Урок развития речи. Составление письма Деду Морозу. Защита проекта "Путешествие в Великий Устюг"

Разделы: Внеклассная работа


Защита проекта “Путешествие в Великий Устюг”

Презентация

7 декабря мы, весёлая команда мальчишек и девчонок 3”Б” класса с нашими мамами и классным руководителем Ириной Леонидовной, отправились к Деду Морозу, в новогоднюю сказку. С такими словами мы сели в поезд, который повёз нас на Север.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Бежит паровоз
Далеко, далеко
Дедушка Мороз,
Мы недалеко. (Слайд 1)

Какой же он этот добрый волшебник? Как вы думаете? Спасибо вам за ответы? (Слайд 2)

Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нам, ребятам,
Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,
Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!

Как у нашего Мороза
Вот такая борода
(Да, да, да вот такая борода).

Как у нашего Мороза
Вот такой красный нос
(Да, да, да вот такой красный нос).

Как у нашего Мороза
Вот такие валенки
(Да, да, да вот такие валенки).

Дед Мороз, тебе сто лет!
А шалишь как маленький!

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом школу закидал.

Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй, Дедушка Мороз!

Нам кататься, веселиться! 
Санки легкие — в разбег! 
Кто промчится, будто птица 
Кто свернется прямо в снег.

Снег пушистый мягче ваты, 
Отряхнемся, побежим. 
Мы — веселые ребята, 
От мороза — не дрожим.

Где же живёт Дед Мороз? Верно, В граде Устюге Великом.

Стоит этот православный город на месте слияния двух рек Сухоны и Юга. Поэтому и на гербе города есть водолей. (Слайд 3)

Посмотрите на карту. Путь наш лежал на северо- восток нашей страны. Ехали мы на поезде 22 часа. Приезжали мы в город Котлас Архангельской области. Кто помнит, чем знаменита Архангельская область? Итак, мы в Котласе. А из этого города нам предстоял путь в город Великий Устюг. Сюда мы ехали 1 час на автобусе. Находится этот город в Вологодской области. (Слайд 4)

Увидев, зимние пейзажи Великого Устюга, кто же буде сомневаться, что это город сказка? Да, зима в этом городе необычайно хороша!!!

Евгения Жабчикова

На берегу реки Сухоны
Стоит вот этот городок.
Церквей старинных перезвоны,
Моей души святой исток!
Чудесен этот город сказка,
Теперь там Дед Мороз живёт,
Там волшебство, тепло и ласка,
И добрый искренний народ!
Великий Устюг - древний город,
Тебя волшебней в мире нет!
Ты и сегодня юн и молод
Всем устюжанам шлю: “Привет!” (Слайд 5)

А в самом центре Великого Устюга разместилась городская резиденция Деда Мороза. Именно здесь владыка Севера принимает решения о праздновании Нового года, о своих поездках по городам России и зарубежье. (Слайд 6)

Терем рядом с городской резиденцией - это здание “Почты Деда Мороза”, где неустанно трудятся его помощники, разбирая сотни тысяч детских писем, пришедших в адрес мудрого и доброго дедушки со всех концов необъятной России. (Слайд 7)

От Великого Устюга до загородных владений Деда Мороза всего несколько вёрст. Здесь всё сказка, даже сама природа. У въездных ворот нас встретила сказочная шишка и мы пошли по тропе сказок. Заглянули в Дом Лесовичка, напились воды из Волшебного Колодца. Натопали много счастья, пройдя по мосту Михайло Потапыча. Повеселились на поляне молодецких забав. Побывали в гостях у бабушки Аушки, погрелись там у печки. Набрались мудрости у Пня Ерофеича. (Слайд 8)

И вот он терем Деда Мороза. Здесь и живёт волшебник. Мы посетили все комнаты в этом доме, а их по числу месяцев в году – 12. Мы волновались перед встречей с главным кудесником страны, ведь это очень ответственное дело. Но, как настоящие ломоносовцы, мы сосредоточились и очень быстро с ним подружились. Каждый гость, побывавший в сказке Зимнего Волшебника, получил памятный подарок и верительную грамоту от Деда Мороза.(Слайд 9)

