Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина “Листопад”.
Задачи:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина,
- развивать навык выразительного чтения, учить
видеть художественные картины,
созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, - учить видеть красоту природы, понимать и любить её.
Оборудование: портрет И.Бунина, картина Левитана “Золотая осень”, Остроухова “Золотая осень”, Поленова “Золотая осень”, кленовые листочки из картона, учебник литературного чтения “Родное слово” 4 класс, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
Ход урока
I. Оргмомент. (Cлайд 1). Презентация
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
- Мы начинаем урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний. (Cлайд 2)
(Под тихую музыку П.Чайковского. Октябрь)
- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал где-то стихи “Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной”. И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин.
(Показать портрет)
Выступление заранее подготовленных детей.
1. Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.
Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже. (Слайд 3)
Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. (Слайд 4)
Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал “как-то сам по себе рано и незаметно”. Первые стихи написал в 8 лет.
2. В 10 лет (слайд 5) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. (Слайд 6) Занимался дома со старшим братом.
Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете “Орловский вестник”. (Слайд 7)
(Рассказывает учитель): Литературная судьба складывалась удачно. (Слайд 8) Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл “бродником”. Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.
Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.
В 1933 г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
(Слайд 9)
Умер он в 1953 г. в возрасте 83 лет в Париже. (Слайд 10)
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.
(Слайд 11)
В 1999 г. Елецкому университету было присвоено его имя. (Слайд 12)
Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.
III. Проверка домашнего задания.
- Какие стихи Бунина знаете? (Родина)
- О чём это стихотворение? Каким чувством оно пронизано? Легко ли было его читать?
- Сможете прочесть наизусть? Кто желает?
(У доски читают, другой ряд анализирует, за ответ я даю красный кленовый листок)
- Ребята, почему я дала кленовые листья? О чём они напоминают? (О золотой осени)
Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему? Как мы это сможем сделать? (С помощью фантазии)
(Рассмотреть картины на доске)
- Посмотрите на замечательные картины.
- Как художники изобразили осень? Какие чувства вызывают?
IV. Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.
- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме “Листопад”, которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. (Слайд 13)
- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.
(Я читаю с доски, в это время на экране:
“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто усеет. благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты” Блок)
- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.
(Слайд 14)
(Учитель читает стихотворение под музыку П.Чайковского Октябрь)
- Какие чувства вызвало стихотворение? (Печаль, восхищение, радость)
- Какой вы увидели Бунинскую осень? (Яркая, праздничная, красивая)
- Отражает ли “Осенняя песня” Чайковского настроение этого стихотворения?
(Оба произведения спокойные, лирические, мелодичные)
V. Словарная работа.
- Хотите сами прочитать? Громко или шепотом?
- Прочтите сами и найдите непонятные слова.
(Самостоятельное чтение)
- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 15)
(Ллазурь, терем, лиловый, багряный, вдова, мотылёк)
- Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.
(Чтение вслух по цепочке, учитель ходит и дотрагивается до плеча ребёнка, значит, он дальше читает. За чтение и ответы все дети получают кленовые листочки)
VI. Анализ произведения.
- Почему у Бунина осень праздничная? Докажите словами текста. (Выборочное чтение)
- Мы чувствует теплоту, с которой изображает Бунин Осень. Найдите слова, в которых передаётся нежность.
- А ещё, какими чувствами пронизано стихотворение? (Грусть)
- Прочтите.
- В учебнике нет иллюстраций, чтобы вы нарисовали здесь? (Словесное рисование)
- Бунин говорил, что испытывает “состояние внутренней музыкальности слов”, описания природы настолько живы и точны, что мы не только ясно представляем картины, но и слышим музыку стихотворения.
- Какие звуки вы услышали? (Шуршание листика, шум ветра в ветвях, звон тишины)
- А запахи почувствовали? (Запах грибов, прелой травы)
VII. Физминутка.
VIII. Работа над литературными терминами.
_ Почему так красиво это стихотворение? (Много языковых средств художественной выразительности)
(Слайд 16)
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.
(На экране определения, дети читают) (Слайды 17-21)
- Поработаем в парах, 1-й ряд ищут эпитеты, 2-й ряд – олицетворения, 3-й ряд – сравнения.
- Давайте послушаем. (Вопросы учителя по ходу обсуждения)
- А теперь, внимание, сложный вопрос. (Слайд 22)
Почему поэт не “оживил” лес? Изобразил его теремом?
- Выскажите свою точку зрения.
(В стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)
XIX. Выразительное чтение.
- Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на листочках. (Слайд 23)
(Работа под музыку)
- Прочтите строки, которые записали.
- Какая красивая и пёстрая картина у нас получилась, но чтобы она стала более привлекательной, добавим выразительного чтения.
- Выберем темп, громкость, чувства, которые передадим при чтении.
(Читаем за диктором хором; читают строчку девочки, строчку мальчики)
(Слайды 23-24)
- Кто хочет сам прочитать, вложив в чтение всю душу?
(Чтение 3 человека)
X. Обобщение.
- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (Красота осенней природы)
- Иван Алексеевич описывает особый лес? (Это особый волшебный лес; это лес, в который мы можем ходить)
- Мы можем видеть такую красоту? (Слайд 25)
- Что можете сказать о поэте, как о человеке? (Внимательный, ранимый, чуткий)
- Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?
- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.
- Какая картина больше всего отражает настроение Бунинской осени? Что у них общего? (Левитана “Золотая осень”. И стихотворение и картина яркие, праздничные, немного печальные)
- Какие строки взяли бы вы, чтобы подписать под картиной?
(Лес, точно терем расписной;
берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой;
сегодня так светло кругом)
- Были строки, которые запомнились наизусть?
- Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово “блеск”. Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.
- Найдите это слово в этом отрывке. (Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой, воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра)
- А.М.Горький писал: “Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души”.
- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.
- И может мои подарки помогут вам в этом. (Брошюры с поэмой “Листопад”)
- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!
- Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.
- Чем запомнится сегодняшний урок? (Дети высказывают свои мнения и чувства)
Литература
1. Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Литературное чтение: Родная речь. Учебник. 4 класс, в 2-х частях. Часть 1.
М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. - Просвещение, 2008.
3. Муромцева - Бунина В.Н. Жизнь Бунина. - М., Советский писатель, 1989.
4. Персидская И.В. Литературное чтение: 4 класс: Ч.1. Поурочные планы по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой “Родная речь”. – Учитель-АСТ, 2003.
5. Савинова С.В. Чтение. 4 класс. Поурочные планы. I полугодие (по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой “Родная речь” - Учитель, 2006.
6. Газета “Начальная школа”. №38, 2003 г.