Учителя начальных классов ГОУ СОШ № 98 придают большое значение роли инновационных программ в развитии педагогического творчества учителя. Именно по этой причине мы с большой заинтересованностью включились в изучение социокультурного обучающего курса “Истоки”.
Анализ работы, педагогическая практика, осознание того, что сегодняшний и прогнозируемый уровень развития творческого потенциала учителя неотделим от ускоренного наращивания его интеллектуального потенциала, от достижения качественно нового состояния его педагогической культуры подвели нас к необходимости использовать социокультурный курс “Истоки”.
Социокультурный учебный курс “Истоки” помогает взаимодействию субъектов образовательного пространства, а именно:
- Социокультурному обновлению образовательного пространства школы.
- Укреплению психического здоровья участников образовательного процесса.
- Созданию механизма взаимодействия участников образовательного процесса, членов социума, направленного на формирование гражданина России.
- Созданию основ единой образовательной информационной среды, которая обеспечит доступ управленческой структуры школы, всех заинтересованных в проблеме учителей школы, учащихся к педагогическим идеям школы.
Работая с изучением социокультурного курса “Истоки” мы выделили для себя следующие этапы:
- Обеспечение условий для реализации программы курса.
- Отслеживание промежуточных результатов, корректировка планов.
- Формирование теоретической части итогов исследования в соответствии с предполагаемыми результатами.
- Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами.
- Обобщение результатов и выход на внедрение опыта.
Базой курса “Истоки” являются учащиеся, их семьи и близкие, все педагоги школы.
Ожидаемые результаты.
- Создание модели системы воспитания в условиях формирования социокультурных приоритетов образования и общества в целом.
- Разработка рекомендаций по межпредметным связям курса “Истоки”.
- Главным социокультурным результатом для учащихся является создание своей “Первой книги”.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Критерии |
Средства оценивания |
Развитие ребенка – изменение ценностных ориентаций, жизненной позиции; формирование мотивации к самосовершенствованию. |
Диагностика до, на промежуточных этапах и после участия в курсе. Анкетирование. Психолого-педагогическое наблюдение за процессами. |
Развитие педагога – изменение позиции в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост учителя по формированию духовно-нравственных ценностей личности. |
|
Развитие родителей – изменение отношений в семье, рост активности родителей в учебно-воспитательном процессе. |
|
Развитие отношений между участниками учебно-воспитательного процесса, школы и окружающим социумом. |
|
Наличие информационных и методических материалов, обеспечивающих реализацию и внедрение школьной модели воспитательной системы. |
Информационно-методический банк. |
Интегрированный урок окружающий
мир с социокультурным компонентом “Истоки”
“Братья меньшие”
Цели урока:
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
- Показать взаимосвязь живой и неживой природы.
- Помочь ребятам осознать, что все в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.
- Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
- Расширение и систематизация представлений обучающихся о “братьях наших меньших”
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.
- Учить бережному отношению к природе.
- Развитие всей гаммы чувств детей во взаимоотношениях человека и животного.
Оборудование: иллюстрации с деревом, столом, городом, лесом, живыми организмами разных профессий, плакат “Экосистемы” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса, видеоряд “Русская природа”, аудиоряд “Звуки природы. Голоса домашних животных”.