Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Разделы: Биология, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (748 кБ)


Цели урока: раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции; продолжить формирование познавательного интереса к предмету, воспитание здорового образа жизни; закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях строения и функционирования желез внутренней секреции, показать последствия нарушения работы желез внутренней секреции;

Оборудование: карточки-задания, выставка продуктов и витаминов, содержащих йод: морская капуста, майонез, хлеб, пивные дрожжи, ламинария в таблетках, йод-актив. Компьютерная презентация

Ход урока

I Организационный момент

Важное место среди медико-биологических наук занимает эндокринология. Как в думаете, что изучает эта наука?

(Ответы учащихся)

Давайте посмотрим на более точное определение:

Эндокринология - (от эндо -, греч. krino - отделяю, выделяю и -логия), наука о строении и функции желёз внутренней секреции(эндокринных желез), вырабатываемых ими гормонах, путях их образования и действия на организм животных и человека.

Слайд 2

II Учебная лекция "История развития эндокринологии"

Сведения о заболеваниях желез внутренней секреции можно найти в древних трактатах по медицине. О применении органов и тканей с лечебной целью имелись указания в индийской и китайской медицине, в работах Гиппократа (460- 377 гг. до н. э.), Галена (129-201). Ибн-Сина (980-1037) в "Каноне врачебной науки" указывал на повышение аппетита, развитие гангрены, наличие сладкой мочи у больных сахарным диабетом. Слайд 3

В 1775 г. Теофиль Борде указывал, что каждый орган является местом образования специфических веществ, поступающих в кровь, полезных для организма и необходимых для его сохранения.

В 1830 г. Мюллер впервые начал изучать секрецию надпочечников, щитовидной и вилочковой желез, селезенки. Он называл их сосудистыми узлами или кровяными железами.

Карл Базедов работал в Мерзебурге окружным врачом. Известность Базедову принесла его работа с чётким характеристическим описанием 4 случаев так называемой мерзебургской триады (зоб, пучеглазие, сердцебиение).

Одна из болезней, описанных им - названа его именем. Болезнь возникает в случае избытка гормонов щитовидной железы, и, вследствие, глаза начинают выкатываться. Слайд 4

Клод Бернар изучал строение и функции слюнных желез (1843). Его исследования положили начало физиологии пищеварения. В 1849 ученый сделал свое первое крупное открытие, выяснив, что поджелудочная железа секретирует не только вещества, способствующие перевариванию белков и углеводов, но и фермент, расщепляющий жиры. Некоторые из его наблюдений над собаками с удаленной поджелудочной железой способствовали спустя 72 года открытию инсулина. Им создана первая теория, объясняющая природу диабета. В 1848 Бернар открыл гликоген и установил роль печени в углеводном обмене. Бернар ввел понятие "внутренняя секреция", изучение которой стало предметом отдельной науки - эндокринологии.

Слайд 5

Ребята, как вы понимаете термин "внутренняя секреция", который ввёл Клод Бернар?

Почему некоторые железы называются железами внутренней секреции?

(Ответы учащихся)

Сегодня мы должны определить роль гормонов в нашем организме, распознавать заболевания, связанные с нарушением работы желез внутренней секреции, знать способы профилактики заболеваний и вывести формулу здоровья.

Поэтому тема урока звучит так: "Гормоны: добро или зло".

Слайд 6

Наверное каждый из вас в детстве представлял себя в роли врача, вы лечили свои игрушки, своих домашних животных. Сегодня вы познакомитесь с профессией врача-эндокринолога. Слайд 7

III Активизация опорных знаний по теме "Гуморальная регуляция организма".

Лечить наших пациентов смогут те, кто сдаст успешно "экзамен".

Работа по карточкам.

Приложение 1

1. . Распределить железы по группам - внешней, внутренней и смешанной секреции Проверка этого задания может осуществляется демонстрацией интерактивной схемы "Типы желез" ЦОР

2 Установить соответствие между железой и ее функцией. Проверка теста может осуществляется демонстрацией интерактивной схемы "Гормоны" ЦОР.

Подсчёт баллов. Слайд 8

После успешного сдачи "экзамена" можно приступить к приёму "пациентов". Уважаемые "врачи", перед вами сводная таблица по приёму пациентов которую необходимо заполнить: поставить диагноз пациенту и дать рекомендации. Время приёма ограничено - 2 минуты.

Таблица 1.

Имя пациента Диагноз Рекомендации
1 Дядя Стёпа    
2 Пациентка А (программа "Жить здорово!")    
3 Пациент Н    
4 Анализ крови    
5 Пациент К    
6 Дюймовочка    
7 Лукерья из рассказа И.Тургенева (Приложение 2)    
8 Три толстяка    

Слайды 8 - 14

Обсуждение результатов. Дополнения учителя.

Итоги урока.

IV Рефлексия.

Мы выяснили причины некоторых заболеваний человека. Давайте запишем формулу здоровья.

Формула здоровья = Гормоны + ... + ...

(Ответы учащихся)

Домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1. Установите соответствие между железами и их типом.

  • Железы внутренней секреции:
  • Железы внешней секреции:
  • Железы смешанной секреции:
  • Щитовидная железа
  • Потовые железы
  • Гипофиз
  • Поджелудочная
  • Слюнные железы
  • Вилочковая (тимус)
  • Половые железы
  • Надпочечники

Задание 2. Установить соответствие между железой и выполняемой функцией:

ГОРМОН ЖЕЛЕЗА
А) Для синтезе гормонов этой железы необходим йод. 1) Щитовидная железа
Б) Гормоны этих желез у женщин управляют фазами полового цикла. 2) Гипофиз
В) Гормоны этих желез стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы. 3) Надпочечники
Г) Гормоны этих желез регулируют содержание солей кальция и фосфора в крови. 4) Поджелудочная железа
Д) Выделяет гормон - инсулин. 5) Околощитовидная железа
Е) Синтезирует гормон роста. 6) Половые железы

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отрывок из рассказа И.С.Тургенева "Живые мощи" из "Записок охотника".

"Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?

Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета. (Героиня рассказа, что она оступилась, "так прямо с рундука и полетела вниз - да о землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому - скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня внутри - в утробе - порвалось ...")

- С того самого случая, - продолжала Лукерья, - стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить..."

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 272с:ил.
  2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам "Биология. Человек" 8(9) класс,Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.:ВАКО, 2005. 416с.
  3. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.- 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 215 с.: ил.
  4. krugosvet.ru
  5. slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ
  6. wikipedia.ru