В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного дошкольного учреждения, которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. Что такое инновация? Инновация в словаре иностранных языков трактуется как нововведение.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. В нашем дошкольном учреждении возникла такая проблема - необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьей. Эта связь не должна быть формальной, прописанной лишь в многочисленных планах и документах. Кроме того, система взаимодействия с семьей ни в коем случае не должна быть односторонней. Соблюдение принципа наличия обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Мы сталкиваемся в работе с родителями с некоторыми трудностями. Во-первых, это – взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно. Во-вторых, большинство родителей занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на специально организованные для них мероприятия. Зачастую они считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателями во время утреннего приема и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого недостаточно.
Одним из путей решения данной проблемы стало издание журнала для родителей “Планета детства”. Основная цель создания журнала для родителей – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.
Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключается в следующем:
мы не навязываем свое мнение, специалисты предоставляют родителям объективную информацию, и они решают, что с ней делать.
мы не ограничиваем их во времени, родители могут взять издание домой и изучить его в удобное время.
родители всегда в курсе событий, происходящих в саду.
мы предоставляем возможность родителям реализовать их право на участие в жизни ДОУ.
Еще один существенный плюс такой работы – возможность повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, участвующих в издательской деятельности, использование издательской деятельности как формы обобщения и распространения передового педагогического опыта специалистов.
Основная цель создания газеты для родителей – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.
Задачи, способствующие реализации данной цели:
оказание родителям педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста;
обеспечение своевременной информацией об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.
создание условий для саморазвития педагогов;
стимулирование участия в инновационной деятельности ДОУ;
повышение имиджа ДОУ в социуме;
Издательская деятельность в ДОУ определяется Положением об издательской деятельности в ДОУ (приложение 1). Материал ориентирован на детей, педагогов и родителей. Тематика изданий выбирается в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ. Вышли в свет следующие номера: “Нет милей дружка, чем родная матушка”, “23 февраля красный день календаря”, “В солнечном царстве - космическом государстве”, “К нам весна шагает быстрыми шагами”, “Детство, детство, ты цветущий луг”, “Память жива о войне”, “Заливается звонок - начинается урок”, “Чем пахнут ремесла”, “Ходит осень по дорожкам”, “К нам весна шагает”, “Маленький пешеход - большая проблема” и другие (Рисунок 1). За время существования журнала в нашем детском саду появились постоянные авторы, как среди педагогов, так и родителей. В журнале организован обмен родительским опытом семейного воспитания. Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Педагоги получили возможность показывать результаты своего труда, делиться опытом с коллегами и родителями, а родители чаще обращаться за помощью к сотрудникам учреждения. Четкое распределение обязанностей между создателями газеты (дизайнеры, художники, писатели, журналисты), грамотная координация их действий обеспечивает эффективную работу в системе: педагоги-родители-дети. В данный момент опыт издательской деятельности в ДОУ обобщается и будет представлен на очередном методическом объединении района.
Результативность такой формы работы с родителями:
налаживание тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада;
значительное повышение уровня активности родителей;
профессиональное самосовершенствование педагогов;
использование издательской деятельности как формы обобщения и распространения передового педагогического опыта;