Создание коллажа разными способами в графическом редакторе Gimp

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с градиентными масками и показать, как с их помощью можно создать коллаж.

Тип урока: комбинированный урок.

Обучающие:

  • закрепить умение работать со слоями изображения в программе Gimp;
  • закрепление практических навыков работы с инструментами выделения, градиент, кисть, масштабирование и перемещения фрагментов изображения;
  • получить первое понятие о Быстрой маске;
  • научиться использовать Быструю маску для выделения объектов;
  • научить комбинировать картинки;

развивающие:

  • развивать навыки работы; развивать умений преодолевать трудности при самостоятельной работе с программным продуктом;
  • развивать художественный вкус;

воспитательные:

  • воспитание способности к творческой художественно-эстетической деятельности;
  • воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Задачи урока.

  • Научить пользоваться знакомыми инструментами в новом качестве.
  • Развивать творческие способности учащихся
  • Научить создавать элементарный коллаж.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютеры с установленной на них программой Microsoft PowerPoint и программой Gimp 2.66, AdobeFlash Player, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, компьютерная презентация “Sozdanie_kollazha”, компьютерная презентация “Test”, дидактический раздаточный материал, набор фотографий, фотоаппарат, флэш-ролик 3_sposob_gradient.

План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Проверка д/з 5 мин.
  3. Актуализация знаний 6 мин.
    • Фронтальный опрос по пройденному материалу.
    • Тест.
  4. Проверка базовых знаний по теме
  5. Изложение нового материала. 7 мин.
    • Постановка проблемы и исследование.
  6. Физкульминутка. 1 мин.
  7. Практическая работа. 20 мин.
  8. Подведение итогов урока. 4 мин.
  9. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока

Мотивация учащихся.

Задание на дом создать рисунок используя кисти. Перед уроком учащиеся переносят файлы с домашней работой в общую сетевую папку.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы начали изучать графический редактор? Гимп. И домашнее задание у вас было создать пейзаж используя инструмент кисти гр.ред. Все свои работы вы передали мне по сети на перемене. Кто желает показать и прокомментировать свою работу.

Вызываются поочередно два ученика показывают свою работу и комментируют какие кисти они применили для создания своей работы и почему. В чем возникли трудности.

Спасибо садись. Вызывается следующий ученик.

3. Актуализация знаний.

Проводится фронтальный опрос.

Какие графические редакторы вы еще знаете?...   Ответ:

Чем отличаются гр. редактор Гимп и например Корел? Ответ: Растровый и векторный.

А в чем их принципиальное оличие? Ответ: В векторном редакторе изображение строиться по формулам описывающим Примитивы в растровом по точкам пикселям.

Сколько окон в редакторе Гимп? Ответ: 3 объясняют какие.

Какие группы инструментов вы знаете? Ответ: Выделение, Рисование, Преобразование

Перечислите способы создания нового слоя? Ответ: В меню слой новый слой или на панели слои нажать пиктограмму Новый слой или вставить изображение как слой

Какими образом можно изменить расположение слоев? Ответ: Взять и не отпуская мышки пернести.

Как изменить размер картинки? Ответ: применить инструмент масштабирование, растянуть или уменьшить изображение затем нажать Изменить.

4. Проверка базовых знаний по теме

Молодцы, мы с вами вспомнили как работать в Гимп, вы все знаете и вам не составит труда ответь на вопросы следующего теста. Тест находится на рабочем столе компьютера, перейдите к свои компьютерам и откройте файл презентации “Тест” (приложение 1). Запускаем презентацию на демонстрацию и выбираем правильный ответ щелкая по тексту, переходим на следующий слайд нажатием на кнопке Далее, на последнем слайде нажимаем Показать результат.

Учитель показывает на интерактивной доске как работать с тестом.

Ученики выполняют тест. На работу отводится 3 минуты. Учитель проходит и записывает оценки полученные учениками.

После окончания переходим за парты.

5. Изложение нового материала

Постановка проблемы:

Посмотрите внимательно на доску (Презентация) и попробуйте расшифровать предложенные ребусы. (Cлайд 1, 2)

По мере отгадывания учитель щелкает по слайду и выходят правильные ответы.

Первый – маска, второй градиент, третий кисть, четвертый выделение

Хорошо вы молодцы справились.

Посмотрите на те слова которые вы отгадали с помощью ребуса попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

Учащиеся формулируют. Еще, Еще. Несколько формулировок. Одному ученику предлагается обобщить все высказанное. Учитель показывает тему урока. (Слайд 4)

Тема урока: Создание коллажа разными способами в графическом редакторе Gimp.

Как выдумаете, чему мы должны сегодня научиться.

Ученики дают несколько ответов формулируя цель.

Учитель щелкает по слайду и появляетс цель урока. (Слайд 4)

Цель: Создавать коллаж разными способами.

Правильно. Молодцы

(Слайд 5) Термин “Коллаж” в переводе с французского означает – “наклеивание”.

