Цели урока.
Учебные: проверить усвоение предыдущей темы; сформировать у суворовцев представление об азимуте, умение определять азимут, представление о способах измерения расстояний на местности; познакомить суворовцев с видами съемки местности.
Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации.
Воспитательные: вызвать познавательный интерес к предмету.
Материальное обеспечение: атлас, учебник, презентация, интерактивная доска, карточки-лото.
Методы работы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
Ход урока
1. Оргмомент. (1 мин.). Слайд 1
2. Проверка домашнего задания. (13 минут)
1) Прочитайте рассказ со слайда. Слайд 2
Наш путь шел от железнодорожной станции по грунтовой дороге до металлического моста через реку. Затем мы двигались по лугу вдоль болота к кустарнику. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по тропинке и у домика лесника сделали привал.
2) А) Напишите определение: 1 вариант – план местности, 2 вариант – масштаб. Слайд 3
Б) Игра “Лото”. Игрокам выдается одна большая карточка и 5 маленьких. Большая карточка расчерчена на 6 полей, на каждом – словесное описание условного обозначения, а на пяти маленьких карточках – условные знаки. Суворовцы должны расположить условные знаки на полях большой карточки, а затем на отдельном листе нарисовать шестой недостающий условный знак. (Приложения 1, 2, 3)
3. Постановка целей и задач урока. (1 мин.). Слайд 4-5
4. Актуализация опорных знаний. (4 мин.)
- Что такое план местности?
Для того, чтобы самостоятельно составить план местности необходимо знать что такое масштаб, азимут, знать способы измерения расстояний на местности. Мы с вами уже познакомились с масштабом и его видами.
- Что такое масштаб?
- Какие виды масштаба вы знаете?
5. Изучение нового материала. (20 мин.)
Теперь давайте познакомимся с тем, что такое азимут. Слайд 6
Азимут – это угол между направлением на север и какой-нибудь предмет по часовой стрелке.
Азимут на отдельно стоящее дерево - 45°.
А чему равен азимут на здание? (90°)
Давайте потренируемся определять азимут. Слайд 7
Чему равен азимут на север? (0°)
Азимут на кустарник? (90°)
Азимут на родник? (180°)
Азимут на ветряную мельницу? (270°)
Мы сказали, что азимут на север равен 0°, а чему еще может быть равен азимут на север? (360°)
Мы с вами научились определять азимут. Давайте подумаем, как можно измерить расстояния на местности?
Возможные ответы суворовцев: рулеткой, шагами.
Работа с атласом стр.11.
Измерение расстояний шагами.
Измерение расстояний рулеткой, полевым циркулем, мерной лентой. Давайте воспользуемся новыми знаниями и попробуем отправиться на поиски клада. Для этого нам понадобится план местности, который можно составить по описанию. Слайды 8-9
Физминутка.
Теперь мы имеем все необходимые знания, чтобы познакомиться с видами съемки местности.
Для проведения съёмки местности необходимо подготовить планшет.
Работа с атласом стр. 11.
- Как выглядит планшет, подготовленный к работе?
Полярная съемка местности – одна из разновидностей глазомерной съемки местности. Слайд 10
Так будет выглядеть план местности, съемку которой мы проводили. Слайд 11
Маршрутная съемка. Слайд 12
Так будет выглядеть план местности, съемку которой мы проводили. Слайд 13
6. Закрепление. (4 минут)
- С какими видами съемки местности вы сегодня познакомились?
- Почему глазомерная съемка местности получила такое название?
- Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной?
- Какое оборудование необходимо иметь, чтобы провести глазомерную съемку местности?
7. Подведение итогов. (1 мин.)
8. Домашнее задание. (1 мин.). Слайд 14
Учебник стр. 34-35, словарь терминов, календарь погоды, принести цветные карандаши, транспортир.