А вот и наш фотоотчёт…(Слайд 11 - Мы в поезде. Слайд12 - Мы в Котласе. Слайд 13 - Молодецкие забавы. Слайд 14 - Всемвесело. Слайд 15 – Мастер-класс берестяной оберег. Слайд 16 - Мы на почте Деда Мороза. Слайд 17 – А писем там много-много. Слайд 18 - Спешим к Деду Морозу. Слайд19 - И вот он – главный волшебник страны. Слайд 20 - Вопросы и ответы. Слайд 21 - Готовимся к маскараду. Слайд 22 - Все рады)

Вы помните, перед нашим отъездом, вы со своими педагогами и одноклассниками составляли коллективные письма Деду Морозу. На каждое из них он дал ответ и мы с удовольствием Вам их передаём. (Слайд 23-24).

Нам очень понравилось путешествовать вместе. (Слайд 25)

“Зимняя поездка”

Это стихотворение Инна Колесник сочинила по дороге в Великий Устюг.

Мы едем, мы едем
И всё замело.
Вокруг всё так тихо,
На сердце легко.

Узор появился
На мёрзлом стекле.
Снежинки кружатся.
И радостно мне.

Ребята смеются,
Кричат и поют.
А я, улыбаясь,
В окошко смотрю.

Хочется поблагодарить всех участников нашего проекта: родителей, администрацию, ребят, написавших письма. Мы получили большое удовольствие от поездки. (Слайд 26)

Отзывы ребят и родителей о поездке

“Зимняя поездка.”

Это стихотворение Инна Колесник сочинила по дороге в Великий Устюг.

Мы едем, мы едем
И всё замело.
Вокруг всё так тихо,
На сердце легко.

Узор появился
На мёрзлом стекле.
Снежинки кружатся.
И радостно мне.

Ребята смеются,
Кричат и поют.
А я, улыбаясь,
В окошко смотрю.

Я очень люблю путешествовать. Я часто была на экскурсиях в музеях, но ездить на экскурсии в поезде мне ещё не приходилось. Когда я приехала в Великий Устюг, я и не думала, что мне так понравится.. Мне больше всего понравились Зимний сад, Дом Деда мороза. А ещё и катание на печке Емели. ВСЁ ЗДОРОВО!!!

Маша Соболева

Вот и закончилось наше предновогоднее путешествие к Дедушке Морозу. Мне очень понравилась наша поездка в Великий Устюг! Мы проходили через разные испытания, чтобы попасть к Дедушке Морозу. У нас были мастер-классы и спектакль “Зимняя сказка”, И наконец через тропу сказок я с друзьями попала к доброму волшебнику. Мы в восторге от нашего путешествия.

Соболева Алина Владиславовна (мама Маши)

Сказочная поездка, которая надолго запомнится деткам и взрослым. Путешествие, с моей точки зрения, оказалось очень полезным для родителей. Мы увидели наших деток с другой, новой стороны. Ребята из 3”Б”- добрые люди, уважающие друг друга и окружающих. В этом огромная заслуга Ирины Леонидовны. Спасибо и ждём новых путешествий!

Максим Евстигнеев

Мне там очень понравилось. Мы были на экскурсиях., ходили на мастер-классы. Я впервые побывал в Великом Устюге. Там было очень весело.

Воронцова Юлия Сергеевна (мама Максима)

Кроме интересных экскурсий и увлекательных мастер-классов было интересно наблюдать за поведением детейи их межличностных отношений.. Эта поездка показала, что дети умеют находить общийязак, а также достойно вести себя в общественных местах.

Полина Гуряшина

Больше всего мне запомнилось знакомство с Дедом Морозом и катание на печке Емели. И ещё мне очень понравилось долго ехать на поезде, было время повеселиться. Я в полном восторге.

