Цели:
- Закрепить
Методическая цель: Показать игровые формы работы, которые способствуют формированию у детей учебных действий (умение рассуждать и доказывать свою точку зрения, находить свои способы решения и принимать мнения других).
Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с примерами для устного счета, слайдовая презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Сказка мудростью богата
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
2. Сообщение темы и целей урока
На прошлых уроках вы познакомились с числами в пределах 100. Сегодня вам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Вы готовы? Тогда сказка начинается!
3. Устный счет
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Но похитил Елену Прекрасную Кощей Бессмертный, унёс её в невиданную страну. И все там подчинено законам математики.
Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело двигается. Шел Иван по горам, по долам и дошёл до реки. Чтобы переплыть речку нужно выполнить математические задания. Поможем Ивану-Царевичу?
3.1. Математический диктант:
- Запишите число, которое следует при счете за числом 30.
- Запишите число, которое предшествует при счете числу 89.
- Найди значения выражения: к 30 прибавить 40.
- Найди значения выражения: от 100 вычесть 50.
- Первое слагаемое 12, второе слагаемое 7, найди сумму.
- Уменьшаемое 40, вычитаемое 4, найди разность.
- Какое число больше 9 на 8?
Ученики обмениваются тетрадями для взаимной проверки, один ученик, работавший на индивидуальной доске предъявляет ответы всему классу.
3.2. Математическая разминка
С Вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. А в лесу много разных математических тропинок.
Лесная тропинка привела Ивана в гости к медвежонку. Просит он его показать путь к Кощею Бессмертному. А медвежонок ему говорит: ,,Поиграй со мной. Продолжи математическую цепочку. Тогда сможешь ты идти дальше”.
1 2 3 5 8
11 2 22 4
– Кто из вас знает, ребята, по какому принципу составлены эти математические цепочки? Какое число будет следующим? Почему? А кто думает по-другому?
Сказал медвежонок спасибо Ивану Царевичу и показал ему путь дальше. Да только привела его тропинка к болоту.
Опечалился Иван-царевич. А лягушка-квакушка ему и говорит: «Можно пройти через болото», но выбирать нужно только правильную кочку, меняя каждый раз цвет её, форму или размер.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выбраться из болота. Как вы думаете, какая кочка будет следующей? Почему? А кто думает по-другому?
С вашей помощью, ребята, Иван-Царевич благополучно миновал болото и пошёл по следующей тропинке. Вышел он на лесную полянку и увидел зайчика, запутывающего свои следы. Поможем зайцу убежать от волка?
– Сколько выражений записал зайчишка?
– Найдите значения выражений.
– Выражения со значениями 9,15,18 нужно разместить в круг, суммы– в треугольник,
разности в квадрат.
– Как вы думаете, почему выражений 9, а стрелочек получилось 15?
(Математические выражения могут иметь как конкретный результат, так быть суммой или разностью.)
Убежал зайчик с полянки, а Иван-царевич увидел яблоньку с чудесными спелыми яблоками и рядом с нею ёжика. Просит он ёжика показать ему дорогу к Кощею Бессмертному. А ёжик и говорит: Поможешь мне набрать корзину яблок и я тебе помогу.
Показал ёжик Ивану дорогу дальше. Привела лесная тропинка его к избушке на курьих ножках Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, знаю зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с заданиями».
Задания сложные (на индивидуальных карточках) получают сильные ученики (Приложение 1, Приложение 2), все остальные ученики работают вместе с учителем.
1. Найди лишнее число в каждой группе, объясни свой выбор:
5 7 9 13 2 40 30 19 20 60 12 16 34 13 15
Запиши в тетрадь:
Числа второй строки в порядке возрастания
Числа последней строки в порядке убывания
2. Сравни:
31…39
16…6180…73
81…8817… 27
76…48
3. Какую цифру можно поставить вместо*, чтобы получилось верное неравенство?
5* < 51
26 > *768 < 6*
29 < *0
– Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею, но чтобы войти во дворец , надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. А какую кнопку нажать, зашифровано в этих 3-х шифровках!
Шифровки раздаются слабым ученикам (повторение счета в пределах 20).
– Нет, – говорит Иван,– мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.
– Что ж, бери.
Поблагодарил Иван-Царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через минуту приземлился около дворца Кощея.
4. Физкультминутка (Гимнастика для глаз)
5. Решение задачи на нахождение периметра
А тем временем, Кощей Бессмертный прогуливался около дворца. Увидел он Ивана и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
– За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе одну задачу, решишь ее, забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова с плеч долой.
Делать нечего, согласился Иван.
Вышивает сейчас Елена Прекрасная платочек и попросила меня купить кружев, чтобы обшить его края, а сколько покупать, не знаю.
(См. задачу в уч. стр.116 № 11)
6. Магический квадрат
Решил Иван задачу, но не захотел Кощей выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться.
А вот и ларец! А на нем магический квадрат! Поможем решить этот квадрат!
7 |
3 |
|
6 |
||
9 |
Решил Иван-Царевич магический квадрат, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Отправились они домой в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии!
Вот и закончилась сказка!
7. Подведение итогов
– Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо всем!
– Что мы сегодня повторили? Какие задания были для вас интересными?