"Химическое кафе". Обобщающий урок по теме "Важнейшие классы неорганичесских соединений"

Разделы: Химия


Цель урока:

– Обобщить и повторить знания по теме: “Важнейшие классы неорганических соединений”.

Тип урока: закрепления, обобщения и контроля знаний.

Вид урока: игра “Химическое кафе”.

Форма проведения: общественный смотр знаний учащихся с применением компьютера.

Методы: словесные (беседа), словесно-наглядные, постановка вопросов и ответы на вопросы, отработка практических навыков и умений при решении расчётных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и повторить основные понятия темы: строение и номенклатуру оксидов, кислот, оснований, солей;
  • проконтролировать умения и навыки учащихся при составлении уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов, определение их типов;
  • продолжить формирование навыков решения задач с использованием понятия массовая доля;
  • показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • учебно-познавательные: выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и взаимопроверку;
  • коммуникативные: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать собственную деятельность;
  • информационные: выделять существенные признаки химических реакций; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие:

  • закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Оборудование: Компьютер, презентация, пробирки, жетоны “ХИМИКУСЫ” с разными номиналами (приложение 2).

Реактивы: растворы  карбоната натрия, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида бария,

Ход урока

Учитель.

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников на обобщающем уроке: гостей, конечно же учеников, которые приложили немало усилий, в овладении интереснейшей науки химии, которую вы начали изучать в 8 классе. Мы проводим урок в необычной форме, и я надеюсь, что продемонстрируем высокий уровень знаний по теме “Важнейшие классы неорганических”. Сегодня мы присутствуем на открытие первого в нашей школе химического кафе для продвинутых химиков. Для чего я приглашаю вас пообедать в “Химическом кафе”.

Цель урока: (презентация, слайд 1)

Сегодня нам предстоит большая работа, мы будем готовить “Химический обед”. Для приготовления хорошего, вкусного обеда нам необходимы ваши умения и знания, поэтому нам предстоит проверить степень усвоения основных понятий пройденных тем: классы неорганических соединений, для этого мы приготовим салат “Ассорти классическое”. Для приготовления первого блюда “Уха расчётная” необходимы умения при решении задач. “Химическая запеканка” будет состоять из химических уравнений, а для приготовления напитков вам потребуются ваши практические навыки и умения.

Учитель:

– Для полноценной работы кафе необходима слаженная и опытная команда профессионалов во главе с шеф поваром, так как в дальнейшем мы намерены нашим посетителям предлагать только самые вкусные химические блюда. Постарайтесь успеть все!

I. Закуска “Ассорти классическое” (презентация, слайд 2-3)

Учитель:

– Для приготовления салата нам необходимо вспомнить определения классов неорганических соединений.

Внимание вопрос:

– Какие классы неорганических соединений мы изучили?

Учащиеся: называют классы неорганических соединений и дают им определения.

За каждую правильный ответ команда получает 10 ХИМИКУСОВ

Учитель:

– Предоставляем каждой команде приготовить классическое ассорти. Получите продуктовую (на слайде с химические формулы) корзину. Для приготовления химического ассорти необходимо выбрать один оксид, одну кислоту, основание и конечно посолить.

Задания для групп

Классифицировать вещества, назвать их.

Команды выполняют задания в своих “тарелках”, в тетрадях.

Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; Cr2O3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; HF; H3 PO4; Mn(ОН)2; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; K3PO4; NaOH; КОН.

Защитить свое произведение (к доске выходит представитель команды и выписывает формулы, даёт им название).

оксиды

кислоты

соли

основания

SiO2 оксид кремния Н2 SO3

сернистая кислота

MgСl2

хлорид магния

Mg(ОН)2

гидроксид магния

FeO оксид железа HCl хлороводородная кислота Al2S3

сульфид алюминия

Ca(OH)2

гидроксид кальция

SO3 оксид серы HF фтороводородная Al2(SO4)3

сульфат алюминия

Mn(ОН)2

гидроксид марганца

Р2О5 оксид фосфора H3 PO4 фосфорная кислота Na2CO3

карбонат натрия

NaOH

гидроксид натрия

СаО оксид кальция Н2 SO4 серная кислота K3PO4 фосфат калия КОН

гидроксид калия

Выигрывает в этом конкурсе та команда, в тарелке которой окажется больше компонентов.

За каждую правильно выписанную и названную формулу команда получает 10 ХИМИКУСОВ

Учитель:

– У нас одно блюдо уже готово. Перейдем к горячим блюдам , которым будет “Уха расчётная ”, но для того чтобы его приготовить необходимо вспомнить состав ухи.

