Цели и задачи.
- Обобщить знания и умения учащихся по теме план и карта.
- Развивать у ребят творческое начало, воображение, смекалку, сообразительность, фантазию в процессе подготовки и по ходу урока.
- Способствовать всестороннему развитию личности, коллективизму.
Приобретаемые навыки детей: публичное выступление, выпуск плана-проекта города.
Формы организации работы детей: групповая, индивидуальная.
Технология: проектная технология в рамках урока.
Используемое оборудование: топографические знаки, бейджики, шаблоны плана-проекта, демонстрационный план-проекта, диски с записями песни: “Есть город золотой”.
Дидактическая направленность: материал к уроку может использоваться при обобщении, закреплении и проверке полученных обучающимися знаний, умений и навыков по теме: “План и карта” в 6 классе.
Ход урока
Дорогие ребята!
Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, а игру. Она называется “Мы строим город”. Мы его не только будем строить, а будем его проектировать . Но прежде, чем начать игру, мы повторим топографические знаки.
И так начинаем. – показываю знаки.
А теперь давайте приступим к игре.
Для этого мы поделились на группы.
Перед вами фрагмент плана местности. На нем вы должны с помощью топографических знаков построить город. Но объекты нужно расположить так, чтобы город был удобен для жителей и не наносил ущерба окружающей среде.
Итак:
1 группа. Группа “Главных инженеров”. Давайте вспомним, а что должен делает главный инженер, что входит в его обязанности?
Ребята: В обязанности гл. инженера входит обеспечение города строительным материалом.
2 группа – это архитекторы. А что архитектор должен делать?
- Архитектор должен удобно разместить все городские застройки.
3 группа - Группа метеорологов. А что метеоролог делает?
- Метеоролог дает сведения об особенностях климата данной местности.
4 группа – Группа геоморфологов
Что входит в обязанности геоморфологов?
Геоморфолог познакомит с особенностями, рельефа данной территории.
5 группа. Группа картографов
- А картограф чем должен заниматься?
- Картограф предложит наиболее удобные места для застройки.
Учитель: А руководить этими специалистами будет начальник проектной организации, который утверждает проект города, который мы построим сегодня на уроке.
Задание начальнику проектной организации:
А) раздайте все задания специалистам;
Б) внимательно проследите за ходом выполнения заданий, помогите специалистам, если они сами затрудняются ответить на вопрос;
В) вместе с другими специалистами разместите на плане местности фишки с условными обозначениями объектов будущего города.
Проверьте, все ли объекты расположены выгодно с хозяйственной точки зрения, удобно для проживания граждан, для их отдыха.
Г) Посоветуйтесь с основными специалистами и дайте название реке и городу, который спроектируете; Приготовьтесь к защите Вашего проекта.
А сейчас начальник проектной организации раздает вам задания, их вы будете обсуждать и затем каждая группа будет защищать свою часть проекта.
Дальше идет обсуждение: (5 минут)
Задания группам
1 группа. Главный инженер
Для строительства города нужен строительный материал. На данной территории практически в любом месте можно добывать глину, из которой потом возможно производство кирпичей. Подумайте, где лучше всего устроить карьер по добыче по добыче глины, построить кирпичный завод.
При этом учтите, что возить глину из далека очень дорого. В тоже время кирпичному заводу необходимо много воды, он загрязняет окружающую среду.
2 группа. Архитектор
Подумайте, где можно устроить для жителей зоны отдыха, где лучше разместить жилые постройки, административное здание, школу, пристань.
3 группа. Метеорологов
На данной территории преобладают западные ветры. Подумайте: будет ли данная территория находиться под воздействием преобладающих ветров или она скрыта от них рельефом местности? Где лучше разместить кирпичный завод, чтобы его влияние меньше сказывалось на экологической обстановке в городе.
4 группа. Геоморфологов
П о плану местности определить между какими горизонталями находится пойма и террасы реки? Какие еще формы рельефа здесь изображены? На всей ли территории можно строить какие-либо объекты? Почему?
5 группа. Картографов
По плану местности определите, в каком направлении происходит понижение местности. Вычислите высоту холма относительно уровня реки. Предложите начальнику проекта наиболее удобные места застройки.
Задание начальнику проектной организации:
А) раздайте все задания специалистам;
Б) внимательно проследите за ходом выполнения заданий, помогите специалистам, если они сами затрудняются ответить на вопрос;
В) вместе с другими специалистами разместите на плане местности фишки с условными обозначениями объектов будущего города.
Проверьте, все ли объекты расположены выгодно с хозяйственной точки зрения, удобно для проживания граждан, для их отдыха.
Г) Посоветуйтесь с основными специалистами и дайте название реке и городу, который спроектируете; Приготовьтесь к защите Вашего проекта.
А теперь давайте приступим к защите ваших проектов. Итак, предоставляется слово главному инженеру.