Гуряшина Марина Николаевна

Устюг Великий встретил нас морозными узорами на окнах. Посмотрели мы местные красоты, истории интересные послушали; привезли много волшебных подарков и сувениров, каждый из которых хранит частичку новогоднего волшебства. Но самое дорогое воспоминание из этого старинного русского города- это посещение вотчины Деда Мороза. А стоит там терем узорчатый, а стены его украшены множеством причудливых снежинок. Комнат в нём по числу месяцев в году. А вокруг терема растут пушистые ели-великаны, аж до самого неба.. . Днём по их веткам прыгают пушистые белки, а ночью звёзды серебряные цепляются за еловые макушки. И любит Дед Мороз с посохом побродить там, с гостями пообщаться. Каждый из нас увёз из его владений волшебство, ощущение предстоящего чуда. А главное, мы почувствовали теплоту и заботу друг о друге, искреннюю дружбу и сплочённый коллектив взрослых и детей.

Саша Барбашев

Мне очень понравилась поездка. Мы ходили на экскурсии. Я впервые приехал в Великий Устюг. Это первый город России, который я посетил с экскурсией. Мне очень понравилась встреча с Дедом Морозом. Было очень весело.

Кристина Булгакова

Мы были в резиденции доброго волшебника .Побывали на мастер-классах и на тропе сказок. Больше всего мне понравилось в жилище Деда Мороза. В его доме много комнат, каждая из них хранит свою тайну. Дедушка Мороз очень добрый. Мне очень понравилось путешествие в Великий Устюг!

Миша Лифар

Мне очень понравилось в Великом Устюге. Я не знал, что у Деда Мороза такой большой дом.. Мы ходили на почту Деда мороза. Катались на сказочной печке. Поездка удалась! Мы очень дружные дети!!!

Миналян Агнесса

Мне очень понравилась поездка. Я увидела Деда Мороза. Он большого роста, добрый, красивый. В его резиденции мы с моими одноклассниками катались на печке Емели. Мне с моими друзьями и с моей любимой учительницей, Ириной Леонидовной, было очень весело!

Замечательное новогоднее чудо началось с интереснейшей поездки со всем классом в далёкий город – Великий Устюг. Поездка запомнится надолго. Мы дружные, отзывчивые ребята и хорошие путешественники.

Письма к Деду Морозу

Цели:

- знакомство со структурой письма и особенностями его построения;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие интереса к родине Деда Мороза;

- воспитание чувства гордости за свою Родину.

Оборудование:

- компьютер;

- экран;

- толковый словарь С.И.Ожегова;

- бланки для писем.

Литература:

  1. Л.Данилова “Великий Устюг”. Изд.-во “Белый город” М., 2009 г.
  2. О.Мещерякова “Встречаем Новый год и Рождество всей семьёй”. Изд.-во “Мир книги” М., 2006 г.
  3. Материалы презентации Мироновой С.Н. (Фоны для презентации с сайтаimages.yandex.ru
  4. Иллюстрации снеговика, ёлочки, зайчика с сайта www.puzkarapuz.ru)

Презентация

Ход урока в редакции автора (таблица)

1. Орг. момент.

Волшебной сказкой делая деревья и дома,
Пришла к ребятам белая –
Волшебница зима.

- Какой зимний волшебный праздник всегда с нетерпением ждут и взрослые, и дети? Новый год.

2. Немного из истории.

- А вы знаете, ребята, что раньше Новый год на Руси отмечали весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки.

Потом праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая.

А вот зимой Новый год стали отмечать при Петре I, в 1700 году. Царь Пётр издал Указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла.

2. Игра “Доскажи словечко”.

- Ребята, а без кого не бывает Нового года? Я читаю загадку, а вы хором отвечаете. Называют отгадку.

Произносят хором: Мороз.

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний Дедушка…

- Скажите, а какой он – Дед Мороз? Ответы детей (добрый, внимательный и т.д.).

Звучит песня “Российский Дед Мороз”.

- Вы готовы отправиться в самую настоящую, самую зимнюю сказку нашей страны? Да.

- Тогда назовите, где живёт главный зимний волшебник России – Дед Мороз? В Великом Устюге.

- Верно! В граде Устюге Великом.

4. Заочное путешествие на родину Деда Мороза.

Посмотрите на карту.

Путь наш будет лежать на северо-восток нашей страны.

- Увидев зимние пейзажи Великого Устюга, кто же будет сомневаться, что это город – сказка? Да, зима в этом городе необычайно хороша.

