Цели:
- Закрепить знания об ускорении и движении с постоянным ускорением путем решения задач. Учить ребят рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, логически мыслить, делать выводы, приводящие в итоге к умению решать задачи.
- Учить устанавливать зависимости между величинами, работать с графиками физических величин, отвечать на поставленные вопросы, в том числе опираясь на умения “считывать” информацию с графиков.
- Воспитывать трудолюбие, терпимость, усидчивость.
- Развивать счетные навыки, умение применять знания законов математики при решении физических задач, развитие чувства интереса.
Оборудование: презентация учителя “ Путешествие с ускорением за полярный круг”, учебник, дидактический материал, презентации учащихся и составленные учащимися задачи.
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка к решению задач. Слайд 2.
На прошлом уроке вы ознакомились с новой физической величиной – ускорением и новым видом движения – равноускоренным движением. Рассмотрели особенности равноускоренного движения, познакомились с его графическим представлением, знаем, что графики “несут” всю необходимую информацию, выучили формулы, устанавливающие связи между различными физическими величинами.
Для того чтобы научиться решать задачи на применение знаний по этим вопросам, давайте вспомним основные понятия, определения, формулы по теме “Равноускоренное движение”
2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальная работа с классом по вопросам. 8 мин.
Слайд 3
- Виды прямолинейного движения.
- Какое движение называют равноускоренным?
- Величина, характеризующая быстроту изменения координаты.
- Величина, характеризующая быстроту изменения скорости.
Слайд 4
Акцентируется внимание еще раз на том факте, что при изучении равномерного движения мы вводили величину, которая характеризующую быстроту изменения координаты, которая называлась “скорость”, а для равноускоренного движения, с которым мы познакомились на предыдущем уроке, необходима величина, которая бы характеризовала быстроту изменения скорости – “ускорение”
Слайд 5
- Какая величина называется ускорением при равноускоренном движении?
- Записать формулу на доске.
Слайд 6
Дается определение ускорения, формула для расчета ускорения, единица в СИ, физический смысл величины и рассматриваются 2 примера на закрепление физического смысла ускорения.
Слайд 7
- Можно ли по формуле в векторной форме вычислить ускорение тела?
Дается запись формулы в векторной форме. Обратить внимание учащихся еще раз, что для вычислений нужно, чтобы физические величины были скалярными. Поэтому формулу надо записать для проекций ускорения.
Слайд 8
Отработка умения видеть, как изменяется числовое значение скорости тела, в зависимости от направления векторов скорости и ускорения и знаков их проекции.
Слайд №9
Вывод формулы проекции скорости тела в любой момент времени. Повторение зависимости вида полученной формулы от знаков проекций векторных величин, входящих в формулу.
Слайд 10
Работа с графиком зависимости проекции скорости от времени. Обязательно обратить внимание учащихся на то, что работу с графиком всегда надо начинать со взгляда на вертикальную ось– именно она несет в себе информацию о физической величине, зависимость которой от времени рассматривается.
3. План решения задач. 30 мин.
Слайд 11
Тематика задач посвящена Крайнему Северу – краю Белого Безмолвия, красивейших природных явлений. Давайте представим, что вы собираетесь посетить Чукотку. Обратимся к карте России. Из Екатеринбурга на Чукотку можно попасть авиатранспортом. Мы выбираем три маршрута: Екатеринбург – Билибино, Екатеринбург – Анадырь, Екатеринбург – Магадан.
Слайд 12
Класс делится на три группы) Первая группа отправляется грузопассажирским самолетом Ан-72, вторая – самолетом Ил-62, а третья группа– самолетом Ту-154.
Презентация командира первой группы: “Движение с ускорением по взлетной полосе”. (Презентация 2)
Командир – учащаяся 9 класса заранее составляет задачи и презентацию.
Командир: “Самолет, набирая скорость для взлета, движется по полосе с ускорением и поднимается в воздух. Определите ускорение самолета; решите задачу в соответствии со своим маршрутом.”
Группы решают задачи – 10минут, затем сравнивают решения и ответы с ответами командира (в презентации). Оценивают свою работу.
Учитель: “В Билибино (конечный пункт) погода оказалась нелетной, и самолет Ан-72 приземлился в Певеке.
Презентация командира второй группы: “Движение по тундре”. (Презентация 3)
Командир: “Команде № 1 придется воспользоваться вертолетом, чтобы попасть в назначенный пункт – Билибино. Вторая и третья команды отправятся в Билибино: из Магадана – грузовиком по зимнику, из Анадыря – вездеходом. Все транспортные средства начинают движение с ускорениями. Определите ускорения транспортных средств.
Группы решают задачи – 10минут, затем сравнивают решения и ответы с ответами командира (в презентации). Оценивают свою работу.
Учитель: Преодолев огромные расстояния, мы попадаем в город Билибино. В условиях задач, которые мы решали , физические величины были заданы, конкретными значениями, но встречаются графические задачи, в которых значения величин нужно определять по графику. Решаем такие задачи
Презентация командира третьей группы: “Скорости животных”. (Презентация 4)
Командир: “На плакате представлены графики зависимости проекций скорости волка, медведя и лося. Определите их проекции ускорения. Найдите выражения для расчета скорости этих животных.
Группы решают задачи – 10минут, затем сравнивают решения и ответы с ответами командира (в презентации). Оценивают свою работу.
Слайд 13
4. Тестирование. Самостоятельное решение задач в группах. Приложение 1, Приложение 2
Расположить буквы, соответствующие числовым ответам, в порядке предложенных задач и получить слово, обозначающее характерное для полярных территорий явление. Учащиеся выполняют тест. Учащиеся оценивают свою работу.
Слайд 14
Зашифрованное слово –“Сияние”.
5. Задание на дом приведено на слайде № 15 1 мин.
6. Подведение итогов урока. 2 мин.