Цель урока:
– Обобщить и повторить знания по теме: “Важнейшие классы неорганических соединений”.
Тип урока: закрепления, обобщения и контроля знаний.
Вид урока: игра “Химическое кафе”.
Форма проведения: общественный смотр знаний учащихся с применением компьютера.
Методы: словесные (беседа), словесно-наглядные, постановка вопросов и ответы на вопросы, отработка практических навыков и умений при решении расчётных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и повторить основные понятия темы: строение и номенклатуру оксидов, кислот, оснований, солей;
- проконтролировать умения и навыки учащихся при составлении уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов, определение их типов;
- продолжить формирование навыков решения задач с использованием понятия массовая доля;
- показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
- учебно-познавательные: выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- коммуникативные: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать собственную деятельность;
- информационные: выделять существенные признаки химических реакций; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие:
закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Оборудование: Компьютер, презентация, пробирки, жетоны “ХИМИКУСЫ” с разными номиналами (приложение 2).
Реактивы: растворы карбоната натрия, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида бария,
Ход урока
Учитель.
– Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников на обобщающем уроке: гостей, конечно же учеников, которые приложили немало усилий, в овладении интереснейшей науки химии, которую вы начали изучать в 8 классе. Мы проводим урок в необычной форме, и я надеюсь, что продемонстрируем высокий уровень знаний по теме “Важнейшие классы неорганических”. Сегодня мы присутствуем на открытие первого в нашей школе химического кафе для продвинутых химиков. Для чего я приглашаю вас пообедать в “Химическом кафе”.
Цель урока: (презентация, слайд 1)
Сегодня нам предстоит большая работа, мы будем готовить “Химический обед”. Для приготовления хорошего, вкусного обеда нам необходимы ваши умения и знания, поэтому нам предстоит проверить степень усвоения основных понятий пройденных тем: классы неорганических соединений, для этого мы приготовим салат “Ассорти классическое”. Для приготовления первого блюда “Уха расчётная” необходимы умения при решении задач. “Химическая запеканка” будет состоять из химических уравнений, а для приготовления напитков вам потребуются ваши практические навыки и умения.
Учитель:
– Для полноценной работы кафе необходима слаженная и опытная команда профессионалов во главе с шеф поваром, так как в дальнейшем мы намерены нашим посетителям предлагать только самые вкусные химические блюда. Постарайтесь успеть все!
I. Закуска “Ассорти классическое”
(презентация, слайд 2-3)Учитель:
– Для приготовления салата нам необходимо вспомнить определения классов неорганических соединений.
Внимание вопрос:
– Какие классы неорганических соединений мы изучили?
Учащиеся: называют классы неорганических соединений и дают им определения.
За каждую правильный ответ команда получает 10 ХИМИКУСОВ
Учитель:
– Предоставляем каждой команде приготовить классическое ассорти. Получите продуктовую (на слайде с химические формулы) корзину. Для приготовления химического ассорти необходимо выбрать один оксид, одну кислоту, основание и конечно посолить.
Задания для групп
Классифицировать вещества, назвать их.
Команды выполняют задания в своих “тарелках”, в тетрадях.
Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; Cr2O3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; HF; H3 PO4; Mn(ОН)2; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; K3PO4; NaOH; КОН.
Защитить свое произведение (к доске выходит представитель команды и выписывает формулы, даёт им название).
оксиды |
кислоты |
соли |
основания |
SiO2 оксид кремния | Н2 SO3 сернистая кислота |
MgСl2 хлорид магния |
Mg(ОН)2 гидроксид магния |
FeO оксид железа | HCl хлороводородная кислота | Al2S3 сульфид алюминия |
Ca(OH)2 гидроксид кальция |
SO3 оксид серы | HF фтороводородная | Al2(SO4)3 сульфат алюминия |
Mn(ОН)2 гидроксид марганца |
Р2О5 оксид фосфора | H3 PO4 фосфорная кислота | Na2CO3 карбонат натрия |
NaOH гидроксид натрия |
СаО оксид кальция | Н2 SO4 серная кислота | K3PO4 фосфат калия | КОН гидроксид калия |
Выигрывает в этом конкурсе та команда, в тарелке которой окажется больше компонентов.
За каждую правильно выписанную и названную формулу команда получает 10 ХИМИКУСОВ
Учитель:
– У нас одно блюдо уже готово. Перейдем к горячим блюдам , которым будет “Уха расчётная ”, но для того чтобы его приготовить необходимо вспомнить состав ухи.
