Цель урока: познакомить учащихся с жизнью птиц, изменениями, происходящими в их жизни по сезонам;
Задачи урока: развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корни и приставки, отрабатывать умения разбирать слова по составу; развивать речь, мышление, память;
Оборудование: презентация “ Птицы”, таблица “Перелётные птицы”,
Ход урока
I.
1. Организационный момент.
– Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением темы по окружающему миру обобщим знания по русскому языку.
2. – Отгадайте мои загадки:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, – а все же птица! (Воробей)– Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)– Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец. (Скворец)– На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)– На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)– Мал конек за морем бывал:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце. (Ласточка)– Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок)
– Чем они отличаются от других живых существ?
– Что вы знаете о птицах?
II.
1. Справочный материал. (на фоне слайда природы, птиц)
– Птицы широко распространены по всему земному шару. Человек встречает их на экваторе, в полярных странах, в лесах, в степях и пустынях, на вершинах высочайших гор, на воде.
Жизнь многих птиц сильно меняется по сезонам. Многие птицы совершают дальние перелёты из наших мест в тёплые страны, возвращаясь весной обратно. Но есть и такие, которые постоянно живут в данной местности.
2. а) – Соотнесение картинки и название оседлых птиц,
б) – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы:
голуби, в_р_бьи, с_р_ки, галки, рябчики, т_терева, лесные совы, ястреба-т_теревятники.
– Птиц, которые зимуют в данной местности, называют зимующими. Группу зимующих птиц составляют все оседлые птицы и птицы, прикочевавшие в данную местность на зимовку.
в) – Запишите слово и разберите его по составу.
зимующие
3. – Отличие всех птиц, как вы уже говорили, они умеют летать. Запишите.
летают
– Образуйте новое слово с помощью приставки и суффикса
Улетают, перелетают, перелётные
– Разобрать по составу.
4. – Соотнесите картинку и название перелётных птиц, запишите их, объясняя правописание.
Ласто_ки, стр_жи, кукушки, скв_рцы, сол_вьи, журавли, аисты, щурки, иволги, пеночки.
III. Физминутка.
(Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений)
Возле ёлочки зелёной
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались:
Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
IV.
– В чём же причины перелётных птиц? На первый взгляд может показаться, что осенью птиц гонит от нас холод, а весной привлекает возвратившееся тепло. Такое объяснение несостоятельно. Во-первых, все перелётные птицы-теплокровные и оперение их не хуже, чем у оседлых, так, что перенесение холода почти одинаково возможно теми и другими. Во-вторых, многие птицы улетают и прилетают в определённые сроки, совершенно не сообразуясь с состоянием погоды.
(Так, грачи прилетают к нам уже в марте, когда все ещё покрыто снегом, с другой стороны, кукушка улетает в конце июля или в августе, когда ещ1 продолжается самое тёплое время.)
Одна из существенных причин перелётов птиц– недостаток пищи.
Некоторые учёные связывают перелёты птиц с существованием в северном полушарии ледниковой эпохи.
Одной из главных причин перелётов птиц считает изменение продолжительности дня.
Существуют и некоторые другие мнения о причинах перелётов птиц.
V. Запись под диктовку и заучивание скороговорки.
Грачиха говорит грачу:
“Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!”
– Разобрать по составу: грачиха, грачу, грачатами.
VI. – Знаешь ли ты, что…
- Рекордсмен дальних перелётов-полярная крачка. Каждый год совершает перелёты из Арктики в Антарктику и обратно.
- Самая маленькая птица на свете-колибри. Она живёт в тропическом лесу. Колибри не поёт, а забавно жужжит, питается нектаром и единственная из всех птиц умеет летать задом наперёд.
- Самая маленькая птица в нашей стране-королёк.
- Самая большая в мире птица– страус. Страус не летает, но очень быстро бегает, 32 км/ч.
- Выше всех летает-орёл.
- Народная примета: “Птицы сидят нахохлившись– к непогоде!”
VII. Задание на интерактивной доске.
– Определи, чем питается каждая из этих птиц. Соедини птицу и корм.
VIII.
– Назови птенцов птиц, запиши слова. С помощью какой части слова они образовались?
воробей – | орёл – |
сорока – | ворона – |
снегирь – | чайка – |
IX. Итог урока.
X. Вывод.
– Запомни правила!
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. Не прикасайся к птенцам в гнезде.
- Не разоряй гнёзда.
- Не бери весной и в начале лета с собой в лес собаку. (Она легко может поймать плохо летающих птенцов)
- Обязательно подкармливай птиц зимой.
- Весной делай, со взрослыми, для птиц домики-скворечники.
- Береги и люби природу!
XI. Д/З.
– Найти материал о жизни птицы. Опиши её.