Цели урока:
- Продолжить знакомство с именем числительным как частью речи; познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи.научить использовать имена числительные в речи;
Развивать познавательную компетентность: мышление, память, воображение.
Формировать навыки культуры общения.
Оборудование: электронная презентация, книги для чтения с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Введение в тему урока.
Заканчивается учебный год. На уроках русского языка мы знакомились с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогали нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”.
С.Я. Маршак.
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
(Имена существительные)
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
(Глагол)
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
(Имя прилагательное)
– А я указываю на предмет, но не называю его.
(Местоимение)
– О местоимении.
Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык. Со многими другими вы познакомитесь позднее.
2. Создание проблемной ситуации. Работа в группах.
Постановка учебной задачи.
Запиши слова по группам.
– Какие слова вы не записали?
(Имена числительные)
Правильно. Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об именах числительных, а также получим новые знания об этой части речи.
III. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с количественными и порядковыми числительными.
Итак, что же такое имя числительное?
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.
Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.
– Приведите примеры числительных,
ответив на вопросы.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?
(Нет)
Правильно.
Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные.
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные.
2. Закрепление.
Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.
3. Продолжим: игра “Числа от 20 до 100”
Дети выстраиваются парами и называют друг другу числа в форме количественных и порядковых числительных.
Составьте 2 предложения с количественными и порядковыми числительными (устно).
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с пословицами.
Эти имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”.
– Определите, какие числительные в пословицах являются количественными, а какие – порядковыми. Докажи. Напиши вверху вопрос (работа с карточками).
2. Работа с фразеологизмами.
В русском языке также встречается немало выражений, которые употребляются в переносном значении. Такими выражениями являются фразеологизмы.
– Объясните значение следующих фразеологизмов.
Много фразеологизмов, в которых тоже есть числительные.
– Объясните значения. (слайд)
IV. Физминутка (коррекция зрения).
V. Работа в группах.
1.(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари).
1 группа
Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные. Опишите случай, когда можно употребить одну из пословиц.
2 группа
Воспользуйтесь учебниками, найдите и запишите фразеологизмы, в которых употребляются числительные. Объясните их значение.
3 группа
Вспомните загадки, в которых есть числительные. Составьте небольшой кроссворд.
2) Отчет групп о проделанной работе.
VI. Подведение итогов.
– Что вы узнали об имени числительном.
– Как вы считаете, что на уроке удалось, а над чем
ещё надо поработать?
Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке цифрой первого десятка.