Цели урока:
- Развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор.
- Развивать коллективные навыки в игре, творческие способности, воображение.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность друг к другу, любовь к природе.
Оборудование:
Рисунки с геометрическими фигурами. иллюстрации к сказкам, призы для победившей команды.
Ход игры
Человек по своей сути любознателен. Первым вашим вопросом было вечное “А почему?” Сотни и тысячи раз вы одолевали им своих родителей. Вы ежедневно узнаёте что-то новое. Без знаний, которые люди накапливали тысячелетиями, не сделать ни шага вперёд. А в движении от незнания к знанию и заключён смысл прогресса и человеческого бытия. Смелее вперёд!
Знакомство с командами
(Игроки демонстрируют эмблемы, названия своих команд “ Эрудит” и “Всезнайка”)
Выбор капитанов
(Каждой команде даётся по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды.)
- Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (“р”)
- Представь, что ты кондуктор поезда. Поезд везёт 1200 ящиков. В каждом ящике 100 коробок. В каждой коробке – пара ботинок. Сколько лет кондуктору?
– Итак, капитаны есть. Продолжим игру.
I конкурс. Мы и наше здоровье
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно
Только надо знать –
Как здоровым стать!
(Командам по очереди задаётся вопрос. Если никто из команды не ответил, то очередь переходит к следующей команде.)
За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 1 балл.
- Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня. (Вода)
- Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком. (Голод)
- Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге. (Белки)
- Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах. (Витамины)
- Орган, в котором пища начинает перевариваться. (Желудок)
- Соседка желудка справа от него. (Печень)
- Какие вредные вещества содержатся в табачном дыме?
- Отчего портится осанка человека?
- В какое время дня можно загорать на солнце?
- Как правильно читать, чтобы сохранить зрение?
II конкурс. Мозаика леса
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
1 этап. Узнай животное
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 3 балла.)
- Проворный и ловкий зверёк, живёт под деревьями, в земляных, неглубоких норах. В них он прячет зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна. Похож на белку. (Бурундук)
- Этого зверя увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой и днём, и ночью. Это довольно большой зверь, с короткими ногами и острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. Этот могучий землекоп способен рыть туннель со скоростью больше метра в минуту. (Барсук)
- Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция. (Сова)
- Почуяв опасность, это животное сворачивается в клубок. (Ёж)
2 этап. Загадки (Вопросы для зрителей – “болельщиков” команд)
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 1 балл.)
Летом в лесу гуляет,
зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)Не всегда в лесу найдёшь –
Пойдёшь гулять и встретишь
Стоит колючая как ёж
Зимою в платье летнем. (Ель)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
На поляне под сосной
Много ягоды лесной, –
Ты под листик загляни-ка, –
Да ведь это… (Земляника)Белые пятна на шапочке красной, –
Он для людей чрезвычайно опасный.
Здесь ни к чему нам сомненья и спор.
Это же гриб, а точней… (Мухомор)Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (Заяц)Лета первая примета:
Под берёзой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
3 этап. Вопрос – ответ
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 1балл.)
- Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
- Всегда ли ежа спасают колючки? (Нет, лиса загоняет его в воду, ёж разворачивается)
- С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождём)
- Чего больше на свете: кустов или растений? (Растений)
- Какая река носит название лесной птицы? (Тетерев)
- Назовите четыре цветных моря. (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое.)
- Куда зайцу бежать удобнее: с горы, или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее.)
- Какие грибы растут на пнях? (Опята)
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
- Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
III конкурс. Мой родной язык
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий , как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Л. Н. Толстой
1 этап. Заблудились буквы
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 1балл.)
– Переставьте буквы так, чтобы получилось слово:
1 команда: одм, ворд, варта, цова. (дом, двор, трава, овца)
2 команда: кута, сутк, ави, коакш. (утка, куст, ива, кошка)
2 этап. Игра со зрителями – (“болельщиками” команд) “ Спрятавшееся слово”
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 1балл.)
– Когда вы ходили в лес или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Поиграем в “Эхо”.
Хлев, уточка, укол, смех, скот, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.
3 этап. Шуточные вопросы
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 3балла.)
- Что находится посередине “земли”? (М)
- Что мы произносим в начале урока? (У)
- В каком слове сорок “а”? (сорока)
- В каком слове семь одинаковых гласных? (Семья)
- Какое слово жалуется, что у него не хватает сотни? (глагол ста-нет)
- За каким звуком спрятано большое просторное помещение? (За [л])
- Какой алфавит состоит всего из шести букв? (Азбука)
IV конкурс. Конкурс юных поэтов
(Победителю в этом конкурсе присуждается 3балла.)
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Командам даётся по 1 слову (тучка, точка). К нему нужно придумать как можно больше рифмующихся слов и составить четверостишие.
V конкурс. Очевидное – невероятное
(конкурс рисунков).(Команда, выполнившая задание получает 2 балла.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Задание для 1 команды: нарисовать “балабаму”.
Задание для 2 команды: нарисовать “чичирикли”.
VI конкурс. Занимательная математика
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Математика даёт
Для победы трудностей закалку,
Учит нас хороший выполнять расчёт,
Развивать и волю, и смекалку.
1 этап. Узнай фигуру
- У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат)
- У этой фигуры противоположные стороны равны. (Прямоугольник)
- Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол)
- У этой фигуры пять углов (вершин). (Пятиугольник)
- Эта фигура часть плоскости заключает в круг. (Окружность)
- Какой фигуре окружность родня? (Шару)
- У какой фигуры всего по 3? (Треугольник)
- Эта фигура получается прикосновением пера или мела к чему-то. (Точка)
2 этап. Задачи-шутки
VII конкурс. Конкурс капитанов
(Победителю в этом конкурсе присуждается 5баллов.)
Игра “Весёлый счёт”. Выиграет капитан, который быстро и правильно посчитает от 10 до 250 десятками и покажет соответствующие числа в таблице.
Таблица для капитана команды “Эрудит”
70 | 250 | 80 | 180 | 20 |
160 | 10 | 240 | 130 | 220 |
100 | 230 | 90 | 30 | 60 |
150 | 40 | 140 | 170 | 190 |
110 | 200 | 120 | 210 | 50 |
Таблица для капитана команды “Всезнайка”
50 | 170 | 110 | 20 | 90 |
160 | 10 | 250 | 60 | 190 |
240 | 100 | 180 | 200 | 130 |
150 | 230 | 40 | 120 | 30 |
70 | 140 | 220 | 80 | 210 |
VIII конкурс. Сказка мудростью богата
(За каждый правильный ответ в этом конкурсе команде присуждается 1 балл.)
Добрую сказку
Помню с детства,
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз
1 этап. Узнай предмет
Санки (Кай, снежная королева)
2 этап. Сказочные путешествия
– Догадайтесь, на чём путешествовали сказочные герои.
- Дюймовочка в тёплые края (на ласточке)
- Емеля к царю (на печке)
- Врунгель, Лом и Фукс вокруг света (на яхте Беда)
- Барон Мюнхгаузен в турецкий военный лагерь (на пушечном ядре)
3 этап. Экспресс – вопрос
Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет победителя.