Урок математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить навык счета в пределах 100, умение складывать, вычитать, сравнивать двузначные числа; упражняться решении логических задач.
  • Развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Методическая цель: Показать игровые формы работы, которые способствуют формированию у детей учебных действий (умение рассуждать и доказывать свою точку зрения, находить свои способы решения и принимать мнения других).

Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с примерами для устного счета, слайдовая презентация.

Приложение

Ход урока

1. Организационный момент

Сказка мудростью богата
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

2. Сообщение темы и целей урока

На прошлых уроках вы познакомились с числами в пределах 100. Сегодня вам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Вы готовы? Тогда сказка начинается!

3. Устный счет

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Но похитил Елену Прекрасную Кощей Бессмертный, унёс её в невиданную страну. И все там подчинено законам математики.

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело двигается. Шел Иван по горам, по долам и дошёл до реки. Чтобы переплыть речку нужно выполнить математические задания. Поможем Ивану-Царевичу?

3.1. Математический диктант:

  1. Запишите число, которое следует при счете за числом 30.
  2. Запишите число, которое предшествует при счете числу 89.
  3. Найди значения выражения: к 30 прибавить 40.
  4. Найди значения выражения: от 100 вычесть 50.
  5. Первое слагаемое 12, второе слагаемое 7, найди сумму.
  6. Уменьшаемое 40, вычитаемое 4, найди разность.
  7. Какое число больше 9 на 8?

Ученики обмениваются тетрадями для взаимной проверки, один ученик, работавший на индивидуальной доске предъявляет ответы всему классу.

3.2. Математическая разминка

С Вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. А в лесу много разных математических тропинок.

Лесная тропинка привела Ивана в гости к медвежонку. Просит он его показать путь к Кощею Бессмертному. А медвежонок ему говорит: ,,Поиграй со мной. Продолжи математическую цепочку. Тогда сможешь ты идти дальше”.

1 2 3 5 8

11 2 22 4

– Кто из вас знает, ребята, по какому принципу составлены эти математические цепочки? Какое число будет следующим? Почему? А кто думает по-другому?

Сказал медвежонок спасибо Ивану Царевичу и показал ему путь дальше. Да только привела его тропинка к болоту.

Опечалился Иван-царевич. А лягушка-квакушка ему и говорит: «Можно пройти через болото», но выбирать нужно только правильную кочку, меняя каждый раз цвет её, форму или размер.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выбраться из болота. Как вы думаете, какая кочка будет следующей? Почему? А кто думает по-другому?

С вашей помощью, ребята, Иван-Царевич благополучно миновал болото и пошёл по следующей тропинке. Вышел он на лесную полянку и увидел зайчика, запутывающего свои следы. Поможем зайцу убежать от волка?

– Сколько выражений записал зайчишка?
– Найдите значения выражений.
– Выражения со значениями 9,15,18 нужно разместить в круг, суммы– в треугольник, разности в квадрат.
– Как вы думаете, почему выражений 9, а стрелочек получилось 15?

(Математические выражения могут иметь как конкретный результат, так быть суммой или разностью.)

Убежал зайчик с полянки, а Иван-царевич увидел яблоньку с чудесными спелыми яблоками и рядом с нею ёжика. Просит он ёжика показать ему дорогу к Кощею Бессмертному. А ёжик и говорит: Поможешь мне набрать корзину яблок и я тебе помогу.

Показал ёжик Ивану дорогу дальше. Привела лесная тропинка его к избушке на курьих ножках Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, знаю зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с заданиями».

Задания сложные (на индивидуальных карточках) получают сильные ученики (Приложение 1, Приложение 2), все остальные ученики работают вместе с учителем.

1. Найди лишнее число в каждой группе, объясни свой выбор:

5 7 9 13 2
40 30 19 20 60
12 16 34 13 15

Запиши в тетрадь:

Числа второй строки в порядке возрастания

Числа последней строки в порядке убывания

2. Сравни:

31…39
16…61
80…73
81…88
17… 27
76…48

3. Какую цифру можно поставить вместо*, чтобы получилось верное неравенство?

5* < 51
26 > *7
68 < 6*
29 < *0

– Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею, но чтобы войти во дворец , надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. А какую кнопку нажать, зашифровано в этих 3-х шифровках!

Приложение 1, Приложение 2

Шифровки раздаются слабым ученикам (повторение счета в пределах 20).

– Нет, – говорит Иван,– мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.
– Что ж, бери.

Поблагодарил Иван-Царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через минуту приземлился около дворца Кощея.

4. Физкультминутка (Гимнастика для глаз)

5. Решение задачи на нахождение периметра

А тем временем, Кощей Бессмертный прогуливался около дворца. Увидел он Ивана и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

– За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе одну задачу, решишь ее, забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова с плеч долой.

Делать нечего, согласился Иван.

Вышивает сейчас Елена Прекрасная платочек и попросила меня купить кружев, чтобы обшить его края, а сколько покупать, не знаю.

(См. задачу в уч. стр.116 № 11)

6. Магический квадрат

Решил Иван задачу, но не захотел Кощей выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться.

А вот и ларец! А на нем магический квадрат! Поможем решить этот квадрат!

7

 

3

 

6

 

9

   

Решил Иван-Царевич магический квадрат, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Отправились они домой в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии!

Вот и закончилась сказка!

7. Подведение итогов

– Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо всем!
– Что мы сегодня повторили? Какие задания были для вас интересными?