Цели урока: раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции; продолжить формирование познавательного интереса к предмету, воспитание здорового образа жизни; закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях строения и функционирования желез внутренней секреции, показать последствия нарушения работы желез внутренней секреции;
Оборудование: карточки-задания, выставка продуктов и витаминов, содержащих йод: морская капуста, майонез, хлеб, пивные дрожжи, ламинария в таблетках, йод-актив. Компьютерная презентация
Ход урока
I Организационный момент
Важное место среди медико-биологических наук занимает эндокринология. Как в думаете, что изучает эта наука?
(Ответы учащихся)
Давайте посмотрим на более точное определение:
Эндокринология - (от эндо -, греч. krino - отделяю, выделяю и -логия), наука о строении и функции желёз внутренней секреции(эндокринных желез), вырабатываемых ими гормонах, путях их образования и действия на организм животных и человека.
Слайд 2
II Учебная лекция "История развития эндокринологии"
Сведения о заболеваниях желез внутренней секреции можно найти в древних трактатах по медицине. О применении органов и тканей с лечебной целью имелись указания в индийской и китайской медицине, в работах Гиппократа (460- 377 гг. до н. э.), Галена (129-201). Ибн-Сина (980-1037) в "Каноне врачебной науки" указывал на повышение аппетита, развитие гангрены, наличие сладкой мочи у больных сахарным диабетом. Слайд 3
В 1775 г. Теофиль Борде указывал, что каждый орган является местом образования специфических веществ, поступающих в кровь, полезных для организма и необходимых для его сохранения.
В 1830 г. Мюллер впервые начал изучать секрецию надпочечников, щитовидной и вилочковой желез, селезенки. Он называл их сосудистыми узлами или кровяными железами.
Карл Базедов работал в Мерзебурге окружным врачом. Известность Базедову принесла его работа с чётким характеристическим описанием 4 случаев так называемой мерзебургской триады (зоб, пучеглазие, сердцебиение).
Одна из болезней, описанных им - названа его именем. Болезнь возникает в случае избытка гормонов щитовидной железы, и, вследствие, глаза начинают выкатываться. Слайд 4
Клод Бернар изучал строение и функции слюнных желез (1843). Его исследования положили начало физиологии пищеварения. В 1849 ученый сделал свое первое крупное открытие, выяснив, что поджелудочная железа секретирует не только вещества, способствующие перевариванию белков и углеводов, но и фермент, расщепляющий жиры. Некоторые из его наблюдений над собаками с удаленной поджелудочной железой способствовали спустя 72 года открытию инсулина. Им создана первая теория, объясняющая природу диабета. В 1848 Бернар открыл гликоген и установил роль печени в углеводном обмене. Бернар ввел понятие "внутренняя секреция", изучение которой стало предметом отдельной науки - эндокринологии.
Слайд 5
Ребята, как вы понимаете термин "внутренняя секреция", который ввёл Клод Бернар?
Почему некоторые железы называются железами внутренней секреции?
(Ответы учащихся)
Сегодня мы должны определить роль гормонов в нашем организме, распознавать заболевания, связанные с нарушением работы желез внутренней секреции, знать способы профилактики заболеваний и вывести формулу здоровья.
Поэтому тема урока звучит так: "Гормоны: добро или зло".
Слайд 6
Наверное каждый из вас в детстве представлял себя в роли врача, вы лечили свои игрушки, своих домашних животных. Сегодня вы познакомитесь с профессией врача-эндокринолога. Слайд 7
III Активизация опорных знаний по теме "Гуморальная регуляция организма".
Лечить наших пациентов смогут те, кто сдаст успешно "экзамен".
Работа по карточкам.
Приложение 1
1. . Распределить железы по группам - внешней, внутренней и смешанной секреции Проверка этого задания может осуществляется демонстрацией интерактивной схемы "Типы желез" ЦОР
2 Установить соответствие между железой и ее функцией. Проверка теста может осуществляется демонстрацией интерактивной схемы "Гормоны" ЦОР.
Подсчёт баллов. Слайд 8
После успешного сдачи "экзамена" можно приступить к приёму "пациентов". Уважаемые "врачи", перед вами сводная таблица по приёму пациентов которую необходимо заполнить: поставить диагноз пациенту и дать рекомендации. Время приёма ограничено - 2 минуты.
Таблица 1.
№ | Имя пациента | Диагноз | Рекомендации |
1 | Дядя Стёпа | ||
2 | Пациентка А (программа "Жить здорово!") | ||
3 | Пациент Н | ||
4 | Анализ крови | ||
5 | Пациент К | ||
6 | Дюймовочка | ||
7 | Лукерья из рассказа И.Тургенева (Приложение 2) | ||
8 | Три толстяка |
Слайды 8 - 14
Обсуждение результатов. Дополнения учителя.
Итоги урока.
IV Рефлексия.
Мы выяснили причины некоторых заболеваний человека. Давайте запишем формулу здоровья.
Формула здоровья = Гормоны + ... + ... |
(Ответы учащихся)
Домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1. Установите соответствие между железами и их типом.
- Железы внутренней секреции:
- Железы внешней секреции:
- Железы смешанной секреции:
- Щитовидная железа
- Потовые железы
- Гипофиз
- Поджелудочная
- Слюнные железы
- Вилочковая (тимус)
- Половые железы
- Надпочечники
Задание 2. Установить соответствие между железой и выполняемой функцией:
ГОРМОН | ЖЕЛЕЗА |
А) Для синтезе гормонов этой железы необходим йод. | 1) Щитовидная железа |
Б) Гормоны этих желез у женщин управляют фазами полового цикла. | 2) Гипофиз |
В) Гормоны этих желез стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы. | 3) Надпочечники |
Г) Гормоны этих желез регулируют содержание солей кальция и фосфора в крови. | 4) Поджелудочная железа |
Д) Выделяет гормон - инсулин. | 5) Околощитовидная железа |
Е) Синтезирует гормон роста. | 6) Половые железы |
Ответ:
А Б В Г Д Е
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отрывок из рассказа И.С.Тургенева "Живые мощи" из "Записок охотника".
"Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?
Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета. (Героиня рассказа, что она оступилась, "так прямо с рундука и полетела вниз - да о землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому - скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня внутри - в утробе - порвалось ...")
- С того самого случая, - продолжала Лукерья, - стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить..."
ЛИТЕРАТУРА:
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 272с:ил.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам "Биология. Человек" 8(9) класс,Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.:ВАКО, 2005. 416с.
- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.- 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 215 с.: ил.
- krugosvet.ru
- slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ
- wikipedia.ru