Внеклассное мероприятие "Как дороги нам песни о войне"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм мероприятий, методов и подходов к вопросу привлечения  молодого поколения к истории нашей страны, её великому прошлому.

Наша работа представлена в форме литературно-музыкального вечера с элементами театрализации. Такая форма даёт участникам возможность наиболее полно раскрыть художественное содержание, продемонстрировать вокально-исполнительские и хоровые навыки, свои творческие способности. Песенный материал представлен в разнообразных формах исполнения: соло, дуэт, вокальный ансамбль, хор мальчиков. Яркий  тематический материал, показ слайдов и кадров военной кинохроники, декорации, создаюшие атмосферу военного времени, ребята в военной форме способствовали активизации восприятия происходящего.

Взаимодействие искусств (поэзия и музыка) позволяет открыть новые оттенки героического прошлого, проникнуться духом того времени. Подобранный энергетически насыщенный, эмоциональный материал наиболее остро отражает эпоху ВОВ. Работа над ним требует от участников вечера большой внутренней концентрации, духовного усилия, чтобы добиться понимания поэтического и музыкального содержания.

Этому способствовало и участие ребят в подготовке материала к литературно-музыкальному вечеру: подбор стихов, фотографий и одежды военных лет,  составление видеоряда, оформление сцены (декорации, создающие атмосферу военных лет), встреча с ветеранами, посещение  «Военной экспозиции» в   филиале-музее им. А.Радищева.

Творческое мероприятие оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, вызывает искреннее глубокое переживание о днях боевой славы нашей Родины.

Цель:  привлечение  молодого поколения к великому прошлому нашей страны, воспитание искреннего чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого чувства благодарности участникам Великой Отечественной Войны.  

Задачи:

  • Знакомство учащихся с героическим прошлым нашей страны; силой слова и музыки воздействовать на души детей.
  • В год 65-летия Победы отдать дань уважения погибшим в годы ВОВ, выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.
  • Развитие навыков выразительного исполнения произведений о войне (стихи, песни), умения  донести до слушателя художественное содержание произведений.
  • Пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.

Форма: литературно-музыкальный вечер.

Техническое оснащение: экран, кинопроектор, звукоаппаратура, микрофонная система, рояль.

Оформление: логотип военной тематики, декорации, костюмы (военная форма и одежда военного времени).

Предварительная работа:

  • написание сценария;
  • подготовка концертных номеров;
  • создание фильма;
  • сотрудничество с кадетами 10А класса с/ш №16;
  • репетиции мероприятия.

Сроки и место  проведения:  05.05.2010г.  концертный зал ДШИ №2 им. И.Я. Паницкого.

Участники:

  • учащиеся класса преподавателя С.Е. Карповой (хор мальчиков, вокальный ансамбль «Рассвет», солисты);
  • преподаватель С.Е. Карпова;
  • учащиеся кадетского 10А класса с/ш № 16 (классный руководитель Е.А. Иванцова);
  • концертмейстер В.А. Горбунова.

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА

На сцене баррикады, палатка, разместились бойцы; на сцене задействован экран, на котором во время представления идет видеоряд фрагментов, необходимых по сценарию.

Слайд 1(заставка с символикой  мероприятия)
Звучит «Священная Война» в исполнении В.А. Горбуновой. Вокальный ансамбль выходит на сцену.

Л. Воронцова                               (читает С.Е. Карпова)

Как дороги нам песни о войне,
О далекой, очень горькой старине!
Как дороги нам песни о войне,
А тому, кто воевал – вдвойне, втройне!

Слайд 2 (картина природы)

К. Симонов                                     (читает А. Карпов)

С чего начинается память – с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?

Слайд 3

(видео – воздушный бой)    

А если – с убийства! А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания –
Как живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память.

