Тип урока: урок обобщающего повторения.
Методы: иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Цель урока: систематизация и повторение пройденного материала об углах, о видах треугольников, о соотношении сторон, углов; о признаках равенства и свойствах треугольников.
Задачи:
1. Образовательная: знать определения и теоремы за курс геометрии 7 класса, применять теоретические знания при решении устных, письменных и тестовых задач.
2. Развивающие: умения выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать имеющиеся знания, планировать и контролировать свою деятельность при выполнении заданий, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, математической речи и логического мышления.
3. Воспитательные: воспитания трудолюбия, усидчивости, умения слушать других, умения высказывать свою точку зрения, приводить рассуждения при выполнении заданий.
Оборудование: оценочная таблица учащегося, карточки – тесты и разноуровневые задачи, алфавит для фронтальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент (сообщение темы, цели и задач урока, знакомство с оценочной таблицей для учащихся)
Оценочная таблица
__________________________________________
фамилия, имя учащегося
Задание №1 Дидактическая игра |
Задание №2 Математический диктант |
Задание №3 “Найди лишнее слово” |
Задание №4 Тест |
Задание №5 Решение задач |
Задание №6 Математический алфавит |
Активность на уроке (учитель) |
Всего баллов |
Оценка за урок |
2. Дидактическая игра “Найди соответствие”. (
соединить стрелками 1 балл за 1 термин)Гипотенуза | |
Катет | |
Медиана | |
Биссектриса | |
Внешний угол | |
Прямоугольный треугольник | |
Боковая сторона | |
Смежный угол | |
Прямой угол | |
Высота | |
Основание | |
Равнобедренный треугольник | |
3. Математический диктант (
практические навыки на построение, измерение величин и нахождение периметра).4. Дидактическая игра “Найдите лишнее”,
(с объяснением, 1 бал за каждый верный ответ, 2 бала за приведенный пример).
- основание
- катет
- диаметр
- медиана
- гипотенуза
- вершина
- сторона
- радиус
- биссектриса
- высота
- прямая
- угол
- периметр
- катет
- секущая
- высота
- радиус
- биссектриса
- хорда
- диаметр
Составьте свои примеры (из трех слов) для продолжения этой игры.
5. Физминутка.
Покажите с помощью рук:
- параллельные прямые,
- покажите пересекающиеся прямые,
- прямоугольный треугольник, окружность (пальцы) и т.п.(дети предлагают свои упражнения)
6. Тест (приложение 1).
Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение.
1. Сумма углов треугольника равна ________________________.
- Периметр треугольника – это ______________________________________
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна ______________ .
- Если в прямоугольном треугольнике угол равен 300 , то катет ____________________________________________________________________________________________________________________________ .
- В равнобедренном треугольнике углы______________________________
- В равностороннем треугольнике ___________________________________.
- В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является ________________________________________________________.
__________________________________________________________________.
(Взаимопроверка и выставление баллов по оценочной шкале: 7 – 3 балла, 6 – 5 – 2 балла, 4 и менее – 1 балл).
7. Решение задач
(приложение 2).(Разноуровневые на карточках для индивидуальной работы от 3 до 5 баллов, учащиеся сами выбирают задания по их сложности(или учитель))
А) В равнобедренном треугольнике MNP с основанием MN M = 430. Найдите углы N и P.
Решение.
1) В равнобедренном треугольнике углы при
основании ___________, поэтому Р = ______ = ________
2) М+ Р+ N=___________ по теореме о _____________________________,
поэтому N =________ – ______ – _________
Ответ: N =_______, Р = ________ 3 балла
Б) Треугольник АВС равнобедренный с основанием АС, DАС = 1170. Найдите углы треугольника АВС.
Решение.
1) DВC + ВАС = _____ – DAC = ____ -1170= ____
2) Треугольник АВС равнобедренный, поэтому С = ____=
___
3) Так как В + А + С =____ (по теореме о ________________________),
то В = ____– ___ = ____
Ответ: А =_____, С = _______, В= ____ 3 балла
В) В треугольнике АВС угол А на 250 больше угла С, а угол С в три раза меньше угла В.
Найдите углы треугольника.
Решение.
Пусть С = х0 , тогда А = х0 +____, В=3х0.
1) А + В + С = ____ по теореме о ____________________________,
Уравнение: ________________________
________________________
________________________
________________________
А = _____________, В = 3* ______ = _______
Ответ: А = ____, В = ____, С = _____. 4 балла
Г) Найдите углы равнобедренного треугольника, если один из его углов равен 980 .
Решение. ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Ответ: 980, ____ , ____ 5 баллов
Д) В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 15 см, а другая 7 см. Какая из них является основанием?
Решение. Если предположить, что основание равно 15 см, то сумма двух боковых сторон будет равна ______ см, т.е. сумма двух сторон будет_____________ третьей стороны треугольника, что противоречит неравенству треугольника.
Ответ:
Основанием является сторона, равная_____ 4 балла
Е) Найдите третью сторону равнобедренного треугольника, если две его стороны равны 10 см и 20 см.
Решение._________________________________________________________________________
Ответ:
Третья сторона треугольника равна ______ см. 5 баллов.
(Самопроверка по готовым ответам учителя).
8. Дополнительное задание (
фронтально на доске).Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?
Выполняется индивидуально учащимися, затем обсуждаются с классом.
9. Дидактическая игра “Математический алфавит”. (
Таблица с алфавитом каждое слово – 1 балл)(Например)
А – аксиома
Б – биссектриса
В – высота
Г – градус
Д – диаметр, диагональ
Е – Евклид
Ж –
З –
И –
К – катет
Л –
М –
10. Подведение итогов, выставление оценок по оценочным листам. Рефлексия.
– Какие задания понравились?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Какую игру можно предложить дома или на другом уроке?
11. ТДЗ:
кроссворд (не менее 7 терминов) или рисунок из треугольников.Список используемой литературы:
- Барышникова Н.В. “Математика 5-11 классы. Игровые технологии на уроках” Волгоград 2007 год.
- Зеленская С.Н. “Открытые уроки. Алгебра” Волгоград, 2007 год.
- Щербакова Ю.В. “Занимательная математика” Москва “Глобус”, 2008 год.