С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию, закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
А. С. Пушкин
Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.
Идея педагогического проекта:
- Кукла – как образ человека, друга, сверстника, советчика, помощника;
- Кукла – как средство познания ребенком собственного внутреннего мира, эмоций, переживаний.
Цель игры:
- Формирование у детей интереса к кукле, как к предмету народно-прикладного творчества, приобщение к традициям этнографической культуры через использование элементов музейной педагогики;
- Формирование мотивации к художественно-творческой деятельности детей;
- Становление личностных качеств ребенка: дружелюбия, сопереживания, сочувствия; развитие эстетического вкуса.
Правила игры:
1 вариант. Детям предлагаются разные варианты кукол. Выбирается ведущий. У него набор материалов, из которых изготовлены куклы. Ведущий вынимает из шкатулки по одному предмету. Дети выбирают, к какой кукле он относится, обосновывают свой выбор.
Усложнение игры заключается в использовании кукол из комбинированных материалов, а также в использовании разных видов одного и того же материала (ткань – ситец, шелк, лен, шерсть).
Выбранные материалы используются для изготовления кукол своими руками.
2 вариант . Игра организуется по принципу “Чудесного мешочка” Игровое задание заключается в том, чтобы определить на ощупь, из каких материалов изготовлена кукла. Для этого ребенок прежде, чем вынуть из корзины куклу, должен определить и назвать, из чего она изготовлена. Ребенок составляет описательный рассказ о костюме куклы.
3 вариант. В игре участвует подгруппа из 3-4 детей, ведущий раздаёт кукол. Игроки должны разложить их по кругу по исторической хронологии.
Методические рекомендации к применению:
Предварительная работа
- У детей сформирован интерес к куклам и играм с ними;
- Дети проявляют дружелюбие, сопереживание, сочувствие, внимательное отношение друг к другу;
- Отслеживается инициативность, самостоятельность, активность в изготовлении кукол, любознательность в получении информации;
- Знакомство с историей возникновения кукол, через использование музейной педагогики.
Пособие представляет собой систему игр с постепенным усложнением. Выбор игр и заданий, использование различных вариантов одной и той же игры или задания зависит от возраста детей, объёма усвоенного ранее материала, от конкретно поставленных задач. Игра позволяет закрепить первые нравственные нормы поведения, определяется отношение к себе и другим, подготавливает к эстетическому восприятию мира, учит подмечать прекрасное рядом. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями, побуждает у детей эмоционально-творческое начало. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Так же игра позволяет совершенствовать речь, обогащать пассивный и активный словарь, расширять кругозор детей.
Тематическое содержание:
- специально организованные занятия познавательного цикла;
- разные формы внезанятийного сотрудничества;
- творческая деятельность детей в предметно-развивающем пространстве.