Использование исследовательской и проектной деятельности для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять приумножать богатства своей страны.

Старинная мудрость напоминает нам “Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего”. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Одна из граней патриотизма – отношению к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем патриотизм военного подвига. При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но всей стране. В данное время эта работа очень трудна, потому что многие родители не видят смысла в воспитании чувства патриотизма. От педагогов требуется много терпения и такта для того, чтобы привлечь родителей к нравственно-патриотическому воспитанию детей. В связи этим возникает потребность в поиске новых форм работы с детьми и их родителями по данному вопросу.

К решению данной проблемы нужен комплексный подход, который объединил бы детей и их родителей. Изучив опыт по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа должна базироваться на том, что работа должна базироваться на том, что близко и интересно детям и родителям. А что может быть ближе и интереснее истории родного города и его жителей. Для более глубокого знакомства с историей города был разработан проект “На Земле города воздвигал Человек”. В ходе реализации данного проекта дети и родители больше узнают о тех земляках, которым присвоено звание “Почетный гражданин города Черемхово”. Для того, чтобы реализация проекта была более интересной нужно сделать было так, чтобы сами родители и дети стали полноправными участниками в реализации данного проекта.

Проект “На Земле города воздвигал Человек” ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Продолжительность данного проекта 2 месяца. Целью этого проекта было: расширять представления о родном крае, поддерживать интерес происходящим в городе. Сформировать активную гражданскую позицию участников проекта. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу. Решение этих целей проходило через глубокое знакомство с почетными гражданами города Черемхово. В ходе данного проекта дети должны научиться пользоваться информационными материалами, делиться своими знаниями с другими детьми, а так же приобрести навыки исследовательской деятельности.

Работа над данным проектом началась с активного привлечения родителей к исследовательской деятельности. Для этого с родителями были проведены беседы, выпущен буклет. В ходе данной работы мы познакомили с тем, какие новые знания получат их дети, а именно6 познакомятся с почетными нашего города, узнают интересные факты из жизни нашего города, будут изучать историю нашего города. Для успешной работы дети должны иметь представление о родном городе, представление о достопримечательностях города и имеют элементарные представления об истории города. Для этого прошел подготовительный этап.

Подготовительный этап нашей работы над проектом заключался в следующем:

  • Беседа “Мы черемховцы”,
  • Составление детьми рассказа “кто живет в нашем городе”.

Для создания устойчивого интереса к данной теме детям было предложено исследовательская работа совместно с родителями в следующих группах:

  • “Творчество”,
  • “Строители”,
  • “Шахтеры”,
  • “Врачи”,
  • “Промышленность”,
  • “Военные”.

В ходе данной работы в группах весь собранный материал использовался в работе над основным этапом проекта.

Основной этап нашей работы заключался в проведении следующих мероприятий:

  • Рассматривание фотографий почетных граждан города.
  • Рассказ воспитателя о почетных гражданах.
  • Встречи с почетными гражданами.
  • Целевые прогулки по улицам города.
  • Просмотр видеофильма.
  • Просмотр слайдов.
  • Сбор информации и фотографий к выпуску альбома “На Земле города воздвигал Человек” (совместно с родителями).
  • Сюжетно-ролевая игра “Путешествие по городу”.
  • Чтение прозы и стихотворений местных авторов.

На каждом этапе работы детям предлагаются графические листы оценивания. На одном листов детям предлагается сделать анализ своей работы, а на другом листе дети оценивают работу других детей. При работе в группах детям предлагаются лист оценивания работы каждого ребенка в группе.

На всех этапах педагогу принадлежит роль руководителя и координатора проекта. Он должен сам хорошо владеть данной темой и четко распределять направления работы. После окончания проекта результатом всей работы было создание электронного фотоальбома, который был размещен на блоге детского сада.

Хотелось бы отметить высокий интерес не только у детей, но и их родителей к теме данного проекта. Интерес обусловлен тем, что эта тема близка и понятна всем. Одна из причин успеха этого проекта – то, что все участники проекта внесли своей исследовательский вклад.

Важно, чтобы дети “пропустили через себя”, восприняли ближе понятие патриотизм. Это возможно, если показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.