Слайд 4 (труд людей во время войны)
(П.И. Чайковский «Размышление»   (отрывок), С.С. Прокофьев «Сарказм» (отрывок), исполняет В.А. Горбунова)

(читает А. Микитюк)

Мирный труд людей был прерван!
Слайд 5 (видео – начало войны) 
В сорок первом памятном году
Из гнезда фашистского – Берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась фашистская лавина….
Слов у горя не осталось!
Русским полем солнце поднималось…

Слайд 6 (военное поле)
(Л. Марченко «Если б не было войны», исполняет  вокальный ансамбль «Рассвет»)

(участники ансамбля располагаются на сцене среди кадетов)

А. Твардовский                       (читают кадеты 10А класса )

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слов,.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть,  и нет.

Слайд 7 (матросы во время войны) (выход хора мальчиков)

по А. Жарову                                 (читает Н. Прошкина)

Холодные волны вздымает лавиной
Широкое, синее море.
Последний матрос эту бухту покинул,
Уходит он, с волнами споря….

(Е. Жарковский «Прощайте, скалистые горы», исполняет  хор мальчиков)

Слайд 8 (бой у деревни)

А. Лебедев                                        (читает Н. Крупнова)

И еще дает страна родная
Качество, ценнейшее в боях
Всем сынам, которым поручает
Вахту в океанах и морях,
Это – смелость в час суровый жизни,
Это – воля, что всего сильней,
Это – сердце, верное Отчизне
И не изменяющее ей.

(читают кадеты 10А класса )

Вечная слава героям!
Вечная слава!... Слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!

(М. Фрадкин «У деревни Крюково», исполняет вокальная группа мальчиков)

Слайд 9 (отдых бойцов)

М. Тимошечкин                               (читает А. Засыпалов)

Упаду, изможденный,
На винтовку щекой.
Ах, как сладок законный,
Разрешенный покой!

(К. Листов «В землянке», исполняет  Д. Атаманов)

Слайд 10 (выступление артистов перед бойцами)

Б. Тедерс                                           (читает А. Пронина)

Гармошка играет тихонечко,
Томительный вальс выводя.
Сестра госпитальная Тонечка
Кружится под сеткой дождя…

Я. Хелемский 

Актеры эстрады! Актеры эстрады!
Забудут ли вас, фронтовые бригады?

(В. Соловьев-Седой «На солнечной поляночке», исполняет О. Краснова)

Слайд 11 (бойцы пишут письма)

В. Луке                                         (читает кадет 10А класса)

Милая в сердце одна. Знай, что двух не бывает,
Есть только та, что шумит в твоем сердце, как клен,
Есть только та, в чей ты ласковый голос влюблен,
Сквозь любую метель сердце сразу её угадает,
Сколько в разлуке ни прожито дней,
Мысли – о ней, и песни – о ней.

(Н. Богословский «Темная ночь», исполняет А. Маслов)

Слайд 12 (выступление артистов перед бойцами)

Я. Хелемский                                 (читает В. Вахутина)

Танцовщицы в рыжих тулупах, в ушанках,
Гримерные в заиндевелых землянках.
Сарай уцелевший становится клубом
Концертное платье, под ватником грубым.
Слезу утирает испытанный летчик,
Услышав бесхитростный «Синий платочек».

(«Синий платочек», исполняет В. Сайбель)

Слайд 13 (горе матерей)

Д. Алтаузен                                      (читает А. Чурина)

Ей не спится, что-то сердце ноет,
Ломит грудь, а ночь темным-темна,
Звезд не видно, зимний ветер воет,
И, куда ни глянь, везде война.
Стонет явор за окном уныло,
Кот мурлычет в сонной тишине.
Пусто в хате. Мужа схоронила,
А сыны? Где ж быть им – на войне.

(Я. Френкель «Баллада о красках», исполняет Т. Овчинникова)

(Сцена постепенно пустеет: уходят кадеты, за ними мальчики, следом девочки)
Слайд 14 (видео – смерть во время войны)

Н. Новиков                                       (читает Н. Иванов)

На краю дымящейся воронки –
Уцелевший стебель щавеля,
Снова писарь пишет похоронки,
Снова горем полнится земля.

Слайд 15 (дети – сироты во время войны)

Н. Медведева                                  (читает К. Малышева)

Прожгла горячая слеза
Мне душу, сердце и глаза.
Повисла, выпрямившись, прядь,
И больше некого терять.
Темным-темно,
А я одна….

