Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя числительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с именем числительным как частью речи; познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи.научить использовать имена числительные в речи;
  2. Развивать познавательную компетентность: мышление, память, воображение.

  3. Формировать навыки культуры общения.

Оборудование: электронная презентация, книги для чтения с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Введение в тему урока.

Заканчивается учебный год. На уроках русского языка мы знакомились с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогали нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.

“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”.

С.Я. Маршак.

– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?

(Имена существительные)

– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.

(Глагол)

– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.

(Имя прилагательное)

– А я указываю на предмет, но не называю его.

(Местоимение)

– О местоимении.

Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык. Со многими другими вы познакомитесь позднее.

2. Создание проблемной ситуации. Работа в группах.

Постановка учебной задачи.

Запиши слова по группам.

– Какие слова вы не записали?

(Имена числительные)

Правильно. Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об именах числительных, а также получим новые знания об этой части речи.

III. Формирование новых знаний.

1. Знакомство с количественными и порядковыми числительными.

Итак, что же такое имя числительное?

Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.

Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.

– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?

(Нет)

Правильно.

Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные.

Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные.

2. Закрепление.

Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.

3. Продолжим: игра “Числа от 20 до 100”

Дети выстраиваются парами и называют друг другу числа в форме количественных и порядковых числительных.

Составьте 2 предложения с количественными и порядковыми числительными (устно).

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами.

Эти имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.

Игра “Собери пословицу”.

– Определите, какие числительные в пословицах являются количественными, а какие – порядковыми. Докажи. Напиши вверху вопрос (работа с карточками).

2. Работа с фразеологизмами.

В русском языке также встречается немало выражений, которые употребляются в переносном значении. Такими выражениями являются фразеологизмы.

– Объясните значение следующих фразеологизмов.

Много фразеологизмов, в которых тоже есть числительные.

– Объясните значения. (слайд)

IV. Физминутка (коррекция зрения).

V. Работа в группах.

1.(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари).

1 группа

Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные. Опишите случай, когда можно употребить одну из пословиц.

2 группа

Воспользуйтесь учебниками, найдите и запишите фразеологизмы, в которых употребляются числительные. Объясните их значение.

3 группа

Вспомните загадки, в которых есть числительные. Составьте небольшой кроссворд.

2) Отчет групп о проделанной работе.

VI. Подведение итогов.

– Что вы узнали об имени числительном.
– Как вы считаете, что на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке цифрой первого десятка.

Приложение 1

Приложение 2