- архитектору,
- метеорологу,
- геоморфологу,
- картографу.
1 группа. Главный инженер
Для строительства города нужен строительный материал. На данной территории, как видно на топографической карте, практически в любом месте можно добывать глину, из которой потом возможно производство кирпичей.
Глиняный карьер лучше всего строить устроить у дороги, чтобы не возить глину из далека, т.к. транспортные услуги сейчас очень дорогие. В тоже время кирпичному необходимо много воды, он загрязняет окружающую среду, потому его нужно построить на окраине города в юго- восточной части недалеко от дороги.
2 группа. Архитектор
Нужно так разместить жилые постройки и зону отдыха, чтоб всем было удобно.
Административное здание построить нужно в центре города, а жилые постройки разместить севернее и западнее от него. Так как это – город новый, то естественно сюда приедут молодые жители, которым в первую очередь понадобится школа для своих детей. А чтобы детям было удобно, нужно школу построить в жилом массиве вдалеке от шоссе. Так как будет удобнеен и безопаснее.
Пристань нужно построить на левом берегу реки, чтобы жителям было удобно ей пользоваться.
Сады лучше разместить на окраине города, чтобы не было, чтобы не было транспортных расходов, так как они сейчас очень дорогие .Также эти сады послужат зеленой зоной для нашего города.
3 группа. Метеоролог
На данной территории преобладают западные ветры. Западные ветры зимой будут смягчать погоду, а летом умерять жару. Я согласна с главным инженером, что кирпичный завод нужно разместить на окраине города, к тому же западные ветры будут относить от города грязные газы кирпичного завода.
4 группа. Геоморфолог
Пойма реки находится между горизонталями 136 метров, а терраса между горизонталями 150 метров.
Дальше идет подъем до 170 метров. В северо – восточной части имеется небольшой холм, высота которого 187 м. Поэтому на всей территории, кроме северо-восточной части можно строить любые объекты.
Водонапорную башня нужно построить в экологической чистой зоне, в достаточной удаленности от города, от кирпичного завода и от шоссе.
Я считаю, что место для города с точки зрения геоморфолога выбрано удачно.
5 группа. Картограф
Высота холма на северо- востоке относительно уровня реки:
187м -136м = 51 м
Это не такая большая высота, но зато очень удобная. На этом холме хорошо разместить метеостанцию.
Посоветовавшись с геоморфологом и метеорологом, я предлагаю посадить березовый парк на правом берегу реки. А другой западнее кирпичного завода, чтобы он способствовал улучшению экологической обстановки в районе кирпичного завода.
Парки будут не только зоной отдыха, но и будут поддерживать уровень воды в реке.
Начальник проектной организации
А сейчас начальник проектной организации скажет заключительное слово.
Приготовиться к защите проекта.
Наш город мы назвали “Надежда”. В надежде на то, что всем жителям этого города здесь будет хорошо и удобно. А реку, которая протекает в юго-западной части города Прохладная.
Вот перед вами проект нашего города. Посоветовавшись со всеми специалистами, мы выбрали оптимальный вариант для размещения объектов будущего города.
При размещении объектов мы учли особенности данной местности; речную сеть; направление преобладающих ветров и последствия деятельности человека на данной территории.
При обсуждении, мы решили, что данный вариант будет самым удобным для жизни людей в этом городе.
У них будет не только место для работы, но и для отдыха. Два красивых березовых парка будут очищать атмосферный воздух над городом и обогащать ее кислородом. А садовые участки северо-западнее города помогут иметь на столе горожан свои экологически чистые продукты. К тому же являются хорошей зеленой зоной для поддержания чистоты воздуха около школы и во всем городе.
Кирпичный завод обеспечит строящийся город строительным материалом . А пристань дает возможность связываться с другими населенными пунктами не только по шоссе, но и водным путем. Водонапорная башня обеспечит бесперебойную подачу воды в городе.
Метеостанция позволит следить за метеоусловиями в городе Надежда.
Наша проектная группа Считает, что в таком городе будет приятно жить и взрослым и детям.
Ребята! Сегодня мы с помощью топографических знаков построили город. Наш город мы назвали Надежда. Все активно участвовали в защите своего мини проекта и вместе спроектировали целый город. И вот он перед вами. И от вас ребята, будущих специалистов, мы ждем отличных знаний, чтобы стоить такие города, в которых людям, как уже сказал начальник проектной группы, жилось хорошо и удобно.
А сейчас начальник проектной организации скажет заключительное слово.
Ребята! Сегодня мы с помощью топографических знаков построили город. Наш город мы назвали Надежда. Все активно участвовали в защите своего мини проекта и вместе спроектировали целый город. И вот он перед вами. И от вас ребята, будущих специалистов, мы ждем отличных знаний, чтобы стоить такие города, в которых людям, как уже сказал начальник проектной группы, жилось хорошо и удобно.