Тип урока. Комбинированный.
Методы обучения. Частично поисковый.
Цели. Дидактическая: закрепить понятие “валентность”, навыки определения валентности по формуле и Периодической таблице.
Психологическая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.
Оборудование. Наборы для построения моделей молекул различных веществ, таблички-анаграммы для химической разминки, мишень эффективности
ХОД УРОКА
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Химическая разминка
Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.
“Одоврод” – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.
“Маилинюй” – этот элемент называют “крылатым” металлом.
“Дикосолр” – входит в состав воздуха.
“Цалький” – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.
“Озежел” – этот элемент входит в состав крови и участвует в переносе кислорода.
Учитель.
Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: “Я – молодец!”2. Актуализация знаний
Лови ошибку (
Ребята ищут ошибку, работают парами, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа)Слово “валентность”(от лат. “valentia”) возникло в середине XIX в., в период завершения химико-аналитического этапа развития химии. “Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента”. С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HF, NaCl). С атомом двухвалентного элемента соединяются один атом одновалентного (H2O) или один атом двухвалентного (CaO). Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента.
Есть элементы, которые имеют постоянную
валентность:
одновалентны (I) - H, Li, Na, , Rb, Cs, F, I
двухвалентны (II) - Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd K
трехвалентны (III) - B, Al, O
Крестики нолики: (Соедините элементы прямой, критерий правильного ответа – постоянная валентность выбранных элементов)
1 вариант
H |
Na |
K |
Cu |
Li |
Fe |
Ag |
Hg |
Mn |
2 вариант
O |
Na |
Fe |
Hg |
Mg |
K |
Ag |
Cu |
Ca |
3. Изучение новых знаний
Задание 1: дана общая формула соединения водорода с каким-либо элементом
Э Нn.
Зная, что валентность водорода равна I, определите валентность элемента.
Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №1
схема 1
Задание для закрепления:
- определите валентности элементов в соединениях с водородом: PH3, HF, H2S, CaH2,
- назовите соединения.
Задание 2: таким же способом можно определить валентности элементов в соединениях с кислородом зная, что кислород двухвалентен. Например:
Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №2
схема 2
Задание для закрепления:
- определите валентности элементов в соединениях с кислородом:
- Как называются бинарные соединения, содержащие кислород?
NO2, N2O5, SO2, SO3, Cl2O7.
Задание 3: что же нужно обязательно знать, чтобы определить валентность элементов в бинарном соединении? (валентность одного из элементов)
Определите валентность атомов в соединении
x-? a
Ym Zn ->
Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №3
Учитель: какая из приведённых схем
схема 1
схема 2
наиболее полно отражает правило определения валентности по формуле? (схема 3, т.к.она отражает общий случай, а схемы 1 и 2 лишь частные)
4. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа
Текст работы заранее написан на доске. Двое учащихся решают задание на обратной стороне доски, остальные в тетрадях.
Задание 4. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na2S, KBr, Al2O3, Mg3N2, MgO.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Творческая работа в группах
Задание 5. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:
1-я группа – меди и кислорода,
2-я группа – цинка и хлора,
3-я группа – калия и йода,
4-я группа – магния и серы.
После окончания работы один учащийся из группы отчитывается о выполненном задании и вместе с классом проводит анализ ошибок.
Задание 6. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами: кальция с кислородом, алюминия с хлором, натрия с фосфором. Назовите эти соединения.
После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка.
Задание 7. Запишите порядок действия при составлении формул веществ, анализируя предложенный пример
Порядок действия |
Пример |
1. 2. 3. 4. |
1. Al O III II 2. Al O III(6) II 3. Al O III (6) II4. Al2 O3 |
6. Рефлексия
У Вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.
Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке соответствующий им сектор штриховкой. Сдайте свои записи.
7. Домашнее задание. По учебнику “Химия-8” (УМК Кузнецова Н.Е. и др.) § 14, упражнение1-71 обязательное (дополнительные с 1-72 по 1-74).
Сообщения о французском ученом Ж.Л.Прусте и английском ученом Дж.Дальтоне.
Литература
- Кузнецова Н.Е. и др. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 320с.: ил.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2004. – 352с.
- Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I.– М.: Школьная пресса, 2002.- 144с.
- Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе.- Обнинск: Титул,1999.- 208с.:ил