Цели урока:
- учить составлять и читать разными способами числовые выражения;
- актуализировать знания, полученные на уроках ранее;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать мыслительные операции;
- воспитывать патриотизм и любознательность.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- электронная презентация “Путь к звёздам” (Приложение 1),
- карточки для индивидуальной работы (Приложение 2), звёздочки для рефлексии
Ход урока
1. Орг. момент
– Ребята, начинаем урок математики. Создадим хорошее настроение, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Тихо сели за парты.
– Проверим готовность:
– Руки?
– На месте!
– Ноги?
– На месте!
– Локти?
– У края!
– Спина?
– Прямая!
(1 слайд)
2. Сообщение темы и цели урока
– Тема нашего урока “Числовые выражения” (читают на экране).
Нам очень важно уметь составлять и правильно читать числовые выражения.
(2 слайд)
– А теперь посмотрите на экран и определите с чем будет связан сегодняшний урок математики?
(с космосом)
– Какую дату, связанную с космосом отмечала наша страна в этом году?
(50 лет со дня первого полёта человека в космос)
– В честь этого события мы зажжём 5 звёзд. Чтобы это сделать, необходимо преодолеть 5 испытаний. А поможет нам в этом наука математика. Без неё не обходятся ни астрономы, ни конструкторы ракет, ни сами космонавты.
Много заданий нас ждёт впереди,
Ну а сейчас тренировки нужны.
Помогает и следит за выполнением заданий на уроке юный космонавт.
3. Разминка для знатоков (с
лайды 3-8)– Ребята, кто стал первым в мире космонавтом? (Юрий Гагарин)
– Когда был совершён первый космический полёт? (12 апреля 1961 года)
– Как называется одежда космонавта? (скафандр)
– Как назывался первый космический корабль? (Восток)
– Назовите имя главного учёного и конструктора. (Сергей Королёв)
(слайд 9)
Первая звезда знатоков попадает в нашу корзинку.
4. Конструкторская мастерская (слайды 10-11)
Вторую звезду вы можете получить, поработав конструкторами.
– Положили перед собой листочки. Ваша задача по заданному плану вычислить летательный аппарат для полёта в космос.
В вашем распоряжении 2 мин.
6 • 4 | 4 • 5 |
7 • 4 | 3 • 5 |
6 • 7 | 2 • 5 |
7 • 7 | 2 • 6 |
6 • 5 | 3 • 6 |
6 • 6 | 4 • 6 |
5 • 5 | 5 • 6 |
– Ребята, проверьте по экрану, у кого получилась ракета?
– Определите площадь, которую занимает ракета на чертеже, если считать единицей измерения 1 клеточку. (13 клеток)
– Какое число при счёте предшествует 13? (12)
– Как число 12 связано с космосом? (12 апреля – День космонавтики)
Слайд12
– Используя данные числа, составьте различные числовые выражения, используя слова: сумма, разность, произведение, частное.
– Подобное задание вы выполните дома по Прописям.
– Как называется выражение, если между числами стоит знак + ? – ? • ? : ?
Вывод:
Числовые выражения называют так же, как и результат действия.
(Слайд13)
5. “Зоркий глаз”
(слайды 14-16)Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд
(У доски 2 человека работают индивидуально. См. приложение)
– Откройте тетради, сегодня это наши бортовые журналы
– На экране различные числовые выражения
1 вариант – выписать все суммы и найти их значения
2 вариант – выписать все разности и найти их значения
24 – 10 = 45 : 9 =
6 • 7 = 18 + 2 =
44 – 24 = 22 – 15 =
13 + 11= 64 : 8 =
35 : 5 = 15 + 8 =
Проверка. Назвать выражения и вписать их значения в окошечки, нарисованной цепочки.
24 + 20 + 23 + 14 + 20 + 7 =
Найдите сумму этих чисел. (108)
– Как связано это число с космосом? (108 мин длился первый полёт Ю.Гагарина в космосе)
– Как называется это числовое выражение? сумма
6. Физминутка
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он Восьмым идёт по счёту.
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
7. Звёздочки-задачки
(слайды 17-20)– Ребята, любой космонавт должен хорошо уметь решать задачи.
А вы умеете это делать?
Открыли наши путеводители – учебники стр. 70
Приготовили бортовые журналы (тетради), решим задачи и выполним необходимые подсчёты.
Задача. В пакете 8 лимонов, а в корзине их в 5 раз больше. Сколько лимонов в корзине?
– О чём говориться в задаче?
– В чём находились лимоны?
– Можем ли мы сразу, составив одно числовое выражение, вычислить количество лимонов в корзине?
– Запишите это выражение.
Проверка
– Какое числовое выражение у вас получилось? 8 • 5 = 40
– Какие слова из условия помогли в выборе действия? (в раз больше)
Задача 2. Майка стоит 56 рублей, а носки в 8 раз дешевле майки. Какова цена носков?
– Запишите решение этой задачи.
– Какое выражение у вас получилось? 56 : 8 = 7
– Как изменить условие задачи, чтобы она решалась вычитанием?
– Как изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в два действия?
(Сколько рублей стоит вся покупка?)
Внимание на экран!
Задача, которую придумал для вас Юный космонавт.
– Внимательно посмотрите на краткую запись и составьте условие задачи.
“На одном воздушном шаре летело 8 человек, а на другом в 3 раза больше. Сколько всего человек совершали перелёт на воздушных шарах?”
– Запись решения сделать самостоятельно.
1) 8 • 3 = 24 (ч) на втором воздушном шаре
2) 8 + 24 = 32 (ч) всего
Ответ: 32 человека совершали перелёт на воздушных шарах.
Проверка по слайду.
(слайд 19)
ФИЗМИНУТКА для глаз
(слайд 21)
8. “Сосчитай-ка”
(слайд 22)– Последнее испытание.
Записать в бортовом журнале числовые выражения и вычислить их значения
(1 человек работает за доской)
Сумма чисел 12 и 5
Уменьшаемое 28 вычитаемое 20, вычисли разность
Произведение чисел 6 и 7
Делимое 72 делитель 9, чему равно частное?
Слагаемое 19, слагаемое 5, вычисли сумму
Множитель 3, множитель 4, чему равно произведение?
– Обменялись тетрадями, проверили работу друг друга.
9. Подводим итоги
– Ребята, назовите тему нашего урока.
– Что мы учились делать на уроке? (составлять, читать, решать, записывать числовые выражения)
– Наш друг космонавт составил для вас выражения, но не из чисел, а из слов. Посмотрите внимательно на экран, по-моему, он всё перепутал. Давайте поможем ему разобраться.
(слайды 23-24)
Слагаемое + множитель = сумма
Делимое – вычитаемое = разность
Множитель • делитель = произведение
Уменьшаемое – слагаемое = разность
– Ребята, вы справились со всеми испытаниями. Пятая звезда в вашей корзине.
(слайд 25)
– Проверим, сколько звёзд набралось в нашей корзинке.
Зажигаем звёзды разными цветами.
(слайд 26)
10. Рефлексия (
слайд 27)– Ребята, наш урок подошёл к концу. Вам было интересно работать?
Оцените свою работу. Прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку лестницы, где показано, как вы трудились.
11. Домашнее задание
(слайд 28)№132 стр. 42, Рабочая тетрадь№2.
Сюрприз от Космонавта.
(слайд 29) “Взлёт ракеты в космическое пространство”.