Цель. Формировать у учащихся понимание, в чем заключаются особенности жизни человеческого общества при первобытнообщинном строе и жизни в условиях существования древних цивилизаций.
Задачи.
- Повторить основные понятия, относящиеся к характеристике первобытнообщинного строя (охота, собирательство, присваивающее хозяйство, родовая община, соседская община).
- Повторить характеристику цивилизации (рукотворная среда, государство, сложная социальная структура, развитая культура).
- Повторить признаки государства (территория, власть и законы, налоги, наличие армии).
- Провести сравнительный анализ развития человечества при первобытнообщинном строе и жизни в условиях существования первых государств в каждой из сфер человеческой жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты.
Изучив тему, учащиеся смогут:
- давать характеристику особенностей первобытнообщинного строя;
- сравнивать развитие хозяйства в условиях первобытности и древности, используя понятия “присваивающее хозяйство” и “производящее хозяйство”;
- определять, в чем заключалось развитие социальной и духовной сфер;
- называть признаки государства;
- определять критерии для сравнения предложенных понятий;
- сделать вывод об отличиях первобытности от древности.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Особенности: на уроке применяются обществоведческие понятия (сферы жизнедеятельности, социальная структура).
Технологические особенности: применение ИКТ.
Приемы:
- работа с презентацией;
- постановка проблемных заданий;
- построение ассоциативных рядов;
- беседа.
Основная роль учителя: консультант, организатор дискуссий.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационный блок. Примечание: мотивация начинается до начала урока. При входе в кабинет учащимся демонстрируется первый слайд презентации.
Далее учащимся предлагается назвать свои ассоциации со словами “первобытность” и “древность”.
3. Учащиеся сравнивают два изображения на слайде, определяют, как они соотносятся с темой урока.
Учитель предлагает обсудить проблему, сообщая учащимся свой взгляд на развитие истории: “Изучая историю, я замечаю одну закономерность: опыт, накапливаемый человечеством, служит основой для его развития. Согласны ли вы с этим утверждением?” После того, как учащиеся выскажут свои мнения, им сообщается, что эта проблема будет рассматриваться в ходе урока.
4. Демонстрация слайдов, с помощью которых учащиеся определяют основные понятия урока, корректируют самостоятельно сформулированную цель, определяют критерии для сравнения. Слайды №№ 2-3 составлены с применением эффекта анимации и служат индикаторами для проверки учащимися своих ответов.
5. Обучающиеся отвечают на вопрос о занятиях первобытных людей, после того, как на экран выводится слайд №4, обсуждают занятия первобытных людей. Демонстрация слайда №5
Учитель предлагает вернуться к вопросу о связи накопляемого опыта с развитием человечества.
6. Обсуждение:
- отличие присваивающего хозяйства от производящего;
- сохранение занятий, свойственных присваивающему хозяйству в древности и современности;
- определение превалирующей доли присваивающего хозяйства при первобытнообщинном строе;
- вывод о главенствующей роли производящего хозяйства при жизни в условиях существования государства.
7. Демонстрация Слайда 6. Работа по вопросу о развитии хозяйства, о связи экономической и социальной сфер. Учащиеся отвечают на вопрос: какие новые слои населения появились в связи с развитием хозяйства. Примечание: текст, выделенный другим цветом, появляется после ответов учеников, для чего используется эффект анимации.
Учащиеся проговаривают, какие отличия первобытности от древности они заметили.
8. Продолжая работу со Слайдом 6, учитель просит учащихся выдвинуть свои предположения о жизни в поселке, изображенном на слайде: занятиях и образе жизни людей, способах защиты, управлении, социальном расслоении. Далее демонстрируется слайд №7.
9. Обучающиеся работают с иллюстративным материалом слайда №8, отвечая на вопрос заголовка слайда. После обсуждения на слайд выводится текстовая информация.
Учащиеся подводят промежуточный итог: какие отличия первобытности от древности им стали известны в ходе работы с материалом презентации.
10. Работая с информацией Слайдов 9, 10 учащиеся сообщают свои выводы о развитии духовной сферы: появление письменности, изменения роли религии с появлением государства.
11. Учитель предлагает вернуться к обсуждаемому вопросу: как прослеживается связь опыта, накапливаемого человечеством, с развитием человечества.
12. Учащиеся знакомятся с содержанием Слайда 11. Делают собственные выводы по информации, представленной на нем. Записывают признаки государства. Слайд 12 – индикатор для самопроверки.
13. Учитель предлагает учащимся восстановить, какие отличия первобытности от древности они могут назвать в хозяйстве (экономической сфере), в политической сфере, в социальной сфере, в духовной сфере. Далее обучающиеся работают с заданиями, оформленными на Слайдах 13, 14. Слайд 15 предназначен для самопроверки после самостоятельного заполнения учащимися таблицы.
14. Учащиеся сообщают свои выводы об отличительных особенностях каждого из рассматриваемых периодов в истории человечества, а также выводы о роли опыта в развитии человечества. Учитель предлагает им сообщить свое мнение по вопросу, может ли опыт быть отрицательным и привести примеры.
15. Мотивация на изучение следующего блока. Учитель знакомит учащихся с темой следующего блока, акцентируя внимание учащихся на том, что они смогут получить знания как о положительном, так и об отрицательном опыте развития древних цивилизаций.
Литература и источники.
- Интернет ресурсы для иллюстративного материала презентации: http://www.prehistoryforids.archeologia.ru
- Вигасин А.А. История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2009.
- А.А.Вигасин, Г.И.Годер. Программа “История Древнего мира. 5 класс” М. “Просвещение”, 2008.