Учащиеся: называют ингредиенты, входящие в состав ухи и делают вывод, что это смесь, поэтому, что бы уха получилась вкусной, нам необходимо рассчитать массы ингредиентов входящих в состав ухи.
Вспоминают формулу для расчета массовой доли вещества в смеси: m (в-ва) =
II.
Задача (презентация, слайд 4-5)Рецепт ухи
Для приготовления 5 килограммов ухи нам необходимо взять:
20% рыбы (любой, у меня судак) 1 группа;
14 % картофеля 2 группа;
2% моркови 3 группа;
2% лука 4 группа;
корень петрушки (по желанию);
перец горошком (5-7 штук);
лавровый лист (3-4 штуки);
соль, перец, зелень по вкусу.
Задания для групп
– Сколько грамм каждого ингредиенты необходимо взять для приготовления ухи?
1 группа: определить массу рыбы;
2 группа: определить массу картофеля;
3 группа: определить массу моркови;
4 группа: определить массу лука.
Взаимопроверка групп по инструкционным картам (приложение 1).
За правильно решённую задачу команда получает 30 ХИМИКУСОВ.
Дополнительный вопрос: сколько литров воды вы возьмёте? 5 – 1,900 =3,100 кг.
Команда, давшая первой верный ответ зарабатывает 10 ХИМИКУСОВ.
Учитель:
– “Уха расчётная” получилась замечательной, вкусной и питательной.
Физкультминутка (презентация, слайд 6)
- Поднимает руки класс – это раз.
- Повернулась голова – это два.
- Руки вниз – вперед смотри – это три.
- Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.
- С силой их к плечам прижать.
- И немного повращать – это пять.
- А на шесть – в ладоши хлопнуть.
- И на семь – ногою топнуть.
- А на восемь – потянуться.
- И на девять – улыбнуться.
- Что ж заряд хороший есть?
- Можно нам теперь и сесть .
Учитель:
– Переходим к третьему блюду и название его “Химическая запеканка”. Начинкой запеканки будут у нас уравнения реакций, но что бы их использовать вы должны, закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать их тип.
III. “Химическая запеканка”
(презентация, слайд 7-8).Задание для групп: закончить уравнения реакций и указать их тип.
- H2O t= ? + ?;
- Zn + HCl = ? + ?;
- CuO+ HCl = ? + ?;
- Na + О2 = ?
- Cu(OH)2 t= ? + ?
Самооценка: каждый участник команды должен выполнить по одному уравнению. За правильно составленное уравнение и определение его типа получает 10 ХИМИКУСОВ, итого 50 ХИМИКУСОВ.
Правильное решение проверяем по слайду.
- 2 H2O t= 2Н2 + О2 – разложения.
- Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 – замещения.
- CuO+ 2HCl = CuCl2+ H2O – обмена.
- 4Na + О2 = 2Na2О – соединения.
- Cu(OH)2 t= CuO+ H2O – разложения.
IV. “Необычные напитки”
(презентация, слайд 9-10)Учитель:
Конечно же ни какой обед не обходится без напитков, которые мы с вами сейчас и приготовить, а готовить мы будим “газированный напиток” и “молочный коктейль”. А для этого нам необходимо вспомнить правила техники безопасности в химическом кафе.
Внимание вопрос:
Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с химическими веществами?
Учащиеся: называют правила техники безопасности.
За каждое правило команда получает 10 ХИМИКУСОВ.
Задания для групп
1-2 группа: получить “газированную воду”: Na2CO3 + HCl.
3-4 группа: получить “молоко”: Na2 SO4 + BaCl2.
Примечание: при проведении л/о обращать внимание на технику безопасности при проведении химического эксперимента
Выигрывает команда, которая быстрее приготовит напиток и сумеет защитить его.
V. Подведение итогов урока
Вот и подошёл к концу наш обед. Вы славно потрудились! Кто стал лучшей бригадой поваров?
Награждение. Лучшими профессионалами в “Химическом кафе” стали: ....... (председатель жюри вручает сертификаты).
Учитель:
– Если вы не стали профессионалами сегодня, и что-то у вас не получилось, так как хотелось, не огорчайтесь, изучение химии продолжается!
Рефлексия
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже полезен в жизни / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Благодарим за проделанную работу, всех присутствующих за помощь и оказанную поддержку (презентация, слайд 12).