Цели. Закрепление знания порядка следования чисел второго десятка в числовом ряду; умений увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 1 и 2 с опорой на последовательность чисел в числовом ряду; развитие внимания, логического мышления, математической речи; воспитание аккуратности, трудолюбия.
Оборудование. Учебник математики (авт. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.), тетрадь, №2 , мультимедийный проектор, презентация (приложение 1) из 14 слайдов, рисунки Белоснежки, гномиков, счетные палочки, вееры с числами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте гостей и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и дружной работы на уроке.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами проведем урок повторения, закрепления, вспомним все, что было пройдено на предыдущих уроках математики. Этот урок у нас пройдет в необычной форме. Мы совершим путешествие в сказку. А чтобы сказка пришла к нам в гости, надо произнести волшебные слова – посчитать.
1 ряд – от 10 до 100 десятками
2 ряд – от 100 до 10
3 ряд – от 1 до 20
(Звучит музыкальная заставка к передаче “В гостях у сказки”, слайд 1)
3. Устный счет.
(2 ученика выполняют задания на карточках)
- Чтобы узнать, кто из героев сказок будет у нас в гостях, надо выполнить задания. Первое задание – решите примеры.
(На доске примеры)
4 + 3 10 – 3 3 + 5 9 – 2 2 + 5
- Прочитайте выражение.
- Приготовьте ответ.
- Покажите ответ.
(Дети показывают ответы на веерах)
- Какое из этих равенств лишнее? Почему?
- Молодцы! Задание второе.
(На доске числа: 5, 0, 11, 17, 1, 8, 2, 10, 19, 15)
- Посмотрите на числа, разделите их на 2 группы.
- Назовите однозначные числа.
- Назовите двузначные числа.
- А теперь расположите их в порядке возрастания.
(Учитель переворачивает карточки, дети читают “Белоснежка”, слайд 2)
- Ребята, а кто написал сказку про Белоснежку?
- С кем жила Белоснежка?
- Кто такие гномики? Что вы о них знаете? (Ответы детей)
- В сказках многих народов встречаются существа, очень похожие на людей, но меньше их ростом. Гномы живут в лесах, горах, в пещерах. Они очень сильные, добрые, трудолюбивые, богатые, потому что охраняют сокровища Земли.
- У нас в гостях Белоснежка и ее друзья – гномики, которые хотят узнать, как вы, ребята, знаете математику, умеете ли быть внимательными и дружно работать.
3. Упражнения в счете с опорой на числовой ряд.
- А вот и 1 гномик (слайд 3). Его зовут Док. Он никак не может сосчитать, сколько у него в сундучке драгоценных камней: изумрудов, рубинов и золотых шариков.
- Посчитайте рубины. Сколько их? (13)
- А если 2 рубина гномик подарит Белоснежке, сколько останется? (11)
- Какое равенство можно записать? (13 – 2 = 11)
- А теперь посчитаем золотые шарики. (Слайд 4) Сколько шариков? (15)
- Сколько шариков надо добавить, чтобы стало 16? (1)
- Сколько изумрудов? (Слайд 5) (14)
- Сколько станет, если гномик найдет еще 2 изумруда? (16)
- Молодцы. Помогли гномику.
- А к нам уже спешит следующий гость – гномик Тихоня. (Слайд 6)
- Гномики готовятся к празднику, Тихоня должен приготовить камзолы для гномиков. Посмотрите в учебник на стр. 22, задание 2. Вот они. Камзол – мужской длинный пиджак. На каждом камзоле должно быть 18 пуговиц. Давайте посчитаем, сколько пуговиц на каждом камзоле и сколько надо пришить, чтобы стало 18.
- Сколько пуговиц на синем (красном, зеленом) камзоле? (16. 15, 14)
- Сколько пуговиц надо пришить гномику? (2, 3, 4)
- Справились и с этим заданием. Молодцы.
- Гномик Ворчун приготовил для вас очень хитрое задание и думает, что вы не справитесь. (Слайд 7). Он зашифровал числа. Угадайте, какие? (14), (12)
- Два темно-зеленых кружка переложили к правому числу.
Какие числа получились? (12) (14).
-Какие равенства можно записать? (14 – 2 = 12)
- Запишите равенство в дополнительную тетрадь.
- Какое еще равенство можно записать? (12 + 2 = 14)
- Какие еще числа зашифровал Ворчун? (Слайд 8) (15), (17)
- Два темно-зеленых кружка переложили к правому числу.
Какие числа получились? (13), (19)
- Какие равенства можно записать? (15 – 2 = 13, 17 + 2 = 19)
5. Физминутка.
- У нас в гостях гномик Весельчак. (Слайд 9) Он приглашает вас поиграть в игру “Гномики – великаны”.
6. Решение нестандартных задач.
- К нам на урок спешит гномик Чихун. (Слайд 10). Он очень любит решать задачи и предлагает вам решить задачу № 4.
(Учитель читает задачу, дети решают.)
- Сколько яблок в маленькой корзине? (14)
- Сколько яблок в большой корзине? (17)
- Из большой корзины в маленькую переложили 2 яблока. Сколько яблок стало в большой корзине? (15)
- Какое равенство можно записать? (17 – 2 = 15)
- А в маленькой? (16)
- Какое равенство можно записать? (14 + 2 = 16)
- А если бы переложили 2 яблока из маленькой корзины в большую. Сколько яблок стало бы в корзинах?
- А сейчас поработайте в парах. Придумайте похожую задачу, а ваш товарищ пусть ответит на вопрос. Числа записывайте в тетрадь.
(Работа в паре)
7. Решение головоломок.
- Шестой гномик – Простак. (Слайд 11) Он не разговаривает, но любит из спичек выкладывать числа, решать головоломки. Посмотрите, какое число выложил гномик? (12)
- Выложите и вы на парте это число.
- Сколько нужно переложить спичек, чтобы из 12 получилось 13? (2)
- Переложите спички.
- Сколько спичек нужно переложить, чтобы из 13 получилось 14? (3)
- Молодцы, ребята. И с этим заданием справились.
8. Самостоятельная работа в тетради.
- Гномик Соня очень любит читать книги. (Слайд 12) Вы узнаете, о ком, если выполните задание №7 в тетради (стр. 11).
- Соедините карандашом числа от 1 до 20. (1 вариант – первая картинка, 2 вариант – 2 картинка.)
- О ком же любит читать гномик? (Окенгуру, о пеликанах)
- Как их можно назвать одним словом? (Животные)
(Доп. задание – примеры №6)
9. Рефлексия. (Слайд 13)
- Наше путешествие в сказку подошло к концу. Белоснежке очень понравилось, как вы помогали гномикам и выполняли их задания.
- Кому понравился урок?
- Кому было легко выполнять задания? Нарисуйте в тетради внизу страницы красный кружок.
- Кому было трудно? Нарисуйте зеленый кружок.
- Спасибо за урок. (Слайд 14)