- А в самом сердце Великого Устюга разместилась городская резиденция Деда Мороза. Именно здесь владыка Севера принимает решения о праздновании Нового года, о своих поездках по городам России и зарубежья.

- Терем рядом с городской резиденцией – это здание “Почты Деда Мороза”, где неустанно трудятся его помощники, разбирая сотни тысяч детских писем, пришедших в адрес мудрого и доброго Дедушки со всех концов необъятной России.

От Великого Устюга до загородных владений Деда Мороза, до его Вотчины – всего несколько вёрст. Здесь всё сказка, даже сама природа.

- Если от въездных ворот вы пойдёте по Аллее Чудес, то сразу за поворотом перед вами откроется вид на украшенный великолепным деревянным узорочьем терем.

- Вот и терем – дом Деда Мороза. В нём и живёт волшебник.

5. Тема и цель урока.

- Сегодня на уроке будем учиться составлять письмо Деду Морозу.

Кто сможет сформулировать цель урока? Ученики ставят цель урока (научиться писать письма).

- Дед Мороз получает сотни тысяч писем. Если вы хотите получить ответ на своё письмо, то оно должно быть интересным.

6. Работа со словарём.

- Что такое письмо?

Ученик читает формулировку в словаре. На экране появляется толкование.

7. Составление плана письма.

- Так как письмо – это текст, то прежде чем написать его, мы должны составить план. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность мыслей.

- С чего обычно начинаем писать письмо? С приветствия.

- Какие слова приветствия вы знаете?

Отвечают на вопрос (на экран выводятся слова приветствия).

- Тот, к кому вы обращаетесь в своём письме, называется адресат.

- Вспомните, как на письме выделяем обращение? Обращение выделяется запятыми и восклицательным знаком.

8. По ходу составления плана идёт запись текста.

- Запишите обращение к Дедушке Морозу. Не забудьте, что оба слова пишем с заглавной буквы. Ученики записывают на подготовлен-ных бланках приветствие Деду Морозу.

- О чём бы вы хотели рассказать Деду Морозу? Это следующий пункт плана. Ответы учеников (о себе, о школе, о друзьях).

- А сейчас напишите о себе, о своих увлечениях, о друзьях. Составляют и записывают текст о себе.

- Что бы вы хотели узнать от Деда Мороза? Какие вопросы ему задать? Ответы учеников. (Чем он занят летом? и т.д.).

- Запишите интересующие вас вопросы. Ученики записывает вопросы.

- Дед Мороз – добрый волшебник, который исполняет желания ребят. Что бы вы хотели попросить у Деда Мороза? Ответы детей.

- Не забывайте, что к Деду Морозу обращаются тысячи детей и бывает трудно исполнить их желания, поэтому вы должны не просто попросить подарок, но и объяснить, почему он вам так необходим.

- Запишите в своём письме просьбу и не забудьте её обосновать.

- Как вы закончите своё письмо? Записывают концовку.

- Какие слова на прощания вы употребите?

Запишите.

- А ещё принято в конце письма ставить дату и свою подпись.

Запишите дату и своё имя и фамилию.

9. Знакомство с правилами оформления почтового адреса.

- Скажите, чтобы письмо дошло до адресата, что нужно сделать?

- Правильно, чтобы ваше письмо дошло до адресата, необходимо положить его в конверт, на котором указать точный адрес.

- Кому писали письмо? - Деду Морозу.

 - Куда будем отправлять письма? Где живёт Дед Мороз? - В Великом Устюге.

- Обязательно нужно написать индекс места назначения, это для того чтобы письмо быстрее дошло до адресата.

- Вверху на конверте запишите свою фамилию и имя, и точный домашний адрес.

10. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Чему научились на этом уроке?

- Кому было интересно на уроке

11. Приятная новость.

7 декабря наш дружный класс вместе с родителями отправляется в гости к Деду Морозу. Письма, которые мы написали, мы обязательно отвезём на почту Деда Мороза. А ещё мы об этом сообщим ребятам из других классов и предложим им написать свои весточки с пожеланиями.