Записать в тетрадь: Коллаж – это технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Этот прием предполагал вырезание различных фрагментов изображений, из газет и журналов, и наклеивание их вместе на лист бумаги для создания единой картинки и в детстве многие из нас делали коллаж. (Слайд 6)

В программе Гимп ножницы, чтобы вырезать фрагменты, и бумагу для наклеивания нам заменят инструменты. Как вы думаете какие? Ответ: инструменты выделения (как правило). (Слайд 7)

Да молодцы. Но это только один способ, а какие еще могут быть способы? Начинают хаотично перечислять инструменты.

Это инструменты Градиент и кисть (щелкнуть поочередно по слайду), но сами по себе они выделить объект не могут, и им на помощь приходит Быстрая маска, но отнюдь не карнавальная Редактор позволяет вместе с каждым слоем хранить его маску.

Записать в тетрадь: (Слайд 8) Быстрая маска - Изображение открыто только в тех местах, где пиксели маски — белые. Черные пиксели в маске обозначают закрытое изображение — в этих местах слой считается прозрачным. Поэтому рисовать надо белым цветом.

Быструю маску активируют нажатием на пиктограмму в левом нижнем углу изображения

Заранее запущена на компьютере программа Гимп учитель переключается между окнами нажатием на ALT+TAB, показывает где находится быстрая маска и как она работает.

В режиме Быстрой маски изображение становиться красным.

Итак первый способ.

Учитель показывает в Гимпе (если необходимо включить режим масштабирование на проекторе для увеличения проецируемого изображения). Первый способ. Затем переключается на презентацию. И учащиеся записывают способ в тетради (можно подготовить и распечатать способы для последующее вклейки в тетрадь) (Слайд 9)

1 способ. Инструменты выделения.

  1. Выбрать инструмент выделения, например Круг.
  2. Настроить параметры- растушевать края, установить радиус.
  3. Выделить фрагмент.
  4. В меню выбрать Выделение Инвертировать. Нажать Delete
  5. Выбрать инструмент перемещение переместить на нужное место.

Переключается в Гимп показывает 2 способ, переключается в презентацию, показывает учащиеся записывают в тетрадь. (Слайд 10)

2 способ. Инструмент кисть

  1. Выбрать инструмент Кисть, параметры Circle Fuzzy (19), установить радиус.
  2. Перейти в режим Быстрая маска, щелкнуть в левый нижний угол рабочего поля.
  3. Выбрать цвет - белый.
  4. Выделить область, выйти из Быстрой маски.
  5. В меню выбрать Выделение Инвертировать. Нажать Delete.
  6. Выбрать инструмент перемещение переместить на нужное место.

Аналогично третий способ. (Слайд 11)

3 способ. Инструмент градиент

    1. Выбрать инструмент градиент, настроить параметры цвета из белого в черный, форму- линейную или радиальную.
    2. Нажать на рисунке и протянуть, выйти из Быстрой маски

Появится выделение, нажать Delete

6. Первичное закрепление изученного материала. (Слайд 12)

Практическая работа.

Сегодня я предлагаю вам создать коллаж используя фото школы и фото ваших учителей (примерный слайд вывожу на экран (Слайд 12)). Как вы думаете с помощью каких способов сделан этот коллаж

Обсуждение: фон - градиент, лица - выделение или кисть.

Самые интересные работы будем демонстрировать на экране в холле. Кто хочет, может воспользоваться фотоаппаратом и сделать снимки своих одноклассников для создания коллажа.

Все фото находятся В локальной сети на Teacher3/10б/коллаж/.” Копируем папку на свой компьютер в Мои документы. Готовую работу вы сохраняете в сети в папке документы на Teacher3/10б/коллаж/фамилия. (Слайд 13)

Для успешного выполнения задания я приготовила для вас подробную инструкцию, она лежит около ваших компьютеров (Приложение 2) и флэш-ролики (Приложение 3 (на рабочем столе), если у кого-нибудь возникнут вопросы, вы всегда сможете их открыть и еще раз просмотреть все то, что я вам показывала сегодня на уроке).

6. Физкультминутка.

Но перед работой давайте немного дадим отдых своим глазам. Закрыли глаза, зажмурились несколько раз. Открыли глаза посмотрели направо, затем налево. Написали глазами свое имя. Хорошо, а теперь переходим от стола к компьютерам.

Приступаем к работе.

Выполнение практической работы (20 мин.)

В процессе учащиеся передают файлы по локальной сети. Учитель просматривает и видит, кто справился с работой.

8. Подведение итогов урока. Самоанализ и рефлексия обучающихся.

Ответьте, пожалуйста, мне на следующие вопросы:

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе выполнения работы?
  • Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения?
  • Что в работе было наиболее интересным?
  • Каковы были основные трудности и как их вы преодолели?
  • Пригодятся ли вам навыки создания коллажа, сможете ли вы их использовать в личных целях?

Какие вы можете сделать замечания и предложения для будущих уроков? Выставление оценок.

9. Домашнее задание. (Cлайд 14)

Создать коллаж на свободную тему.