Учащиеся: называют ингредиенты, входящие в состав ухи и делают вывод, что это смесь, поэтому, что бы уха получилась вкусной, нам необходимо рассчитать массы ингредиентов входящих в состав ухи.

Вспоминают формулу для расчета массовой доли вещества в смеси: m (в-ва) =

II. Задача (презентация, слайд 4-5)

Рецепт ухи

Для приготовления 5 килограммов ухи нам необходимо взять:

20% рыбы (любой, у меня судак) 1 группа;
14 % картофеля 2 группа;
2% моркови 3 группа;
2% лука 4 группа;
корень петрушки (по желанию);
перец горошком (5-7 штук);
лавровый лист (3-4 штуки);
соль, перец, зелень по вкусу.

Задания для групп

– Сколько грамм каждого ингредиенты необходимо взять для приготовления ухи?

1 группа: определить массу рыбы;
2 группа: определить массу картофеля;
3 группа: определить массу моркови;
4 группа: определить массу лука.

Взаимопроверка групп по инструкционным картам (приложение 1).

За правильно решённую задачу команда получает 30 ХИМИКУСОВ.

Дополнительный вопрос: сколько литров воды вы возьмёте? 5 – 1,900 =3,100 кг.

Команда, давшая первой верный ответ зарабатывает 10 ХИМИКУСОВ.

Учитель:

– “Уха расчётная” получилась замечательной, вкусной и питательной.

Физкультминутка (презентация, слайд 6)

  • Поднимает руки класс – это раз.
  • Повернулась голова – это два.
  • Руки вниз – вперед смотри – это три.
  • Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.
  • С силой их к плечам прижать.
  • И немного повращать – это пять.
  • А на шесть – в ладоши хлопнуть.
  • И на семь – ногою топнуть.
  • А на восемь – потянуться.
  • И на девять – улыбнуться.
  • Что ж заряд хороший есть?
  • Можно нам теперь и сесть.

Учитель:

– Переходим к третьему блюду и название его “Химическая запеканка”. Начинкой запеканки будут у нас уравнения реакций, но что бы их использовать вы должны, закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать их тип.

III. “Химическая запеканка” (презентация, слайд 7-8).

Задание для групп: закончить уравнения реакций и указать их тип.

  1. H2O t= ? + ?;
  2. Zn + HCl = ? + ?;
  3. CuO+ HCl = ? + ?;
  4. Na + О2 = ?
  5. Cu(OH)2 t= ? + ?

Самооценка: каждый участник команды должен выполнить по одному уравнению. За правильно составленное уравнение и определение его типа получает 10 ХИМИКУСОВ, итого 50 ХИМИКУСОВ.

Правильное решение проверяем по слайду.

  1. 2 H2O t= 2Н2 + О2 – разложения.
  2. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 – замещения.
  3. CuO+ 2HCl = CuCl2+ H2O – обмена.
  4. 4Na + О2 = 2Na2О – соединения.
  5. Cu(OH)2 t= CuO+ H2O – разложения.

IV. “Необычные напитки” (презентация, слайд 9-10)

Учитель:

Конечно же ни какой обед не обходится без напитков, которые мы с вами сейчас и приготовить, а готовить мы будим “газированный напиток” и “молочный коктейль”. А для этого нам необходимо вспомнить правила техники безопасности в химическом кафе.

Внимание вопрос:

Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с химическими веществами?

Учащиеся: называют правила техники безопасности.

За каждое правило команда получает 10 ХИМИКУСОВ.

 Задания для групп

1-2 группа: получить “газированную воду”: Na2CO3 + HCl.
3-4 группа: получить “молоко”:  Na2 SO4 + BaCl2.

Примечание: при проведении л/о обращать внимание на технику безопасности при проведении химического эксперимента

Выигрывает команда, которая быстрее приготовит напиток и сумеет защитить его.

V. Подведение итогов урока

Вот и подошёл к концу наш обед. Вы славно потрудились! Кто стал лучшей бригадой поваров?

Награждение. Лучшими профессионалами в “Химическом кафе” стали: .......   (председатель жюри вручает сертификаты).

Учитель:

– Если вы не стали профессионалами сегодня, и что-то у вас не получилось, так как хотелось, не огорчайтесь, изучение химии продолжается!

Рефлексия

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
полезен в жизни / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Благодарим за проделанную работу, всех присутствующих за помощь и оказанную поддержку (презентация, слайд 12).

Презентация