"Знаете ли вы своего ребенка". Вариант сценария родительского собрания

Разделы: Работа с родителями


Кризис 3-х лет
(для родителей детей младшего возраста)

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах развития ребёнка; формирование у взрослых навыков эффективного поведения в ситуациях, связанных с проявлениями капризов и упрямства детей.

Предварительная работа: перед встречей раздать родителям опросник: “Что вас тревожит в собственном ребёнке?”

Что вас тревожит в собственном ребёнке?
(опросник для родителей)

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Возраст ребёнка _________________ Дата заполнения __________________

Ниже проводятся особенности поведения, встречающиеся у детей дошкольного возраста.

Если поведение ребёнка полностью совпадает с представленным утверждением, поставьте крестик в графе с соответствующим баллом – 2 (“полностью соответствует”).

Если ребёнок не часто демонстрирует поведение, представленное утверждением, - в графе с баллом – 1 (“соответствует в какой-то мере”).

Если ребёнок не демонстрирует описанного поведения, поставьте крестик в графе с баллом – 0 (“не соответствует”).

Заполняйте на основе поведения ребёнка за последние 6 месяцев.

Поведение ребёнка

баллы

0

1

2

1

Любит играть один

     

2

Ссорится и дерётся со сверстниками, часто приходит из детского сада с синяками, ссадинами, в разорванной одежде.

     

3

Плачет по любому поводу.

     

4

Ломает игрушки, портит вещи, рвёт книги.

     

5

Обманывает, например, говорит, что вымыл руки, а сам не мыл; что выполнил ваше задание, а сам не прикасался к нему.

     

6

Тянется к общению с дурно воспитанными детьми.

     

7

Злится, когда проигрывает, болезненно воспринимает любое поражение.

     

8

Не хочет ложиться спать вовремя.

     

9

Отказывается убирать свои игрушки, одежду, обувь и пр.

     

10

Не отходит от телевизора, готов смотреть его целыми днями.

     

11

Закатывает истерики, чтобы добиться своего (дома и в общественных местах).

     

12

Говорит, что никого не любит.

     

13

Жалуется на сверстников

     

14

Не может защитить себя, дать сдачи, когда его обижают сверстники.

     

15

Обижает и дерется с братом (сестрой).

     

16

Оставляет еду несъеденной.

     

17

Боится, например, темноты или один остаться в комнате и пр.

     

Процедура проведения родительского собрания

Музыкальный зал оформлен: пословицами о воспитании, рисунками детей “Моя семья”, фотовыставкой “Один день в детском саду”…

Звучит релаксационная музыка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать с приветствия. для этого выберите сами, с помощью какой части тела – локтя, плеча, колена – мы скажем друг другу “Добрый вечер”. Здороваться будем молча, используя только прикосновения.

(Участники встают в круг лицом друг к другу. психолог начинает приветствие, коснувшись локтём локтя рядом стоящего или положив свою ладонь на его плечо. если участники выбирают “колено”, то упражнение выполняется сидя. Каждый взрослый по очереди дотрагивается своей рукой до колена рядом сидящего.) Возможен другой вариант приветствия.

Спасибо, что нашли время, чтобы поговорить на заданную тему. Надеюсь оправдать ваши надежды.

Вопросы для родителей:

  • Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии вашего ребёнка?
  • Стал ли он другим за этот год?
  • Что нового появилось?
  • Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности?
  • Какая любимая фраза у вашего ребёнка?

Да для ребёнка четвёртого года жизни, прежде всего, характерно физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4-х лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет.

Вопрос к родителям:

  • Как вы понимаете слово кризис?
  • Что значит кризис у детей?

Можно предложить родителям назвать другие кризисные моменты на протяжении жизни людей.

Кризисы делятся на тяжёлые и спокойные:

Тяжёлые

  • Кризис трёх лет;
  • Подростковый кризис (13 лет, самый опасный, возраст экспериментов – пить, курить, ругаться матом …)
  • Кризис взрослости у женщин к 40 годам, у мужчин к 37 годам. (У мужчин – болезни, зачем мне всё это нужно), (у женщин – когда уходят дети и если женщина поймёт, что наступило время пожить для себя, то кризис пройдёт спокойней.)
  • Кризис старческого возраста (самый тяжёлый, уже ничего не исправишь, как есть так и будет, негативно сказываются болезни на характере).

Спокойные

  • Кризис одного года – менее сильный, но также капризы, манипуляция взрослыми людьми, истерики, кризис проходит спокойно, если выбрана правильная модель воспитания);
  • Кризис юношеский (27-28 лет) - сравнивают себя со своими сверстниками материально. И если у друзей лучше переживается тяжело.
  • Кризис зрелости (выход на пенсию, что теперь делать, энергии ещё много но куда её девать.)

Когда кризис заканчивается, то говорят, наступило обновление личности.

Негативизм – это желание ребёнка делать всё наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и “посторонними” взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. Негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Любимое выражение упрямого ребёнка: “Я хочу”. Для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад.

Капризы - капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение капризного ребёнка: “Я не хочу”. Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии “готовности к капризу”.

Ситуации для анализа 1:

Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:

- Иди, катайся.

На что он отвечает:

- Не пойду.

Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки.

Вопрос к родителям:

  • Какой из симптомов проявился у мальчика?

Ситуации для анализа 2:

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы к родителям:

  • Правильно ли поступила мама?
  • Какой из симптомов проявился у мальчика?
  • Бывают ли подобные ситуации у вас?

Важно подчеркнуть, что в детском “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности. Эти наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Ситуации для анализа 3:

Девочка Таня во время обеда говорит:

- Не хочу суп.

Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп теплый, “в нём пенки” и др. бабушка идёт у нее на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. Всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы к родителям:

  • Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз?
  • В чём причины такого поведения ребёнка?
  • Были ли у вас подобные ситуации?
  • Как вы из них выходили?

Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи. Еще бывает так, что капризы переходят в истерики.

Что означает истерика – привлечение внимания, манипулирование.

После того как разобрали все три ситуации, предложить родителям тест.

Мой стиль воспитания ребенка в семье
(тест для родителей )

Из трёх ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

  1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребёнку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.

2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;

б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;

в) успокоите ребёнка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять порученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребёнка за несобранность.

4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребёнка словами, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному …”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя …”

в) накажете ребёнка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, оживая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребёнка, показывая своё недовольство его поведением;

б) говорите ребёнку, что, когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подчитайте, каких ответов больше – а, б, в.

Резюме:

“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей.

“Б” - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание и наказание.

Ребёнку трудно самому понять, что значит “можно”, а что значит “нельзя”. Что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Вы должны помочь ему разобраться в этом. Дети только начинают усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль.

Л.Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом, желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это.

Воспитатели часто наблюдают такие факты поведения детей: они “чокаются” кружками с кефиром, “пьют пиво”, играют “в пьяных” и др.

Пример:

Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: “Ешь, дурак, ешь …” Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос, зачем он так говорит, ребёнок отвечает: “Да меня дома мама так всегда кормит”.

Дети искренни и непосредственны, импульсивны, их чувства преобладают над разумом. Они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения. Детям трудно хранить секреты, они могут рассказать лишнее посторонним людям, поэтому не говорить обо всём в присутствии детей.

Шпаргалка для родителей

Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребёнком?

  • Не стыдить ребёнка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно. Стыдя плачущего, мы добавляем боли. Сочувствие или отвлечение – вот что нужно.
  • Не грозить за плач наказанием и не наказывать за это. Это – жестокость в чистом виде. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папы и мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребёнка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребёнка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.

Шпаргалка для родителей

Как быть, если ребёнок в истерике бросается на пол, кричит, бьёт руками, ногами и даже головой об пол?

  • Иной ребёнок быстрее остывает, если мать оставляет его одного заниматься своим делом, как ни в чем не бывало.
  • Более упрямый ребёнок будет вопить целый час, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Например, обнять его, чтобы показать желание помириться, и предложить ему что-нибудь интересное.
  • Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть.
  • Не забывайте о юморе. Научите ребёнка любить шутки. В некоторых ситуациях можно беззлобно его поддразнить или посмеяться над собой: “Ой, какие большие слёзы пропадают! Давай их в бутылочку соберём!” или “Смотри, на плече у тебя каприза сидит и плачет. Давай её прогоним!”

Шпаргалка для родителей

Ребёнок просит купить игрушку (конфету, йогурт), которую вы купить не можете.

  • Вам придется объяснить, что всё купить невозможно. Сыграйте с ним в игру “Магазин”. Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся, и малыш больше ничего не сможет купить, он поймёт, что не всегда желаемое бывает доступным.
  • Разговаривайте с ребёнком на равных. Если будет знать, что вы всегда поможете ему разобраться в любом вопросе, то капризов будет намного меньше.

Шпаргалка для родителей

Ребёнок только что построил корабль, но ему пора спать. Как поступить?

  • Не прерывайте бесцеремонно игру ребёнка. Придумайте какой-нибудь сюжет, чтобы ребёнок с удовольствием отправился спать, например: “Корабль плывёт по темному морю. Капитан и матросы хотят спать, они спускаются в каюты, умываются и ложатся отдыхать. Давай поставим киску и собачку охранять судно и тоже отправимся спать”.

Психологическое упражнение:

“Снежинки”

Ведущий.

Предлагаю выполнить несколько психологических упражнений, чтобы немного расслабиться и работать продуктивно. Выполняя упражнение, не смотрите не других. Ни у кого не спрашивайте, как делать упражнение. Если кто-то всё же задаст вопрос, нужно ответить: “Делайте так, как считаете нужным”.

Инструкция: возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните ваши снежинки, оглянитесь на других и обратите внимание на то, как по-разному все они выглядят.

Ведущий.

Мы только что убедились, что каждый из нас хоть чем-то отличается от других…

Заключительная часть

Чтение притчи о мудреце.

Жил на свете один мудрый мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.

- Вот сейчас я поймаю бабочку, положу её в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудреце. Я спрошу его: “Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?” Если он скажет: “Живое”, я сожму ладошку, бабочка умрёт, покажу ему мертвую бабочку и скажу: “Нет, ты не прав”. Если же он скажет: “Мертвое”, я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришёл к мудрецу и спросил: “О, великий мудрец, как ты думаешь, у меня в ладошках живое или мертвое?”

Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: “Всё в твоих руках”.

Упражнение “Ладошка”

(Рефлексия)

Предложить родителям нарисовать свою ладошку и написать на каждом пальце:

Большой – классно (что больше всего понравилось);

Указательный – укажите, что исправить;

Средний - что было плохо

Безымянный – напишите с каким настроением вы уйдете после нашей встречи (спокойное, возмущенное, задумчивое, расстроенное, довольное …)

Мизинец – что бы вам ещё хотелось бы.

Сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви.

Литература

  1. Журнал “Управление ДОУ” 2008г. № 1 стр.29-35
  2. Журнал “Управление ДОУ” 2005г. № 8 стр. 83-91
  3. Журнал “Психолог в детском саду” 2005 № 1 стр.27-37
  4. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.- стр.9-16.