Социокультурный аспект современного образовательного процесса

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Учителя начальных классов ГОУ СОШ № 98 придают большое значение роли инновационных программ в развитии педагогического творчества учителя. Именно по этой причине мы с большой заинтересованностью включились в изучение социокультурного обучающего курса “Истоки”.

Анализ работы, педагогическая практика, осознание того, что сегодняшний и прогнозируемый уровень развития творческого потенциала учителя неотделим от ускоренного наращивания его интеллектуального потенциала, от достижения качественно нового состояния его педагогической культуры подвели нас к необходимости использовать социокультурный курс “Истоки”.

Социокультурный учебный курс “Истоки” помогает взаимодействию субъектов образовательного пространства, а именно:

  1. Социокультурному обновлению образовательного пространства школы.
  2. Укреплению психического здоровья участников образовательного процесса.
  3. Созданию механизма взаимодействия участников образовательного процесса, членов социума, направленного на формирование гражданина России.
  4. Созданию основ единой образовательной информационной среды, которая обеспечит доступ управленческой структуры школы, всех заинтересованных в проблеме учителей школы, учащихся к педагогическим идеям школы.

Работая с изучением социокультурного курса “Истоки” мы выделили для себя следующие этапы:

  1. Обеспечение условий для реализации программы курса.
  2. Отслеживание промежуточных результатов, корректировка планов.
  3. Формирование теоретической части итогов исследования в соответствии с предполагаемыми результатами.
  4. Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами.
  5. Обобщение результатов и выход на внедрение опыта.

Базой курса “Истоки” являются учащиеся, их семьи и близкие, все педагоги школы.

Ожидаемые результаты.

  1. Создание модели системы воспитания в условиях формирования социокультурных приоритетов образования и общества в целом.
  2. Разработка рекомендаций по межпредметным связям курса “Истоки”.
  3. Главным социокультурным результатом для учащихся является создание своей “Первой книги”.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерии

Средства оценивания

Развитие ребенка – изменение ценностных ориентаций, жизненной позиции; формирование мотивации к самосовершенствованию.

Диагностика до, на промежуточных этапах и после участия в курсе. Анкетирование.

Психолого-педагогическое наблюдение за процессами.

Развитие педагога – изменение позиции в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост учителя по формированию духовно-нравственных ценностей личности.

Развитие родителей – изменение отношений в семье, рост активности родителей в учебно-воспитательном процессе.

Развитие отношений между участниками учебно-воспитательного процесса, школы и окружающим социумом.

Наличие информационных и методических материалов, обеспечивающих реализацию и внедрение школьной модели воспитательной системы.

Информационно-методический банк.

Интегрированный урок  окружающий мир с социокультурным компонентом “Истоки”
“Братья меньшие”

Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  1. Показать взаимосвязь живой и неживой природы.
  2. Помочь ребятам осознать, что все в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.
  3. Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
  4. Расширение и систематизация представлений обучающихся о “братьях наших меньших”

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.

  1. Учить бережному отношению к природе.
  2. Развитие всей гаммы чувств детей во взаимоотношениях человека и животного.

Оборудование: иллюстрации с деревом, столом, городом, лесом, живыми организмами разных профессий, плакат “Экосистемы” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса, видеоряд “Русская природа”, аудиоряд “Звуки природы. Голоса домашних животных”.

Ход урока