Цель: сформировать твердое представление о правописании мягкого знака после шипящих в женском роде 3 склонении.
Оборудование:
- герой – мягкий знак,
- две карточки с графическим обозначением ролей мягкого знака,
- знак вопроса,
- бейджики с ролями для работы в группах: пишу, объясняю,
- план работы группы,
- карточки для работы в парах и для самостоятельной работы,
- плакат с правилом,
- картинка с правилом,
- страничка из словаря синонимов и антонимов,
- лесенка для рефлексии,
- герои на магнитах.
1. Самоопределение к деятельности. (1 мин.)
Звуки в скобках - как в кроватках,
Буквы в строчках дремлют сладко…
Но обложка приоткрылась,
На страницы брызнул свет-
Звуки с буквами сложились
В слово теплое - “Привет!”
Слоги, корни, части речи -
Все спешат тебе на встречу!
Даже маленькие точки
Рвутся выпрыгнуть из строчки!
Звонче, звонче пой, звонок!
Начинаем мы урок…
- Готовы ли вы сегодня также спешить на встречу к звукам и буквам?
- Если вы уже настроились на урок русского языка и готовы активно работать, прошу выпрямить спину, сесть как школьники, поднять глаза.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5 мин.)
Каллиграфическая минутка: господин мягкий знак приготовил для вас минутку чистописания. Чем похожи, а чем отличаются эти написания?
- Какую работу может выполнять мягкий знак? (Может смягчать впереди стоящий согласный или разделять согласные и гласные)
Расскажите правило об употреблении разделительного мягкого знака. (Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласной перед гласными е, е, ю, я, и)
Словарный диктант: запишите слова, которые я буду диктовать в две колонки. В одну колонку - где мягкий знак показатель мягкости, в другую - где играет разделительную роль. (Один ученик объясняет у доски)
Крыльцо, перья, льем, кольцо, жилье, вьюнок жизнь, робость, лисья (шуба),самостоятельно без объяснения: тишь, пляж.
Куда вы записали эти слова?
3. Постановка учебной задачи. (2 мин.)
- Ребята, в чем возникло у вас затруднение? (Какую роль играет мягкий знак в этих словах и нужен ли он там?) Чем это задание отличается от других? (Это мы еще не изучали)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Помогите мне сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться сегодня?
Учитель фиксирует название темы на доске:
Правописание мягкого знака на конце слова после шипящих …
А в каких случаях может писаться мягкий знак, а когда нет – мы узнаем в течение урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин).
- Ребята, давайте разобьемся на группы.
Каждая группа работает за отдельным столом.
Подойдите к рабочим местам.
Выберите каждая группа ответственного за написание выполненного задания. Оденьте бейджик “Пишу”.
Выберите каждая группа ответственного за объяснение выполненного задания. Оденьте бейджик “Объясняю”.
Выслушайте задания:
- На карточке даны слова с шипящим на конце. Ваша задача разделить их на две группы, проанализировать слова каждой группы, выделить общие признаки, догадаться, каким правилом руководствовались знатоки русского языка при написании этих слов. Сформулируйте это правило и запишите на отдельном листе.
Слова: ночь, рожь, грач, вещь, борщ, малыш, мышь.
Учащиеся работают в группах (5 мин ).
Затем каждая группа представляет свое правило (по 2 мин. на чел.).
Если учащиеся не справляются с данными заданиями, то можно предложить вариант подводящего диалога.
Знакомство с правилом стр. 4, 2 часть учебника.
5. Первичное закрепление во внешней речи. (15 мин.)
Ученики записывают слова на доске с комментированием. (3 мин.)
Сейчас вам нужно будет подобрать синонимы - существительные с шипящими на конце. Определив нужное слово, запишите его в нужный столбик. Подпишем столбики.
ж. р. - Ь | м. р. - Ь |
Неправда, призыв, здоровяк, сила, граница, состоятельный человек. | |
ложь | клич |
мощь | крепыш |
богач | |
рубеж |
Следующее упражнение мы проговорим друг другу в парах. (3 мин.)
* Запиши слова, через тире, поставь существительное в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.
Скрипачи - | обручи - |
Моржи - | гуаши- |
Печи - | ключи- |
Ночи - | вещи- |
Меняемся парами. (7 мин.)
*Подчеркни только слова на наше правило. Спиши в тетрадь нужные словосочетания. Обозначь орфограмму, укажи род.
Купиш* горох*, посееш* пшеницу, построить шалаш*, приколю брош*, выращу рож*, поднимеш* палец*, найти меч*, люблю молодеж*, увидиш* колодец*, услышу мыш*.
Проверка.
Построить шалаш (м. р.), приколю брошь (ж.р.), выращу рожь (ж. р.), найти меч (м.р.), люблю молодежь (ж.р.), услышу мышь (ж.р.).
Физкультурная минутка (2 мин.)
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы приседаете, если услышите существительные мужского рода - хлопок над головой. Дичь, чиж, дочь, врач, ветошь, кулич, лещ, помощь, душ, туш (которой красят ресницы), туш (который играют музыканты), полночь.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. (3 мин.)
Работа на карточке, где ответы (мягкие знаки) подвернуты. Эту карточку нужно приложить к полям в тетради и где нужно на полях написать ответы.
Врач | ||
Грач | ||
Реч | Ь | |
Чуш | Ь | |
Суш | Ь | |
Меч | ||
Матч | ||
Вещ | Ь | |
Лещ | ||
Лож | Ь | |
Сэндвич | ||
Помощ | Ь | |
Печ | Ь | |
Товарищ | ||
Молодеж | Ь |
Проверь себя сам.
Откройте завернутую часть карточки и проверьте, правильно ли вы расставили мягкие знаки.
Если задание выполнено верно, поставьте себе “+” на полях.
Если допустили ошибку, то исправьте ее. Постарайтесь понять, в чем вы ошиблись и не повторить ошибку в других заданиях.
- Поднимите руку у кого была ошибка?
- Почему она была допущена?
7. Включение в систему знаний и повторений. (4 мин.)
Составьте предложения из слов, записанных на доске.
- Один, откроет, ключ, только замок.
- Возглавляет, ноты, все, ключ, этот.
- Нужен, ключ, слесарю, гаечный.
Чем похожи все эти предложения? Там встречается слово “ключ”.
А как же разобраться о каком ключе идет речь? (Надо прочитать все предложение)
Как называются слова, которые могут иметь несколько значений? (Многозначные)
Давайте прочитаем страничку из словарика синонимов и антонимов.
Часть 5. Многозначные слова и скажите, какой еще бывает ключ. (Который бьет из-под земли и можно построить дом под ключ)
9. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)
- В чем мы затруднялись в начале урока? (Мы не знали, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце существительных, а когда нет)
- Какой же вывод мы сделали? (У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Он играет формообразующую роль)
- Достигли ли мы цели урока?
- Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.
- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.
- Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении - на третью ступеньку.
- Если вам нужно еще раз послушать обьяснение, так как вы не понимаете как действовать – на четвертую.
Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему.
10. Домашнее задание.
Разгадать мой кроссворд по этой теме и составить для одноклассников свой. Сочинить сказку, которая поможет запомнить это правило.
Спасибо за дружную работу на уроке! Многие шли в перед, думали, рассуждали, проговаривали, что и помогло им сегодня получить прочные знания.