Цель урока: познакомить с произведением.
Задачи:
1) определять специфику басни,
2) ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения,
3) осознавать сущность поведения героев,
4) корригировать и развивать навыки соотносительного анализа при работе с басней.
5) воспитывать интерес к чтению.
Словарь: взгромоздиться, пленить, царь-птица, вещунья, лесть, льстец.
Оборудование: рисунки животных, портрет И. А. Крылова, пословицы, тест.
Ход урока
1. Организация начала урока.
На доске рисунки лисицы, вороны. Кто из героев встретится в нашем произведении? Что вы знаете о лисе из сказок? А какая ворона?
Чей портрет вы видите на доске? Какой жанр использует Иван Андреевич Крылов в своих произведениях?
2. Подготовка к усвоению новых знаний.
Прочитайте пословицы:
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
К какой басне Крылова относится она? (“Лебедь, Щука и Рак”)
“Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь? (“Стрекоза и Муравей”)
“У страха глаза велики”. (“Мышь и Крыса”)
Что такое басня? (Это небольшой рассказ с нравоучением)
Выберите выражение, которое вы можете сказать, если вам надо кого- то упрекнуть в беспечности. (“Ты все пела…”)
- Если вам надо сказать, что одну работу делают по-разному. (“Лебедь рвется ….”)
Как сказать о том, что кому-то лучше обратить внимание на свои недостатки, чем указывать на чужие? (“Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться”).
Как басня влияет на нашу речь?
Прочитайте полюбившиеся вам басни. Что общего между ними? (Во всех этих произведениях действуют звери, птицы, рыбы, но осуждаются пороки людей)
3. Изучение нового материала.
На этом уроке вы познакомитесь с басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Наша задача – выяснить, какой же недостаток людей осуждает автор в своем произведении? Что советует помнить постоянно? Прослушайте басню и ответьте на вопрос. Какая история приключилась с вороной?
4. Физминутка.
5. Словарная работа.
Объясните значения слов:
Взгро-моз-дить-ся (взобраться и устроиться на чем-ибо, на верху чего-либо, пленить (покорить чем-либо, очаровать, очень сильно понравиться, царь-птица (лучшая из всех птиц; царь – тот, кто подчиняет окружающих своему влиянию, вещунья (предсказательница; в народных сказках ворон и ворона изображаются иногда как вещие птицы, предсказывающие недоброе, лесть (хвалить кого-то для достижения своих целей), льстец - тот, кто льстит.
Какими строчками из басни можно заменить словосочетания? Выборочное чтение.
Хитрит, заискивает (вертит хвостом), смотрит пристально, не отрываясь (глаз не сводит), утратила способность правильно рассуждать (вскружилась голова), каркнула очень громко (во всё горло), исчезла, скрылась (была такова).
5. Закрепление знаний.
Прочитайте первые три строки. Кого в этой басне можно назвать льстецом? Прочитайте, как Лиса льстила Вороне. Как она обращалась к ней? Как Лиса называла ворону? Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? Опишите внешний вид вороны. (Ворона - крупная птица. Голова, крылья и хвост у неё черные. Остальное оперение грязно – серое, клюв длинный и толстый). Какой у Вороны голос? (Хриплый, неприятный). А что говорила о голосе Вороны Лиса? Для чего Лиса так расхваливала Ворону? Прочитайте, как Ворона приняла лживые речи? Ворона не могла устоять против соблазна стать “царь – птицей” и “запела” - “каркнула во все воронье горло”. Чего добилась Лисица своими сладкими речами? Сравним поведение Вороны и Лисицы. Какими качествами мы наделили Ворону? (Глупая, недогадливая, легковерная). Что можно сказать о Лисице? (Хитрая, умная, лживая).
6. Чтение по ролям.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом хитрую и умную Лису.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Почему же Лисе удалось обмануть Ворону? Прочитайте первые три строчки басни.
Эти строки являются моралью басни. Что же такое мораль? Обратимся к толковому словарю. Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми. О чем предупреждает своих читателей И.А. Крылов?
Что советует помнить постоянно? (Пока будут любители лести, будут и льстецы. Какие пороки людей осуждаются в этой басне? (Лесть, честолюбие)
8. Контроль и проверка знаний.
Тест
1. Кто написал басню “Ворона и Лисица”?
а) Иван Иванович Хемницер;
б) Александр Ефимович Измайлов;
в) Иван Андреевич Крылов;
4) Лев Николаевич Толстой.
2. Определите мораль басни И. А. Крылова “Ворона и Лисица”.
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
2) “Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!”
3) “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться”.
4) Лесть гнусна, вредна.
3. Закончи четверостишие.
“Голубушка, как хороша!”
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки, какой …
а) хохолок!
б) носок!
в) глазок!
г) хвостик!
4. Найди лишнее слово:
а) сыр;
б) лиса;
в) яблоко
г) ворона.
5. Какая пословица подходит к басне.
а) Правда в огне не горит, в воде не тонет.
б) На языке мед, а под языком лед.
в) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
г) Старый друг лучше новых двух.
9. Подведение итогов.
Сделайте вывод: Чему же учит нас Иван Андреевич Крылов в своей басне?
Вспомните, какое задание на уроке было самым интересным на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание: выучить басню.