Докажите словами текста. (Выборочное чтение)

- Мы чувствует теплоту, с которой изображает Бунин Осень. Найдите слова, в которых передаётся нежность.

- А ещё, какими чувствами пронизано стихотворение? (Грусть)

- Прочтите.

- В учебнике нет иллюстраций, чтобы вы нарисовали здесь? (Словесное рисование)

- Бунин говорил, что испытывает “состояние внутренней музыкальности слов”, описания природы настолько живы и точны, что мы не только ясно представляем картины, но и слышим музыку стихотворения.

- Какие звуки вы услышали? (Шуршание листика, шум ветра в ветвях, звон тишины)

- А запахи почувствовали? (Запах грибов, прелой травы)

VII. Физминутка.

VIII. Работа над литературными терминами.

_ Почему так красиво это стихотворение? (Много языковых средств художественной выразительности)

(Слайд 16)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

(На экране определения, дети читают) (Слайды 17-21)

- Поработаем в парах, 1-й ряд ищут эпитеты, 2-й ряд – олицетворения, 3-й ряд – сравнения.

- Давайте послушаем. (Вопросы учителя по ходу обсуждения)

- А теперь, внимание, сложный вопрос. (Слайд 22)

Почему поэт не “оживил” лес? Изобразил его теремом?

- Выскажите свою точку зрения.

(В стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)

XIX. Выразительное чтение.

- Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на листочках. (Слайд 23)

(Работа под музыку)

- Прочтите строки, которые записали.

- Какая красивая и пёстрая картина у нас получилась, но чтобы она стала более привлекательной, добавим выразительного чтения.

- Выберем темп, громкость, чувства, которые передадим при чтении.

(Читаем за диктором хором; читают строчку девочки, строчку мальчики)

(Слайды 23-24)

- Кто хочет сам прочитать, вложив в чтение всю душу?

(Чтение 3 человека)

X. Обобщение.

- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (Красота осенней природы)

- Иван Алексеевич описывает особый лес? (Это особый волшебный лес; это лес, в который мы можем ходить)

- Мы можем видеть такую красоту? (Слайд 25)

- Что можете сказать о поэте, как о человеке? (Внимательный, ранимый, чуткий)

- Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.

- Какая картина больше всего отражает настроение Бунинской осени? Что у них общего? (Левитана “Золотая осень”. И стихотворение и картина яркие, праздничные, немного печальные)

- Какие строки взяли бы вы, чтобы подписать под картиной?

(Лес, точно терем расписной;
берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой;
сегодня так светло кругом)

- Были строки, которые запомнились наизусть?

- Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово “блеск”. Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.

- Найдите это слово в этом отрывке. (Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой, воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра)

- А.М.Горький писал: “Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души”.

- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.

- И может мои подарки помогут вам в этом. (Брошюры с поэмой “Листопад”)

- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!

- Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.

- Чем запомнится сегодняшний урок? (Дети высказывают свои мнения и чувства)

Литература

1. Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Литературное чтение: Родная речь. Учебник. 4 класс, в 2-х частях. Часть 1.

М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. - Просвещение, 2008.

3. Муромцева - Бунина В.Н.  Жизнь Бунина. - М., Советский писатель, 1989.

4. Персидская И.В. Литературное чтение: 4 класс: Ч.1. Поурочные планы по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой “Родная речь”. – Учитель-АСТ, 2003.

5. Савинова С.В. Чтение. 4 класс. Поурочные планы. I полугодие (по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой “Родная речь” - Учитель, 2006.

6. Газета “Начальная школа”. №38, 2003 г.