Повышение мотивации интереса обучающихся средствами занимательной информатики с использованием интерактивной доски

Разделы: Общепедагогические технологии


Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы. Необходимо искать новые эффективные методы обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний очень много. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на “стрелялках” и “догонялках” в компьютерных салонах или личном компьютере. Целесообразно использовать на уроках информатики различные конкурсы (внутри класса, между классами), викторины, олимпиады, для закрепления изученного материала, а также интерактивные доски, как современные информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет активизировать самостоятельность учащихся, повысить успеваемость обучающихся, развивать творческие способности, повышать мотивацию интереса к предмету информатики. В данных методах обучения используются различные задания: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения, опознай пословицу, черный ящик (для развития интеллекта), упражнения на тренировку внимания, памяти, мышления.

Привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Проверить знания учеников можно, предложив им работу по отгадыванию кроссвордов. Также очень эффективен такой вид работы как написание фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Всем известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации. В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке мы предлагаем сюрпризы – потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой. Для детей игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность и использование современных информационно-коммуникационных технологий. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал и современные технологии.

Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.

Одной из важнейших задач информационно-коммуникационных технологий, а в частности интерактивных досок является повышение эффективности подачи материала. Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для обучающихся. Правильная работа с интерактивной доской может помочь учителям проверить знания учеников. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп занятия.

Мотивом для изучения информатики, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.

Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Основные преимущества при использовании интерактивной доски для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
  • Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
  • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся с ограниченными возможностями

В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

Литература

  1. Арынгазин К.М., Дзюбина А.В. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием // http://www.rusedu.info/article987.html .
  2. Гладких О.А. Использование интерактивной доски на уроках информатики //http://ito.edu.ru/2008/Kursk/II/II-0-12.html .