(Л. Марченко «Сиротинушка», исполняет К. Малышева)

Слайд 16 (вечный огонь)
 (на сцене, как-будто у «живого огня», стоят в почётном карауле кадеты)

И. Лапшин                                        (читает К. Красичкова)

Сколько их, любимых,
кровных,
близких,
В горький час ступило за порог,
Навсегда застыло в обелисках
У развилок фронтовых дорог!

(В. Мигули «Песнь о солдате», исполняют А. Маслов и С.Е. Карпова)
 (во время исполнения песни происходит смена караула)

Слайд 17 (послевоенное небо с летящими журавлями)
Выход хора мальчиков, после выступления остаётся на сцене.

(читает Д. Атаманов)
Желтеют ржавые посевы
На талых бороздах полей.
Устало тянутся на север
Косынки вешних журавлей.

В. Монтвила                             

Друзья – бойцы, люблю я вас,
Нет вас…, но свет ваш не погас.

(Я. Френкель «Журавли», исполняет хор мальчиков)

Слайд 18 (видео – парад Победы, низложение фашистских флагов, освобождение городов).

(На сцену поднимается младший вокальный ансамбль)

Н. Зусик                                             (читает О. Краснова)

Не забывайте зла военных лет.
Не возводите в мифы достоверность!
Четыре года шла солдатам вслед
Кровавым шагом повседневность.
(читает А. Карпов)
Не говорите громкие слова
Тем, кто присяге с молодости предан.
Не отживет высокая молва
О тех, над кем склоняется Победа.

Л. Воронцова                                   (читает С. Е. Карпова)

Нет войне! Ни наяву и не во сне!
Пусть останутся лишь песни о войне!
Чтоб не горе, пепелище, черный дым,
А грустинка нашим детям молодым,
Слезы светлые – росою на цветах
Да ковыльный привкус ветра на губах…

Слайд 19 (видео – праздничный салют в день Победы).

(Д. Тухманов «День без выстрела на земле», исполняют все участники. В это время кадеты вручают цветы ветеранам.)

С.Е. Карпова: Выступая сегодня перед вами, мы отдаем дань уважения всем погибшим в Великой Отечественной войне и всем живым ветеранам, которые освободили нашу Родину, наш народ от фашизма. Песни войны, песни Победы всегда будут звучать из поколения в поколение, чтобы никогда мы не смогли забыть великий подвиг наших дедов и прадедов в той страшной войне. С праздником вас! С днем Великой Победы!

Под звуки песни «День без выстрела на земле», участники уходят со сцены.

Вывод:

Такие мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства патриотизма, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения: перенесения себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его чувств и эмоций, состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.

Используемая литература:

1. «До последнего дыхания» (стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне), изд-во «Правда»,  Москва 1995 г.
2. «Поэзия моя, ты из окопа» (сборник стихотворений), изд-во «Молодая гвардия», Москва 1985 г.
3. «Свет Победы» (стихи), военное изд-во,  Москва 1983г.
4. «Непобедимая и легендарная» репертуарный сборник, изд-во «Молодая гвардия»,  Москва 1983 г.
5. «Праздник Победы» репертуарный сборник вып.2, изд-во «Искусство»,  Москва 1974 г.
6. «Чем развлечь гостей» журнал №2 2009г. Курган.
7. «Песня в военной шинели» (песенник), изд-во «Советский композитор», Ленинград 1983 г.  Сост. Я. Дубравин.
8. «Песни героических лет», изд-во «Советский композитор»  Ленинград 1997г.,   Москва.
9. «Лучшие детские песни о разном» вып.2, Л. Марченко, изд-во «Феникс»,  Ростов-на-Дону 2008 г.
10. «Песни радиообозрения «До Ре Ми Фа Соль»  сост. Л. Останкова, изд-во «Советский композитор»,  Москва  1977 г.
11. «Песни радио и кино»  вып. 174,  изд-во «Музыка», Москва 1972г.
12. «Боевые спутники мои»  Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»,  изд-во «Советская Россия»,  Москва  1975 г. 

Видеоматериалы (Приложения)